Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:32, доклад
Зерновой рынок по своей стратегической и социально-экономической значимости, и объемам товарооборота является одним из наиболее крупных сегментов продовольственного рынка. В переходный к рыночной экономике период наблюдалось сокращение объемов производства и реализации зерна, ресурсного потенциала, потеря современных интенсивных технологий, снижение уровня эффективности зернового хозяйства. Недостаток оборотных средств, высокие цены на ресурсы не позволяли осуществлять необходимые затраты, что приводило к низкой урожайности зерновых культур даже в благоприятные по природно-климатическим условиям годы.
Рост
конкурентоспособности
зернового производства
- важный фактор совершенствования
инновационного процесса
Зерновой
рынок по своей стратегической и
социально-экономической
Рыночные отношения неразрывно связаны с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров. В условиях рыночной конкуренции получение доходов сельскохозяйственными производителями возможно только при повышении конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность
продукции является показателем жизнестойкости
и умения предприятия эффективно использовать
ресурсы, условием включения предприятия
в конкурентную борьбу внутри
отрасли и участия в межотраслевой конкуренции.
Выбор стратегий
развития и использования конкурентных
преимущества хозяйствующими субъектами
за счет повышения качества и снижения
издержек
производства создает условия для укрепления
конкурентных позиций
и повышает конкурентоспособность зерновой
продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Наличие на зерновом рынке большого числа участников, которые занимаются производством зерна и продуктов его переработки, куплей-продажей продукции, обеспечением и обслуживанием участников рынка, определяет формирование на нем конкурентной среды (рис. 5).
Рис.
1 – Связи меду субъектами зернового
рынка региона
Зерновой
рынок, среди отдельных товарных
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, характеризуется
своими специфическими особенностями.
Стратегическая значимость зерна и продуктов
его переработки, физические и стоимостные
масштабы зерновой отрасли, количество
вовлеченных нематериальных, трудовых
и финансовых ресурсов, обширные межотраслевые
связи, происходящие в ней процессы оказывают
влияние на состояние всей экономики
страны. К числу специфических особенностей
зернового рынка с позиции маркетинга
можно отнести особенности зерна как товара
и организацию ведения зерновой отрасли
в целом. Как товар каждый вид зерна
характеризуется относительной однородностью, качественные показатели которого поддаются определенной стандартизации. Это не позволяет товаропроизводителям, рекламируя его, выделить какие-то показатели, присущие только своей продукции.
Зерно в отличие от другой сельскохозяйственной продукции имеет свои особенности – качественную однородность, взаимозаменяемость, делимость и сохраняемость. Это обеспечивает сравнительно емкий рынок сбыта и приоритетное значение зерна в создании резервных фондов (табл.1). Ограничение рыночных принципов в отношении зерновой продукции состоит в том, что она является основой питания населения и влияет на степень удовлетворения физиологических потребностей. По нашему мнению, конкурентоспособность зерновой продукции – это ее способность быть средством полного удовлетворения потребностей потребителей и обеспечивать определенно высокий уровень доходов производителю.
При организации ведения зерновой отрасли у сельхозтоваропроизводителей отсутствуют такие стартовые условия повышения конкурентоспособности продукции, как патент на используемую технологию. Хотя производство зерна и основывается на технико-технологических инновациях, однако, эти разработки, как правило, осуществляются не в самих сельскохозяйственных предприятиях и становится снижение индивидуальных издержек производства в расчете на производство единицы продукции стандартного качества преимущественно за счет оптимальной специализации каждого зернопроизводящего хозяйства,
Отгружено (передано) продукции - всего | Остаток на конец отчетного периода | |||||
январь 2008 г. | январь 2009 г. | 2009 в % к 2008 | 2008 | 2009 | 2009 в % к 2008 | |
Ульяновская область | 45411 | 112173 | 247 | 1052355 | 2051683 | 195 |
Базарносызганский район | 199 | 45399 | х | |||
Барышский район | 3274 | 6526 | 199 | |||
Вешкаймский район | 5590 | 4180 | 74,8 | 30962 | 60012 | 194 |
Инзенский район | 6 | 49 | х | 2905 | 26751 | х |
Карсунский район | 6198 | 2277 | 36,7 | 16477 | 46798 | 284 |
Кузоватовский район | 686 | 1904 | 278 | 22990 | 47225 | 205 |
Майнский район | 11239 | 21731 | 193 | 95481 | 124688 | 131 |
Мелекесский район | 3442 | 15199 | в 4.4р | 335584 | 475636 | 142 |
Николаевский район | 1918 | 17480 | х | 13192 | 75918 | в 5.8р |
Новомалыклинский район | 1857 | 5400 | 291 | 48302 | 53613 | 111 |
Новоспасский район | 47 | 185 | в 3.9р | 6609 | 66635 | х |
Павловский район | 121 | 33 | 27,3 | 763 | 2163 | 283 |
Радищевский район | 1319 | 8918 | в 6.8р | 94276 | 99889 | 106 |
Сенгилеевский район | 748 | 3257 | в 4.4р | 8490 | 20837 | 245 |
Старокулаткинский район | 48 | 833 | х | 26094 | 36071 | 138 |
Старомайнский район | 381 | 5919 | х | 44327 | 102531 | 231 |
Сурский район | 1625 | 4315 | 266 | 52373 | 120316 | 230 |
Тереньгульский район | 114 | 187686 | ||||
Ульяновский район | 6205 | 5287 | 85,2 | 105249 | 180043 | 171 |
Цильнинский район | 3835 | 10930 | 285 | 112905 | 160978 | 143 |
Чердаклинский район | 100 | 1356 | х | 23904 | 81190 | в 3.4 |
Ульяновск | 46 | 2685 | х | 7999 | 22216 | 278 |
Новоульяновск | 121 | 8562 |
Таблица
1 - Объемы реализации пшеницы сельскохозяйственными
предприятиями Ульяновской области (центнеров)
информация о них распространяется довольно широко. В этих условия основным средством конкурентной борьбы товаропроизводителей зерна района, региона на производстве тех видов зерна, которые в наибольшей степени соответствуют природно-климатическим условиям возделывания зерновых культур и производственному потенциалу.
Анализ отечественного рынка зерна и зернопродуктов показывает, что в сфере производства зерна и его поставок на первичный рынок конкуренция складывается между отдельными сельскохозяйственными предприятиями различной формы собственности и хозяйствования, их интегрированными формированиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В
сфере закупок зерна
• государственные заготовительные организации, покупающие зерно по договорным (рыночным, интервенционным, гарантированным) ценам;
· коммерческие отечественные и зарубежные оптово-торговые компании, обеспечивающие и обслуживающие структуры машиностроительного, энергетического, химического, банковского и других секторов экономики, получающие зерно в основном в качестве расчета за финансовый и товарный кредит или по бартерным обменным операциям;
•
элеваторы и
Эти структуры, как правило, формируют рынок зерна. Особенностью этого блока зернового рынка является то, что торговые и обслуживающие структуры владеют основными емкостями по хранению товарного зерна, что делает их монополистами в этой сфере деятельности (табл. 2).
Данные
таблицы 2 показывают, что в сфере закупочной
деятельности большую конкурентоспособность
имеют оптово-торговые, перерабатывающие
обеспечивающие и обслуживающие структуры.
Однако их потребности в зерне удовлетворяются
не в полном объеме, поэтому в 2008 г. значительная
часть продовольственных ресурсов Ульяновской
области обеспечивалась за счет импорта
(табл.3).
Таблица
2- Структура каналов реализации
в сельскохозяйственных организациях
Ульяновской области, %
Всего | из общего объема реализовано | ||||||||
перерабатывающим
организациям и организациям оптовой
торговли,
на рынке, через собственные магазины и др. |
в том числе на биржах и аукционах | населению (через систему общественного питания хозяйства, в счет оплаты труда) | по бартерным
сделкам (обменным операциям) | ||||||
2008 | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | |
Зерновые и зернобобовые культуры - всего | 100 |
71,8 |
66,8 |
- |
0,1 |
13,5 |
10,8 |
14,7 |
11,2 |
пшеница - всего | 100 |
77 |
82,2 |
- |
0,1 |
10 |
7,8 |
13 |
10 |
из нее твердых сортов | 100 |
8,7 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
рожь | 100 | 67,1 | 70,9 | - | - | 10,9 | 8,5 | 22 | 20,6 |
просо | 100 | 36 | 75,3 | - | - | 22,4 | 13,1 | 41,6 | 11,6 |
гречиха | 100 | 71,3 | 85,2 | - | - | 11,9 | 8,9 | 16,8 | 5,9 |
кукуруза | 100 | 95,7 | 85,5 | - | - | 0,5 | 7,4 | 3,8 | 7,1 |
ячмень - всего | 100 | 58,9 | 73,1 | - | - | 25,6 | 20,6 | 15,6 | 6,3 |
ячмень пивоваренный и наиболее ценных сортов | 100 |
76,1 |
88 |
- |
- |
4,3 |
4,8 |
19,6 |
7,2 |
ячмень кормовой | 100 |
56,9 |
72,5 |
- |
- |
28 |
21,2 |
15,1 |
6,2 |
овес | 100 | 39,4 | 36,2 | - | - | 36,7 | 36,8 | 24 | 27 |
зернобобовые - всего | 100 |
72,8 |
84,9 |
- |
- |
17,9 |
6 |
9,3 |
9,1 |
горох | 100 | 77,1 | 86,7 | - | - | 14,7 | 3,4 | 8,2 | 9,9 |
прочие зерновые | 100 |
28,4 |
30,7 |
- |
- |
69,5 |
68,7 |
2,1 |
0,7 |
Импорт продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в 2008 году составил 14250,8 тыс. долларов и увеличился на 9,7%, из государств – участников СНГ – 711,0 тыс. долларов и уменьшился на 56%.
Таблица 3 - Структура ввоза зерновой продукции в Ульяновской области
Показатель |
2008г. | 2007г. | 2008г. в % к 2007г. | |||
тонн |
тыс. рублей |
тонн |
тыс. рублей |
тонн |
тыс. рублей | |
Зерновые и зернобобовые культуры | 2078,0 | 10261,2 | 6753,0 | 24195,3 | 30,8 | 42,4 |
Высокий
конкурентный статус того или иного
участника рынка обеспечивается
соответствующим уровнем
Конкурентоспособность
зерновой продукции формируется
под воздействием комплекса факторов,
изучение которых позволило определить
основные направления ее повышения,
включающие в себя комплекс мероприятий
для товаропроизводителей (рис. 2).
Рис. 2 - Схема направлений повышения конкурентоспособности зерновой продукции.
Для оценки конкурентоспособности товара служит метод «Цена — качество». Исходная позиция метода ~ конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.
За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность нового товара, используют соотношение двух характеристик:
цены
и качества. Наиболее конкурентоспособен
товар, имеющий оптимальное
В оценке производственной конкурентоспособности зерна (табл.4) важными являются такие экономические показатели, как себестоимость 1 ц продукции, производственные затраты в расчете на 1 га посевов; технологические – урожайность зерновых культур; маркетинговые – цена реализации; финансовые - прибыль на 1 ц продукции, прибыль на 1 га посева, рентабельность производства.
Ориентиром для фирм - посредников является уровень цен установленный правительством для закупок зерна в региональные и федеральные фонды. Эти цены в своей основе имеют самый низкий уровень и не обеспечивают доходность для расширенного воспроизводства, таким образом, происходит непаритетный обмен для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Зерно
и продукты его переработки
Повышение
качества выпускаемой продукции
расценивается в настоящее
Таблица 4 - Конкурентоспособность зерна на региональном рынке зерна Ульяновской области
Показатели
конкурентоспо-
собности |
В среднем по области | Сельскохозяйственные
предприятия
Ульяновской области | ||||
ООО «Княжуха» | ООО «Весна» | ООО «Агро-люкс» | СПК «Заря» | ООО «Авангард» | ||
Натуральные и стоимостные показатели: | ||||||
- урожайность, ц/га | 19,9 | 23,7 | 20,3 | 30,3 | 19,1 | 15,1 |
- производственные затраты на 1 га посевов, тыс. руб. | 7,0 | 8,2 | 6,9 | 8,1 | 6,8 | 6,1 |
- себестоимость 1 ц, руб. | 357,7 | 420,1 | 343,5 | 323,9 | 387,1 | 403,6 |
- цена реализации 1 ц, руб. | 542,8 | 564,3 | 559,6 | 535,1 | 419,8 | 519,5 |
Относительные показатели (в % к средним по области): | ||||||
- урожайность, ц/га | 100 | 119,1 | 102,1 | 152,3 | 96,0 | 75,4 |
- производственные затраты на 1 га посевов, тыс. руб. | 100 | 117,1 | 98,6 | 115,7 | 97,1 | 87,1 |
- себестоимость 1 ц, руб. | 100 | 117,4 | 96,0 | 90,6 | 108,2 | 112,8 |
- цена реализации 1 ц, руб. | 100 | 103,9 | 103,9 | 98,6 | 77,3 | 95,8 |
Итого баллов (сумма %) | 400 | 457,5 | 400,6 | 457,2 | 378,6 | 371,1 |
Интегральный показатель конкурентоспособности (средний балл) | 100 | 114,4 | 100,2 | 114,3 | 94,7 | 92,8 |
Рейтинг предприятия | 4 | 1 | 3 | 2 | 5 | 6 |