Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.
Введение……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов
в социально-экономическом развитии административно-
территориальных образований…………………………………………стр. 5
1.1. Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6
Правовая основа территориальных финансов
Российской Федерации………………………………………………….стр. 7
1.3. Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12
Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13
Доходная часть местного бюджета……………………..……стр. 17
Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23
Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов………………………………………..стр. 28
Заключение…………………………………………………………….стр. 32
Используемая литература……………
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска
Мурманская область является приграничным и периферийным для России регионом, поставляющим сырьё на мировой и российский рынок. Область граничит с Финляндией и Норвегией, входящих в ЕС. Многие предприятия региона, используя приграничное положение, смогли резко увеличить экспорт, компенсируя частичную потерю внутреннего рынка. За последние пять лет власти области сумели наладить необходимую инфраструктуру, установить связи с соседними регионами и международными организациями, прежде всего в рамках Баренцрегиона.
Конкурентоспособной оказалась лишь сырьевая продукция, но сырьевые рынки не стабильны – потребность в сырье и цены сильно колеблются. Соответственно быстро меняется и прибыль предприятий, а значит, и доходы региона. Экспорт продукции большинства перерабатывающих предприятий г. Мурманска незначителен из-за устаревшего оборудования и относительно низкого качества продукции. Доля Мурманска в промышленном производстве невелика – менее 20%, но почти половина инвестиций приходится на областной центр. Экономика привлекательна по сравнению с областью, хотя последнее частично объясняется более высокой себестоимостью строительства.
Мурманск – один из крупных городов за Полярным кругом. Необходимо отметить, что предприятия северных регионов теряют российский рынок: себестоимость произведенной на Севере продукции выше, чем в центральных и южных регионах из-за климата и системы северных льгот.
Мурманск
относится к Крайнему Северу, что
сейчас приносит дополнительные проблемы,
связанные с увеличением примерно в 1,5
раза расходов на содержание бюджетных
отраслей. К тому же периферийное положение
региона означает, что транспортные расходы
мурманских предприятий выше, чем расположенных
в более южных регионах.
Таблица №1 Исполнение бюджета Г. Мурманска (тыс. руб.)
№
раз
дела |
Наименование разделов и статей доходов |
За 2002 г. |
За 2003 г |
За 2005 г. |
Прогноз
на 2006г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 |
1. | Налоговые доходы, всего: | 2048576 | 2282243 | 1377439 | 1979905 |
1.1. | Налоги на прибыль, в том числе: | 1627444 | 1806807 | 1037279 | 1417992 |
Налог на прибыль организаций | 331375 | 232217 | 88607 | Х | |
Налог на доходы физических лиц | 1296069 | 1574590 | 948672 | 1417992 | |
1.2. | Налоги на товары
и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы, в том числе: |
241954 | 230994 | 89662 | Х |
Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ | 48911 | 74846 | 89662 | Х | |
Налог с продаж |
189288 | 156117 | Х | Х | |
1.3. | Налоги на совокупный доход | 25697 | 52462 | 133205 | 241991 |
1.4. | Налоги на имущество |
115312 | 130757 | 91626 | 284217 |
1.5. | Платежи за пользование природными ресурсами | 16582 | 32924 | 89043 | Х |
1.6. | Прочие налоги, пошлины и сборы, в том числе: | 21587 | 28299 | 2642 | Х |
1.7. | Транспортный налог | Х | Х | Х | 137167 |
1.8. | Налог на игорный бизнес | Х | Х | Х | 126514 |
2. | Неналоговые доходы, всего: | 119789 | 236459 | 324326 | 355858 |
2.1. | Доходы от имущества,
наход. в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности, в том числе: |
107110 | 213407 | 304220 | 300800 |
Арендная плата за земли городов и поселков | 58951 | 86322 | 115630 | 180000 | |
Доходы от сдачи в аренду имущества | 42176 | 121225 | 300720 | 296300 | |
2.2. | Штрафные санкции, возмещение ущерба | 10854 | 14395 | 18830 | 21408 |
Итого доходов: | 2168365 | 2518702 | 1701765 | 2335763 | |
Из областного бюджета выделено: | 472485 | 618973 | 1840944 | 2661545 | |
Дотации |
281698 | 408458 | 212834 | 203414 | |
Субвенции |
129858 | 149692 | 1621110 | 2451131 | |
Субсидии |
60929 | 60823 | 7000 | 7000 | |
Всего доходов: |
2640850 |
3137675 |
3542709 |
4997308 |
Стабильное
поступление доходов в
Среди доходов выделяются налог на товары и услуги, на прибыль организаций и налог с продаж. Муниципалитет в 2006 году собирается получить с транспортного налога и налога на игорный бизнес 263681 тысячу рублей, что будет составлять около 13% от всех налоговых поступлений.
Среди
неналоговых доходов основная доля
приходится на доходы от имущества, находящегося
в государственной и
Таблица №1 Исполнение бюджета Г. Мурманска (тыс. руб.)
№
раз
дела |
Наименование разделов и статей расходов |
|||||
За 2002 г. |
За 2003 г |
За 2004 г |
За 2005 г. |
Прогноз
на 2006г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Содержание органов местного самоуправления | 171789 | 197976 | 238261 | 241691 | 108454 |
2. | Промышленность, энергетика и строительство | 40828 | 44128 | 63435 | Х | Х |
3. | Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий | Х | 9163 | 20978 | Х | 6310 |
4. | Сельское хозяйство и рыболовство | 1089 | 2578 | 3800 | Х | Х |
5. | Транспорт, связь, дорожное хозяйство | 350 | 373 | 3320 | 12800 | 95013 |
6. | Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий | 938297 | 953723 | 1036319 | 722545 | 772974 |
7. | Социальная сфера, всего: | 1719384 | 2189182 | 2157210 | 2687996 | 3825271 |
7.1. | Образование | 1012290 | 1144920 | 1130391 | 1257951 | 1841486 |
7.2. | Здравоохранение | 386869 | 383595 | 384549 | 349092 | 397580 |
7.4. | Физическая культура | 2499 | 5000 | 6000 | 7500 | 9000 |
7.4. | Культура | 28187 | 34291 | 38277 | 36347 | 57470 |
7.5. | Средства массовой информации | 3340 | 5500 | 6000 | 6700 | 9400 |
7.6. | Социальная политика | 286199 | 436581 | 423973 | 1030406 | 1510335 |
8. | Обслуживание муниципального долга | 9469 | 8482 | 31300 | 40000 | 50000 |
9. | Прочие расходы | 7765 | 15628 | 26320 | Х | Х |
Всего расходов: |
2894999 |
3421233 |
3746115 |
3699252 |
5079060 | |
ПРОФИЦИТ бюджета
(со знаком "плюс") или ДЕФИЦИТ бюджета (со знаком "минус") |
-254149 |
-283558 |
Х |
-149543 |
-81752 |
С 2002 года увеличились расходы на содержание органов местного управления на 40,7%, что можно объяснить повышением зарплат чиновников ( с 171789 тыс. руб. по 241691 тыс. руб.). На строительство, промышленность и сельское хозяйство расходы увеличены незначительно. Это можно объяснить только тем, что эти отрасли находятся в более благоприятном положении, чем транспорт и дорожное хозяйство.
Увеличение
роста расходов местного бюджета
непосредственно связано с
В
сфере образования и
Можно сделать вывод, что расходы, предусмотренные Бюджетным Кодексом РФ, едва могут быть покрыты доходами от местных налогов и неналоговых платежей. В силу этого местный бюджет в значительной степени зависит от дотаций и субсидий, перечисляемых из федерального и областного бюджетов. Если дотации и субсидии были значительно снижены (с 281698 тыс. руб. до 212834 тыс. руб. и 60929 тыс. руб. до 7000 тыс. руб. - соответственно), то субвенции, наоборот, увеличены с 129858 тыс. руб (2002 год) до 1621110 тыс. руб.(2005 год), что почти в 12,4 раза больше.
Хотя бюджет Мурманска принимается заведомо с дефицитом, можно заметить положительный момент в его снижении. Дефицит бюджета 2002 года составил 254149 тыс. руб., а прогнозируемый должен быть не более 82 миллионов рублей, что говорит о стабилизации положения в нашем регионе.
2006
год в финансовых кругах
2.4. Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов
Обеспечение бюджета и муниципальных образований источниками доходов является обязанностью государственной власти. В конечном итоге, на установление процентов отчисления по регулирующим источникам доходов и объемов дотаций местным бюджетам, должны быть закреплены законодательно, просты и легко контролируемы. Денежная величина социальных стандартов рассчитывается с учетом финансовых возможностей области и едина на всей ее территории.
Значительные различия в финансировании социальной сферы муниципального образования учитывают в методике расчета расходов минимального бюджета муниципального образования.
Расчет минимальных бюджетов муниципальных образований производится на основе социальных стандартов при помощи системы корректирующих коэффициентов.
Социальные стандарты – величины минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально – культурными, жилищно–бытовыми и другими услугами в натуральном или денежном выражении, приходящиеся на одного человека.
Денежная величина социальных стандартов может быть рассчитана по всей номенклатуре расходов установленной функциональной структурой Классификатора расходов бюджетов в Российской Федерации.
Расчет денежной величины социальных стандартов производится исходя из сумм затрат по номенклатуре социальных стандартов в базовом периоде. Базовым периодом для бюджета очередного года являются три предыдущих года, по которым имеются отчеты об исполнении бюджетов.
Денежная
величина социальных стандартов рассчитывается
по следующей формуле:
Ст=(Vсржкх + Vсробр + Vсрздр) *i dбn * i ppc |
Ст – денежная величина социальных стандартов;
Vсржкх – средние расходы по разделу “ЖКХ” в базовом периоде;
Vсробр – средние расходы по разделу “Образование” в базовом периоде;
Vсрздр – средние расходы по разделу “Здравоохранение” в базовом периоде
i dбn – величина прогнозируемого индекса – дефлятора ВВП;
i ppc –
величина прогнозируемого индекса роста
располагаемых средств.
Величина
индекса роста располагаемых
средств учитывает
Поскольку три четверти расходов местных бюджетов направлены на содержание жилищно–коммунального хозяйства, образования и здравоохранения, то и различия в финансировании учитываются по этим трем разделам.
Различия отражаются в виде коэффициентов, представляющих собой отношение обеспеченности конкретного муниципального образования социальной сферы к среднеобластной обеспеченности. Так в образовании учитывается обеспеченность населения муниципального образования местами в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. В здравоохранении – обеспеченность койкоместами в больницах и мощностями (посещений в смену) в амбулаторно–поликлинических учреждениях. В системе ЖКХ учитывается обеспеченность муниципальным жильем. По всем трем разделам расчет ведется с учетом демографической структуры населения. Базой исходных данных для проведения расчетов корректирующих коэффициентов являются Паспорта муниципальных образований.
Объем
расходов минимального бюджета муниципального
образования может быть рассчитан по
следующей, единой для всех муниципальных
образований формуле:
Mбмо = N * ( Ctm + ЗСтч) * Кобобщ , |
Информация о работе Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов