Рост конкурентоспособности зернового производства - важный фактор совершенствования инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:32, доклад

Описание работы

Зерновой рынок по своей стратегической и социально-экономической значимости, и объемам товарооборота является одним из наиболее крупных сегментов продовольственного рынка. В переходный к рыночной экономике период наблюдалось сокращение объемов производства и реализации зерна, ресурсного потенциала, потеря современных интенсивных технологий, снижение уровня эффективности зернового хозяйства. Недостаток оборотных средств, высокие цены на ресурсы не позволяли осуществлять необходимые затраты, что приводило к низкой урожайности зерновых культур даже в благоприятные по природно-климатическим условиям годы.

Работа содержит 1 файл

Доклад Машаня.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

    Рост  конкурентоспособности  зернового производства - важный фактор совершенствования инновационного процесса 

    Зерновой  рынок по своей стратегической и  социально-экономической значимости, и объемам товарооборота является одним из наиболее крупных сегментов  продовольственного рынка. В переходный к рыночной экономике период  наблюдалось сокращение  объемов производства и реализации зерна, ресурсного потенциала, потеря современных интенсивных технологий, снижение уровня эффективности зернового хозяйства. Недостаток оборотных средств, высокие цены на ресурсы не позволяли осуществлять необходимые затраты, что приводило к низкой урожайности зерновых культур  даже в благоприятные по природно-климатическим условиям годы.

    Рыночные  отношения неразрывно связаны с  борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров. В условиях рыночной конкуренции получение доходов сельскохозяйственными производителями возможно только при повышении конкурентоспособности продукции.

    Конкурентоспособность продукции является показателем жизнестойкости и умения предприятия эффективно использовать ресурсы, условием включения предприятия в конкурентную борьбу внутри  
отрасли и участия в межотраслевой конкуренции. Выбор стратегий  
развития и использования конкурентных преимущества хозяйствующими субъектами за счет повышения качества и снижения издержек  
производства создает условия для укрепления конкурентных позиций  
и повышает конкурентоспособность зерновой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

    Наличие на зерновом рынке большого числа участников, которые занимаются производством зерна и продуктов его переработки, куплей-продажей продукции, обеспечением и обслуживанием участников рынка, определяет формирование на нем конкурентной среды (рис. 5).

      

    

    

    

    

      

    

    

    

    

    

    

      

    Рис. 1 – Связи меду субъектами зернового  рынка региона 

    Зерновой  рынок, среди отдельных товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, характеризуется  своими специфическими особенностями.  Стратегическая значимость зерна и продуктов его переработки, физические и стоимостные масштабы зерновой отрасли, количество вовлеченных нематериальных, трудовых и финансовых ресурсов, обширные межотраслевые связи, происходящие в ней процессы оказывают влияние  на состояние всей экономики страны. К числу специфических особенностей зернового рынка с позиции маркетинга можно отнести особенности зерна как товара   и организацию ведения зерновой отрасли в целом. Как товар каждый вид зерна  

характеризуется относительной однородностью, качественные показатели которого  поддаются определенной стандартизации. Это не позволяет товаропроизводителям, рекламируя его, выделить какие-то показатели, присущие только своей продукции.

    Зерно в отличие от другой сельскохозяйственной продукции имеет свои особенности – качественную однородность, взаимозаменяемость, делимость и сохраняемость. Это обеспечивает сравнительно емкий рынок сбыта и приоритетное значение зерна в создании резервных фондов (табл.1). Ограничение рыночных принципов  в отношении зерновой продукции состоит в том, что она является основой питания населения  и влияет на степень удовлетворения физиологических потребностей. По нашему мнению, конкурентоспособность зерновой продукции – это ее способность быть средством полного удовлетворения потребностей  потребителей  и    обеспечивать определенно высокий уровень доходов производителю.

    При организации ведения зерновой отрасли  у сельхозтоваропроизводителей  отсутствуют такие стартовые  условия повышения конкурентоспособности продукции, как патент на используемую технологию. Хотя производство зерна и основывается на технико-технологических инновациях, однако, эти разработки, как правило, осуществляются не в самих сельскохозяйственных предприятиях и становится снижение индивидуальных издержек производства в расчете на производство единицы продукции стандартного качества преимущественно за счет оптимальной специализации каждого зернопроизводящего хозяйства,

    
  Отгружено (передано) продукции - всего Остаток на конец отчетного периода
январь 2008 г. январь 2009 г. 2009 в % к 2008 2008 2009 2009 в % к 2008
Ульяновская область 45411 112173 247 1052355 2051683 195
Базарносызганский район       199 45399 х
Барышский район       3274 6526 199
Вешкаймский район 5590 4180 74,8 30962 60012 194
Инзенский район 6 49 х 2905 26751 х
Карсунский  район 6198 2277 36,7 16477 46798 284
Кузоватовский район 686 1904 278 22990 47225 205
Майнский  район 11239 21731 193 95481 124688 131
Мелекесский район 3442 15199 в 4.4р 335584 475636 142
Николаевский район 1918 17480 х 13192 75918 в 5.8р
Новомалыклинский  район 1857 5400 291 48302 53613 111
Новоспасский  район 47 185 в 3.9р 6609 66635 х
Павловский  район 121 33 27,3 763 2163 283
Радищевский район 1319 8918 в 6.8р 94276 99889 106
Сенгилеевский район 748 3257 в 4.4р 8490 20837 245
Старокулаткинский район 48 833 х 26094 36071 138
Старомайнский район 381 5919 х 44327 102531 231
Сурский район 1625 4315 266 52373 120316 230
Тереньгульский  район   114     187686  
Ульяновский район 6205 5287 85,2 105249 180043 171
Цильнинский район 3835 10930 285 112905 160978 143
Чердаклинский район 100 1356 х 23904 81190 в 3.4
Ульяновск 46 2685 х 7999 22216 278
Новоульяновск   121     8562  

    Таблица 1 - Объемы реализации пшеницы сельскохозяйственными предприятиями Ульяновской области (центнеров) 

информация  о них распространяется довольно широко. В этих условия основным средством конкурентной борьбы товаропроизводителей зерна района, региона на производстве тех видов зерна, которые в наибольшей степени соответствуют природно-климатическим условиям возделывания зерновых культур и производственному потенциалу.

    Анализ  отечественного рынка зерна и  зернопродуктов показывает, что в сфере производства зерна и его поставок на первичный рынок конкуренция складывается между отдельными сельскохозяйственными предприятиями различной формы собственности и хозяйствования, их интегрированными формированиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

    В сфере закупок зерна конкурируют:

    • государственные заготовительные организации, покупающие зерно по договорным (рыночным, интервенционным, гарантированным) ценам;

     · коммерческие отечественные и зарубежные оптово-торговые компании, обеспечивающие и обслуживающие структуры машиностроительного, энергетического, химического, банковского и других секторов экономики, получающие зерно в основном в качестве расчета за финансовый и товарный кредит или по бартерным обменным операциям;

   • элеваторы и зерноперерабатывающие  предприятия, получающие зерно по прямым связям или в счет оплаты за оказываемые услуги по хранению и переработке.

    Эти структуры, как правило, формируют  рынок зерна. Особенностью этого блока зернового рынка является то, что торговые и обслуживающие структуры владеют основными емкостями по хранению товарного зерна, что делает их монополистами в этой сфере деятельности (табл. 2).

    Данные  таблицы 2 показывают, что в сфере закупочной деятельности большую конкурентоспособность имеют оптово-торговые, перерабатывающие обеспечивающие и обслуживающие структуры. Однако их потребности в зерне удовлетворяются не в полном объеме, поэтому в 2008 г. значительная часть продовольственных ресурсов Ульяновской области обеспечивалась за счет импорта (табл.3).  

    Таблица 2- Структура каналов реализации в сельскохозяйственных организациях Ульяновской области, % 

  Всего из общего объема реализовано
перерабатывающим  организациям и организациям оптовой  торговли,

на рынке, через собственные магазины и  др.

в том  числе на биржах и аукционах населению (через систему общественного  питания хозяйства, в счет оплаты труда) по бартерным  сделкам (обменным операциям) 
 
  2008 2007 2008 2007 2008 2007 2008 2007 2008
Зерновые  и зернобобовые культуры - всего  
 
 
100
 
 
 
71,8
 
 
 
66,8
 
 
 
-
 
 
 
0,1
 
 
 
13,5
 
 
 
10,8
 
 
 
14,7
 
 
 
11,2
  пшеница - всего  
100
 
77
 
82,2
 
-
 
0,1
 
10
 
7,8
 
13
 
10
из  нее твердых сортов  
100
 
8,7
 
5
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
  рожь 100 67,1 70,9 - - 10,9 8,5 22 20,6
  просо 100 36 75,3 - - 22,4 13,1 41,6 11,6
  гречиха 100 71,3 85,2 - - 11,9 8,9 16,8 5,9
  кукуруза 100 95,7 85,5 - - 0,5 7,4 3,8 7,1
  ячмень - всего 100 58,9 73,1 - - 25,6 20,6 15,6 6,3
  ячмень пивоваренный и наиболее ценных сортов  
 
 
 
100
 
 
 
 
76,1
 
 
 
 
88
 
 
 
 
-
 
 
 
 
-
 
 
 
 
4,3
 
 
 
 
4,8
 
 
 
 
19,6
 
 
 
 
7,2
  ячмень кормовой  
100
 
56,9
 
72,5
 
-
 
-
 
28
 
21,2
 
15,1
 
6,2
  овес 100 39,4 36,2 - - 36,7 36,8 24 27
   зернобобовые - всего  
 
100
 
 
72,8
 
 
84,9
 
 
-
 
 
-
 
 
17,9
 
 
6
 
 
9,3
 
 
9,1
  горох 100 77,1 86,7 - - 14,7 3,4 8,2 9,9
  прочие зерновые  
100
 
28,4
 
30,7
 
-
 
-
 
69,5
 
68,7
 
2,1
 
0,7
 

    Импорт  продовольственных товаров из стран  дальнего зарубежья в 2008 году составил 14250,8 тыс. долларов и увеличился на 9,7%, из государств – участников СНГ – 711,0 тыс. долларов и уменьшился на 56%.

    Таблица 3 - Структура ввоза зерновой продукции в Ульяновской области

 
Показатель
2008г. 2007г. 2008г. в % к 2007г.
 
тонн
тыс. 
рублей
 
тонн
тыс. 
рублей
 
тонн
тыс. 
рублей
Зерновые  и зернобобовые культуры 2078,0 10261,2 6753,0 24195,3 30,8 42,4
 

    Высокий конкурентный статус того или иного  участника рынка обеспечивается соответствующим уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемой услуги.

    Конкурентоспособность зерновой продукции формируется  под воздействием комплекса факторов, изучение которых позволило определить основные направления ее повышения, включающие в себя комплекс мероприятий для товаропроизводителей (рис. 2). 

      

    

    

    

 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2 - Схема направлений повышения  конкурентоспособности зерновой продукции.

    Для оценки конкурентоспособности товара служит метод «Цена — качество». Исходная позиция метода ~ конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.

    За  критерий оценки конкурентоспособности  товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность нового товара, используют соотношение двух характеристик:

цены  и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик.

    В оценке производственной конкурентоспособности  зерна (табл.4) важными являются такие  экономические показатели, как себестоимость 1 ц продукции, производственные затраты в расчете на 1 га посевов; технологические – урожайность зерновых культур; маркетинговые – цена реализации; финансовые - прибыль на 1 ц продукции, прибыль на 1 га посева, рентабельность производства.

 Ориентиром для фирм - посредников является уровень цен установленный правительством для закупок зерна в региональные и федеральные фонды. Эти цены в своей основе имеют самый низкий уровень и не обеспечивают доходность для расширенного воспроизводства, таким образом, происходит непаритетный обмен для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Зерно и продукты его переработки характеризуются  широким спектром показателей качества, обеспечивающих надлежащий уровень  конкурентоспособности (табл. 5): цвет, запах, вкус, влажность, зараженность вредителями, засоренность, количество и качество клейковины, стекловидность, натура, показатели химического состава и другие.

    Повышение качества выпускаемой продукции  расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, повышение качества способствует наполнению рынка товарами с более высокой степенью полезности, а значит более полному удовлетворению потребностей

    Таблица 4 - Конкурентоспособность зерна  на региональном рынке зерна Ульяновской  области

Показатели  конкурентоспо-

собности

В среднем  по области Сельскохозяйственные  предприятия

Ульяновской области

ООО «Княжуха» ООО «Весна» ООО «Агро-люкс» СПК «Заря» ООО «Авангард»
Натуральные и стоимостные показатели:            
- урожайность,  ц/га 19,9 23,7 20,3 30,3 19,1 15,1
- производственные  затраты на 1 га посевов, тыс.  руб. 7,0 8,2 6,9 8,1 6,8 6,1
- себестоимость  1 ц, руб. 357,7 420,1 343,5 323,9 387,1 403,6
- цена  реализации 1 ц, руб. 542,8 564,3 559,6 535,1 419,8 519,5
Относительные показатели (в % к средним по области):            
- урожайность,  ц/га 100 119,1 102,1 152,3 96,0 75,4
- производственные  затраты на 1 га посевов, тыс.  руб. 100 117,1 98,6 115,7 97,1 87,1
- себестоимость  1 ц, руб. 100 117,4 96,0 90,6 108,2 112,8
- цена  реализации 1 ц, руб. 100 103,9 103,9 98,6 77,3 95,8
Итого баллов (сумма %) 400 457,5 400,6 457,2 378,6 371,1
Интегральный  показатель конкурентоспособности (средний  балл) 100 114,4 100,2 114,3 94,7 92,8
Рейтинг предприятия 4 1 3 2 5 6

Информация о работе Рост конкурентоспособности зернового производства - важный фактор совершенствования инновационного процесса