Роль малого бизнеса в рыночной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть историю российского предпринимательства;

- ознакомится с сущностью малого бизнеса,


- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;

- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;

- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса

Содержание

Введение 2
1. Развития малого бизнеса в России, его характеристика 4
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса 6
1.3 Критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса 8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике 14
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 14
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 18
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 22
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 25
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа на тему Роль малого бизнеса в рыночной экономике России.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

    Именно  с учетом этого Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»22 и Меморандумом о его финансовой политике среди поставленных перед Внешэкономбанком задач наряду с кредитованием крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов особое место отведено финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, которая будет осуществляться через Российский банк развития (РосБР) - стопроцентный дочерний банк Внешэкономбанка.

    К другим факторам, замедляющим развитие малого предпринимательства, относятся высокие темпы инфляции - 11,9% на 1 января 2008 г. Налицо отсутствие эффективных механизмов государственной поддержки малого бизнеса. Существуют также предпосылки, которые позволяют косвенно оценить потенциал развития сегмента малого бизнеса. Данные статистики свидетельствуют о том, что число малых предприятий на 1000 жителей в России пока гораздо ниже, чем в развитых странах.

    Проблемы  развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще  в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные  административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.

      Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого предпринимательства.  Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Нужно искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновация, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

      Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

    2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

 

      Как показывает мировая и отечественная  практика,  малое и среднее  предпринимательство, учитывая его  характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы), В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

      Надо  отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу  под высокие проценты, чем крупным предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.23

      Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в  предоставлении капиталов мелким фирмам.

      Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

      Как отмечалось на III ежегодной профессиональной конференции «Финансирование малого и среднего бизнеса-2008», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», в 2007 г. общий объем кредитов малому и среднему бизнесу в России составил порядка 80 млрд долл., на 28% больше по сравнению с 2006 г.24 Однако финансовый кризис вызвал достаточно серьезные перемены в банковском секторе, заставив кредитные организации в корне пересмотреть свое отношение к выдаче займов. В результате некоторые банки перестали проводить либеральную кредитную политику и ужесточили условия по кредитованию.25

      Формирование  правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого   предпринимательства,   начиная   с   момента   регистрации   субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.26

      Для развития малого бизнеса особое значение имеет безусловная реализация Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон направлен на комплексное решение большинства проблем поддержки малого предпринимательства от установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства до создания ими некоммерческих организаций.

      В соответствии с Законом N 209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах.

      1. Финансовая поддержка (ст. 17) - может  осуществляться в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

      2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

      3. Информационная поддержка (ст. 19) - осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

      4. Консультационная поддержка (ст. 20) - осуществляется в виде: создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

      Кроме того, в Законе N 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности: поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21); поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22); поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23); поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24); поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

      Вместе  с тем п. 3 ст. 16 Закона N 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Налоговое законодательство. Его либерализация  призвана сыграть существенную роль в улучшении положения малого бизнеса. В этом направлении ведется соответствующая работа. В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства. Введены единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также используется упрощенная система налогообложения. Немаловажно, что применение упрощенной системы налогообложения является добровольным и с правом выбора. Предприниматель может согласиться на обложение его доходов, что предполагает уплату единого налога по ставке 6% от выручки. Может также предпочесть обложение разности между доходами и расходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 15%.27

      Эта ставка довольно высока. Поэтому премьер-министр  России В.В. Путин, возглавляющий «Единую Россию», заявил на ее последнем съезде о необходимости снижения ставки налога втрое. Это должно уменьшить фискальную нагрузку на малые и средние предприятия. Примечательно, что независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. А вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.

    Заботу  о бизнесе, в первую очередь малом  и среднем, призвал проявить президент Дмитрий Медведев, который буквально на первой неделе своего президентства подписал Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»28. Глава государства потребовал от правительства, в частности, ограничить плановые проверки, навести порядок с внеплановыми визитами контролеров, ввести уведомительный порядок организации бизнеса, сократить количество разрешительных документов, заменить лицензирование по ряду видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий, а обязательную сертификацию - декларированием качества выпускаемой продукции.

    Ключевым  и самым объемным является законопроект «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)»29, который придет на смену Федеральному закону от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике России