Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов
в социально-экономическом развитии административно-
территориальных образований…………………………………………стр. 5
1.1. Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6
Правовая основа территориальных финансов
Российской Федерации………………………………………………….стр. 7
1.3. Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12
Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13
Доходная часть местного бюджета……………………..……стр. 17
Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23
Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов………………………………………..стр. 28
Заключение…………………………………………………………….стр. 32
Используемая литература……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФИНАНСАМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

     
 

2.3. Анализ  бюджета  г. Мурманска 

    Мурманская  область является приграничным и  периферийным для России регионом, поставляющим сырьё на мировой и  российский рынок. Область граничит с Финляндией и Норвегией, входящих в ЕС.  Многие предприятия региона, используя приграничное положение, смогли резко увеличить экспорт, компенсируя частичную потерю внутреннего рынка. За последние пять лет власти области сумели наладить необходимую инфраструктуру, установить связи с соседними регионами и международными организациями, прежде всего в рамках Баренцрегиона.

    Конкурентоспособной оказалась лишь сырьевая продукция, но сырьевые рынки не стабильны –  потребность в сырье и цены сильно колеблются. Соответственно быстро меняется  и прибыль предприятий, а значит, и доходы региона. Экспорт продукции большинства перерабатывающих предприятий г. Мурманска незначителен из-за устаревшего оборудования и относительно низкого качества продукции. Доля Мурманска в промышленном производстве невелика – менее 20%, но почти половина инвестиций приходится на областной центр. Экономика привлекательна по сравнению с областью, хотя последнее частично объясняется более высокой себестоимостью строительства.

    Мурманск  – один из крупных городов за Полярным кругом. Необходимо отметить, что предприятия северных регионов теряют российский рынок: себестоимость произведенной  на Севере продукции выше, чем в центральных и южных регионах из-за климата и системы северных льгот.

    Мурманск  относится к  Крайнему Северу, что  сейчас приносит дополнительные проблемы, связанные с увеличением примерно в 1,5 раза расходов на содержание бюджетных отраслей. К тому же периферийное положение региона означает, что транспортные расходы мурманских предприятий выше, чем расположенных в более южных регионах. 

    Таблица №1 Исполнение бюджета Г. Мурманска (тыс. руб.)

№ раз 

дела

 
Наименование  разделов и статей доходов
 
За 2002 г.
 
За 2003 г
 
За 2005 г.
Прогноз

на 2006г.

     
1 2 3 4 6 7
1. Налоговые доходы, всего: 2048576 2282243 1377439 1979905
1.1. Налоги на прибыль, в том числе:                         1627444 1806807 1037279 1417992
  Налог на прибыль  организаций                 331375 232217 88607 Х
  Налог на доходы физических лиц               1296069 1574590 948672 1417992
1.2. Налоги на товары и услуги.                     
Лицензионные и регистрационные сборы, в том числе:         
241954 230994 89662 Х
  Акцизы по подакцизным  товарам, производимым  на территории РФ                             48911 74846 89662 Х
  Налог с продаж                               189288 156117 Х Х
1.3. Налоги на совокупный доход                    25697 52462 133205      241991
1.4. Налоги на имущество                           115312 130757 91626 284217
1.5. Платежи за пользование  природными ресурсами   16582 32924 89043 Х
1.6. Прочие налоги, пошлины и сборы, в том числе:                21587 28299 2642 Х
1.7. Транспортный  налог Х Х Х 137167
1.8. Налог на игорный  бизнес Х Х Х 126514
2. Неналоговые доходы, всего: 119789 236459 324326 355858
2.1. Доходы от имущества, наход. в  государственной и муниципальной собственности, 
или от деятельности, в том числе:                          
107110 213407 304220 300800
  Арендная плата  за земли городов и поселков   58951 86322 115630 180000
  Доходы от сдачи  в аренду имущества           42176 121225 300720 296300
2.2. Штрафные санкции, возмещение ущерба          10854 14395 18830 21408
  Итого доходов: 2168365 2518702 1701765 2335763
  Из  областного бюджета  выделено:                   472485 618973 1840944 2661545
  Дотации                                      281698 408458 212834 203414
  Субвенции                                    129858 149692 1621110 2451131
  Субсидии                                     60929 60823 7000 7000
 
Всего доходов:
 
2640850
 
3137675
 
3542709
 
4997308
 

    Стабильное  поступление доходов в городской  бюджет обеспечивают местные монополисты (городские электросети и теплосети, дорожное строительство) и отдельные  предприятия торговли и сферы  услуг. Как видно из таблицы № 1 основная часть поступлений в городской бюджет приходится на налоговые платежи (около 75 %), при  этом 70 % из них составляет налог на доходы физических лиц. Но наблюдается тенденция к снижению поступлений налоговых платежей в местный бюджет. Поступления снизились на 32,76%   (с 2048576 тыс. руб. за 2002 г. до 1377439 тыс. руб. за 2005 г.).

    Среди доходов выделяются налог на товары и услуги, на прибыль организаций  и налог с продаж. Муниципалитет в 2006 году собирается получить с транспортного налога и налога на игорный бизнес 263681 тысячу рублей, что будет составлять около 13% от всех налоговых поступлений.

    Среди неналоговых доходов основная доля приходится на доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций. За последние годы этот вид доходов вырос почти в три раза ( с 107110 тыс. руб. до 304220 тыс. руб.) и составляет 10% от всех  поступаемых доходов в местный бюджет. 

    Таблица №1 Исполнение бюджета Г. Мурманска (тыс. руб.)

№ раз

дела

 
Наименование  разделов и статей расходов
         
 
За 2002 г.
 
За 2003 г
 
За 2004 г
 
За 2005 г.
Прогноз

на 2006г.

1 2 3 4 5 6 7
1. Содержание  органов местного самоуправления 171789 197976 238261 241691 108454
2. Промышленность, энергетика и строительство 40828 44128 63435 Х Х
3. Предупреждение  и ликвидация последствий ЧС и  стихийных бедствий Х 9163 20978 Х 6310
4. Сельское хозяйство  и рыболовство 1089 2578 3800 Х Х
5. Транспорт, связь, дорожное хозяйство 350 373 3320 12800 95013
6. Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий 938297 953723 1036319 722545 772974
7. Социальная  сфера, всего: 1719384 2189182 2157210 2687996 3825271
7.1. Образование 1012290 1144920 1130391 1257951 1841486
7.2. Здравоохранение 386869 383595 384549 349092 397580
7.4. Физическая  культура 2499 5000 6000 7500 9000
7.4. Культура  28187 34291 38277 36347 57470
7.5. Средства  массовой информации 3340 5500 6000 6700 9400
7.6. Социальная  политика 286199 436581 423973 1030406 1510335
8. Обслуживание муниципального долга 9469 8482 31300 40000 50000
9. Прочие расходы 7765 15628 26320 Х Х
 
Всего расходов:
 
2894999
 
3421233
 
3746115
 
3699252
 
5079060
ПРОФИЦИТ бюджета (со знаком "плюс") или      
ДЕФИЦИТ бюджета (со знаком "минус")        
 
 
-254149
 
 
-283558
 
 
Х
 
 
-149543
 
 
-81752

    С 2002 года увеличились расходы на содержание органов местного управления на 40,7%, что можно объяснить повышением зарплат чиновников ( с 171789 тыс. руб. по 241691 тыс. руб.). На строительство, промышленность и сельское хозяйство расходы увеличены незначительно. Это можно объяснить только тем, что эти отрасли находятся в более благоприятном положении, чем транспорт и дорожное хозяйство.

    Увеличение  роста расходов местного бюджета  непосредственно связано с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально – бытовой инфраструктуры. Анализ структуры расходов городского бюджета показывает, что социальная сфера является доминирующей. Большую её часть занимают образование и социальная политика. Так в период с 2002 по 2005 годы расходы на образование увеличились на 24.3% (с 1012290 тыс. руб. до  1257951тыс. руб.) , а на социальную политику почти в 3,6 раза. (с 286199 тыс. руб. до 1030406 тыс. руб.)

    В сфере образования и здравоохранении  произошли качественные изменения: повышение заработной платы бюджетникам, закупка нового оборудования, повышение квалификации персонала, и т.д., что требует дополнительных финансовых вложений.  Эти статьи бюджета всегда являются акцепторами как местного, так регионального и федерального бюджетов.

    Можно сделать вывод, что расходы, предусмотренные  Бюджетным Кодексом РФ,  едва  могут быть покрыты  доходами от местных налогов и неналоговых  платежей. В силу этого местный  бюджет в значительной степени  зависит  от  дотаций и субсидий, перечисляемых из федерального и областного бюджетов. Если дотации и субсидии были значительно снижены (с 281698 тыс. руб. до  212834 тыс. руб.   и    60929 тыс. руб. до  7000 тыс. руб. - соответственно), то субвенции, наоборот, увеличены с 129858 тыс. руб (2002 год)  до 1621110 тыс. руб.(2005 год), что почти в 12,4 раза больше. 

    Хотя  бюджет Мурманска принимается заведомо с дефицитом, можно заметить положительный  момент в его снижении. Дефицит  бюджета 2002 года составил 254149 тыс. руб., а прогнозируемый должен быть не более 82 миллионов рублей, что говорит о стабилизации положения в нашем регионе.

     2006 год в финансовых кругах назван  «социальным», так как он призван  решить социальные проблемы. Местные бюджеты  являются той частью бюджетной системы Российской Федерации, которая наиболее приближена к населению и призвана способствовать удовлетворению самых насущных потребностей человека. Вместе с тем, от того,  как формируются  и исполняются местные бюджеты зависят и возможности федеральных властей проводить экономическую и социальную политику. Поэтому сбалансированный на местном уровне управления бюджет служит ключевым фактором обеспечения макроэкономической стабильности. 

     

2.4. Составление местного  бюджета на основе

    социальных  стандартов

     Обеспечение бюджета и муниципальных образований источниками доходов является обязанностью государственной власти. В конечном итоге, на установление процентов отчисления по регулирующим источникам доходов и объемов дотаций местным бюджетам, должны быть закреплены законодательно, просты и легко контролируемы. Денежная величина социальных стандартов рассчитывается с учетом финансовых возможностей области и едина на всей ее территории.

     Значительные  различия в финансировании социальной сферы муниципального образования  учитывают в методике расчета расходов минимального бюджета муниципального образования.

     Расчет  минимальных бюджетов муниципальных  образований производится на основе социальных стандартов при помощи системы  корректирующих коэффициентов.

     Социальные  стандарты – величины минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально – культурными, жилищно–бытовыми и другими услугами в натуральном или денежном выражении, приходящиеся на одного человека.

     Денежная  величина социальных стандартов может  быть рассчитана по всей номенклатуре расходов установленной функциональной структурой Классификатора расходов бюджетов в Российской Федерации.

     Расчет  денежной величины социальных стандартов производится исходя из сумм затрат по номенклатуре социальных стандартов в  базовом периоде. Базовым периодом для бюджета очередного года являются три предыдущих года, по которым имеются отчеты об исполнении бюджетов.

     Денежная  величина социальных стандартов рассчитывается по следующей формуле: 
 

     
         Ст=(Vсржкх + Vсробр + Vсрздр) *i dбn * i ppc
 

Ст –  денежная величина социальных стандартов;

Vсржкх – средние расходы по разделу “ЖКХ” в базовом периоде;

Vсробр – средние расходы по разделу “Образование” в базовом периоде;

Vсрздр – средние расходы по разделу “Здравоохранение” в базовом периоде

i dбn – величина прогнозируемого индекса – дефлятора ВВП;

i ppc – величина прогнозируемого индекса роста располагаемых средств. 

     Величина  индекса роста располагаемых  средств учитывает прогнозируемое изменение объема располагаемых  средств в прогнозируемом году относительно базового. Использование индексов при расчетах доходов бюджета и при расчетах величин социальных стандартов позволяет раздельно учитывать инфляционную составляющую. В дополнение к индексу роста налогооблагаемой базы этот индекс позволяет учесть динамику долговых обязательств бюджета.

     Поскольку три четверти расходов местных бюджетов направлены на содержание жилищно–коммунального  хозяйства, образования и здравоохранения, то и различия в финансировании учитываются  по этим трем разделам.

     Различия  отражаются в виде коэффициентов, представляющих собой отношение обеспеченности конкретного муниципального образования социальной сферы к среднеобластной обеспеченности. Так в образовании учитывается обеспеченность населения муниципального образования местами в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. В здравоохранении – обеспеченность койкоместами в больницах и мощностями (посещений в смену) в амбулаторно–поликлинических учреждениях. В системе ЖКХ учитывается обеспеченность муниципальным жильем. По всем трем разделам расчет ведется с учетом демографической структуры населения. Базой исходных данных для проведения расчетов корректирующих коэффициентов являются Паспорта муниципальных образований.

     Объем расходов минимального бюджета муниципального образования может быть рассчитан по следующей, единой для всех муниципальных образований формуле: 

         Mбмо = N * ( Ctm  + ЗСтч) * Кобобщ ,      

Информация о работе Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов