Роль неформальных институтов в перераспределении ресурсов в советской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Переход к рассмотрению институтов как "скелета" экономики вместо понимания их как факторов экономического развития позволяет сконцентрироваться на выявлении "несущих конструкций" современной российской экономики, а не тех элементов, которые ею постоянно отторгаются. Примером применения институционального подхода в поддерживаемой мной трактовке являются работы новосибирской экономико-социологической школы 1990-х гг. по анализу экономических институтов российского общества и их модернизации в ходе современных реформ

Содержание

Введение 3
Глава 1. Неформальные институты в административно-командной системе 5
1.1. Сущность неформальных институтов в институциональной экономике 5
1.2. Формальные и неформальные институты командной экономики: проблемы их трансформации 6
1.3. Институт рынка в СССР 11
1.4. Динамика трансакционных издержек 14
Глава 2. Неформальные институты в процессе перераспределения ресурсов 16
2.1. Экономиическая ментальность в административно-командной системе 16
2.2. Экономические и социальные функции ресурсов в советском административно-командном и современном российском обществе 20
2.3. Рыночное и нерыночное приспособление домохозяйств к рыночному институциональному пространству 22
Глава 3. Трансформация роли неформальных институтов в процессе перераспределения ресурсов при переходе к рынку 26
3.1. Происхождение российского бизнеса: легальные и нелегальные истоки 26
3.2. Соотношение конкуренции и монополии при переходе к рынку 31
3.3. Проблема "институциональной неадекватности" российского государства в 90-е годы 34
3.4. Проблема частной собственности при переходе к рынку 39
Заключение 41
Литература 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по курсу «Институциональная экономика».doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Типичными становятся понятия "опекун" и "опекаемый". В массовом сознании сохраняется надежда на опеку, ожидание помощи и покровительства со стороны "сильных мира сего", стремление переложить ответственность на чужие плечи. Ради этой опеки люди готовы отказаться от "голодной" свободы, обменяв её на состояние "сытого" подчинения. Однако в условиях трансформационного спада "манна небесная" не выпадает, а возможности легального трудоустройства в значительной мере сокращаются. Всё это приводит к поляризации общества, росту социальной напряженности и маргинализации экономически активного населения.

 

 

 

 

Глава 3. Трансформация  роли неформальных институтов в процессе перераспределения ресурсов при  переходе к рынку

3.1. Происхождение  российского бизнеса: легальные  и нелегальные истоки

 

Государство всегда было в российских условиях главным субъектом хозяйственной жизни. Рыночная модернизация требует, чтобы государство умерило свои гегемонистские претензии. Поскольку, однако, в России нет гражданского общества, то ограничивать государство предстояло самому же российскому государству. Ключевым компонентом модернизации должен был стать переход от власти – собственности к современной частной собственности. С известной долей условности можно выделить три основных этапа изменения системы прав собственности в постсоветской России. 

 

Этап 1: Номенклатурная приватизация (1988 – 1992)

Номенклатурное разворовывание государственной  собственности началось еще в  рамках советской институциональной  системы власти-собственности. За основу рынка номенклатуре хотелось взять  старый "бюрократический рынок", где позиция участника определяется его чином, административной властью, но также научиться извлекать из этого рынка настоящие денежные доходы. Разгосударствление ей хотелось произвести таким образом, чтобы производственные издержки легли на плечи общества (государства), а выгоды от производства стали частными (и попадали в карман бюрократии). Этой цели удалось достигнуть за счет размывания государственной собственности.

Такой (созданный сверху) экономический  рынок можно рассматривать как  своеобразную организационную инновацию номенклатуры. Ее особенность заключается в том, что бюрократия (и, прежде всего, директора бывших государственных предприятий) использует собственность ослабевшего государства в целях личного обогащения, получая льготные государственные кредиты, лицензии на даровое использование природных ресурсов, создавая свои кооперативы при госпредприятиях, в которые переводится прибыль и где отмываются деньги. Именно эти группы аккумулировали первые крупные капиталы, укрепляя за счет этого свой потенциал влияния на власть, и создавая предприятия на самых выгодных рынках с помощью уже рыночных (или псевдорыночных) механизмов, которые можно рассматривать как организационное нововведение в рамках прежней советской системы. Возникает своеобразная частно-бюрократическая собственность, см. рис. 2

В результате, хотя в стране появляется "гибрид бюрократического и экономического рынка" (при преобладании первого), почти законченное здание номенклатурного капитализма в последние годы существования СССР еще юридически не оформленное. Эту его ограниченность попытались снять на втором этапе новоявленные собственники.

Рис. 2. Изменение де-факто системы собственности в рамках советской системы  

 

Этап 2: Попытка  создания системы частной собственности (1992-1996)

Чтобы преодолеть бесконтрольное усиление бюрократии, администрация президента Б.Н. Ельцина решила сделать процесс приватизации формальным. Отныне де-факто-собственники должны были формализовать свои права. В этом были заинтересованы и новоявленные собственники, потому что в условиях размытости старой и неупорядоченности новой системы прав собственности над ними постоянно витала угроза экспроприации приобретенной собственности.

Однако делалось это путем механического  импорта западных институтов частной  собственности без учета российской институциональной специфики. Поэтому  возник разрыв собственности де-факто и де-юре, при этом решающими оказались неформальные, юридически неоформленные права, в которые вкладывалось содержание, отличное от закрепленных в юридических контрактах норм.

Главная цель данного этапа состояла, по мнению организаторов, в создании институциональных условий для становления и развития системы частной собственности по образцу западных демократий. Приватизация рассматривалась как средство, необходимое для подкрепления либерализационных и стабилизационных мероприятий. Импорт западных институтов прикрывал российское (восточное) содержание.

Начало процессу положила массовая чековая приватизация. За чековым  этапом последовал этап денежных и залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов. И хотя этот этап продолжается и поныне (в форме единичной денежной приватизации), пик его пришелся на первую половину 90-х гг.

Формальным итогом этого этапа  стал тот факт, что 80% всей собственности  в России перешло в частные руки. Приватизация государственной и муниципальной собственности затронула все без исключения отрасли экономики (см. рис. 2).

В результате к середине 1990-х гг. не только в общем числе предприятий, но и в общем объеме производства и численности работников государственная собственность стала занимать подчиненное место.

Те частные руки, в которые  попали самые лакомые куски бывшей государственной собственности, принадлежали главным образом выходцам из все той же советской элиты. Следовательно, в ходе "номенклатурной приватизации" произошел не столько обмен власти на собственность (как изначально планировалось), сколько слияние политической элиты с бизнес-элитой. Данные социологических исследований 1994 – 1995 гг. российской бизнес-элиты показали, что люди с номенклатурным прошлым составляли в ней примерно половину выборки (см. табл. 1).

Еще более нагляден процесс слияния  власти и собственности при анализе  историй жизни наших олигархов (см. табл. 2). Из 15 наиболее влиятельных постсоветских предпринимателей "ельцинских" времен лишь один (М.М. Фридман из "Альфа-группы") является выходцем из "грамотных специалистов" и лишь четверо не принимали прямого участия во властных структурах постсоветской России. Таким образом, олигархов можно считать классическим примером "бюрократической буржуазии", чьи позиции в бизнесе производны от их участия во власти.

Рис. 2. Распределение предприятий и организаций по формам собственности

в промышленности

Таблица 1

Предыдущая работа российских лидеров бизнеса  
(выбраны по списку 100 ведущих бизнесменов России и каталогу

"Элита российского бизнеса")2

 

Численность выборки, чел.

Пришедшие в бизнес с номенклатурных или высших руководящих постов

Сделавшие себя сами

Не указавшие места предыдущей работы

Респонденты 1994 г.

86

44%

56%

0

Респонденты 2004 г., в том числе работники банков

145-64

26%-31%

50%-39%

24%-30%


 

Таблица 2

Российские олигархи и власть3

Олигархи

Социальное положение  в последние годы существования СССР

Участие во властных структурах после 1991 г.

Группа Алекперова (ОАО "Нефтяная компания "ЛУКойл"")

Алекперов В.Ю.

В 1991 г. – первый зам. министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В конце 1991 г. Постановлением правительства назначен президентом концерна "ЛУКойл".

Официально не участвовал.

"Альфа – группа"

Фридман М.М.

Конструктор завода "Электросталь", с 1988 г. – частный предприниматель в кооперативе "Альфа-фото", с 1991 г. – председатель Совета директоров группы "Альфа-Консорциум". 

Официально не участвовал.

Авен П.О.

В 1989 – 1991 гг. – советник МИД СССР, в 1991 г. – первый зам. министра иностранных дел России.

В 1992 г. возглавляет Министерство внешних  экономических связей, позже – зам. председателя валютно-экономической комиссии Правительства РФ. В декабре 1992 г. уходит в отставку и переходит в бизнес.

Вид Л.Б.

В 1991 г. – первый зам. министра экономики и прогнозирования СССР.

В 1992 – 1995 гг. зам. директора, потом директор Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. В феврале 1996 г. переходит на работу в "Альфа-банк".

Группа Березовского-Абрамовича

Березовский Б.А.

С 1983 г. руководитель лаборатории в Институте проблем управления, с 1989 г. – Генеральный директор дочерней сбытовой структуры "ЛогоВАЗа".

В 1992 – 1993 гг. – член Совета по промышленной политике при Правительстве РФ, в 1996 – 1997 гг. – зам. секретаря Совета безопасности, позже советник Руководителя Администрации Президента РФ, в 1998 – 1999 гг. – исполнительный секретарь СНГ 

Абрамович Р.А.

Нет данных. Бизнесом в Москве занимается с 1992 г.

Неофициальный "кассир семьи" Президента.  

Смоленский А.П.

В 1987 – 1989 гг. – начальник 4-го строит.-монтажн. управления Москвы и руководитель кооператива "Москва – III", с 1989 г. руководит КБ "Столичный". 

Член консультативного Совета по банковской деятельности при Правительстве РФ.

Группа Вяхирева (ОАО "Газпром")

Вяхирев Р.И.

В 1986 – 1989 гг. первый зам. министра газовой  промышленности СССР, с 1989 г. – зам. председателя правления государственного газового концерна "Газпром".

Официально не участвовал.

Группа Гусинского (группа "МОСТ")

Гусинский В.А.

До 1986 г. работает в сфере культуры, в 1986 г. организует кооператив "Металл", с октября 1991 г. – президент КБ "МОСТ-Банк".

Официально не участвовал.

Группа Лужкова

Лужков Ю.М.

С 1991 г. – премьер правительства Москвы, в 1991 г. зам. председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

С июня 1992 г. – мэр Москвы.

Евтушенков В.П.

В 1990 – 1991 гг. – начальник Главного управления по науке и технике Мосгорисполкома, с апреля 1991 г. – председатель АОЗТ "Московский городской комитет по науке и технике".

Советник мэра Москвы.

Группа Потанина –  Прохорова – Йордана

Потанин В.О.

Работник Министерства внешней торговли СССР, с 1991 г. возглавил АООТ "Интеррос".

С августа 1994 г. – член Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ, в июне 1996 г. распоряжением Правительства РФ назначен членом Совета директоров РАО "Норильский Никель". Занимал много других постов.

Прохоров М.Д.

В 1989 – 1992 гг. – ведущий экономист, затем начальник управления Международного банка экономического сотрудничества.

В апреле 1996 г. распоряжением Правительства РФ назначен членом Совета директоров РАО "Норильский Никель".

Группа Ходоровского ("РОСПРОМ – ЮКОС")

Ходоровский М.Б.

В 1986 – 1987 гг. – зам. секретаря Фрунзенского райкома ВЛКСМ Москвы, в 1987 – 1989 гг. – директор Центра научно-техничес-кого творчества молодежи, с августа 1991 г. Генеральный директор межбанковского объединения МЕНАТЕП.

В 1993 – 1995 гг. – зам. министра топлива и энергетики РФ.

Группа Чубайса (РАО "ЕЭС  России")

Чубайс А.Б.

В 1990 – 1991 гг. – первый зам. председателя горисполкома Ленсовета, председатель Комитета по экономической реформе.

В 1991 – 1992 гг. – председатель Гос. Комитета РФ по управлению государственным имуществом, в 1996 – 1997 гг. – Руководитель Администрации Президента РФ, в 1997 – 1998 гг. – министр финансов РФ, с 1998 г. – председатель правления РАО "ЕЭС Россия". Занимал много других постов.


 

 

Заметного роста эффективности российских частных предприятий в 1990-е гг. большинством исследователей не обнаружено. И это не случайно, потому что природа собственности коренным образом не изменилась. Однако это стало ясно лишь на третьем этапе. 

3.2. Соотношение  конкуренции и монополии при переходе к рынку

Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: "В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу". В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение  стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие особенности  несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает  при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция  происходила прежде всего за  обеспечение сбыта продукции,  то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т. д.

3. Конкуренция все больше перемещается  из сферы обращения, где происходит  реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал  способов такой борьбы. Рядом  с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая нечестная). Ценовая конкуренция - это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция - это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т. д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.

4. Особенности современной монополизации  народного хозяйства, ее позитивные  и негативные факторы.

Монополистические тенденции в  народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации  народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно - межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный "управленческий холдинг", который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т. п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами - в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т. д.

Еще одна особенность современной  монополизации - усиление централизации  капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Информация о работе Роль неформальных институтов в перераспределении ресурсов в советской экономике