Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю российского предпринимательства;
- ознакомится с сущностью малого бизнеса,
- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;
- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;
- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса
Введение 2
1. Развития малого бизнеса в России, его характеристика 4
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса 6
1.3 Критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса 8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике 14
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 14
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 18
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 22
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 25
Заключение 32
Список использованных источников 33
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466: «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства»7 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.
До 1 января 2008 г. вопросы поддержки и развития малого бизнеса регулировались Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»8. Однако с 1 января 2005 г. из Закона был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные принципы. Таким образом, отсутствие реального нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики, как малый и средний бизнес, существенно ограничивает его развитие в целом.
В свете этого был принят Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»9, вступивший в силу с 1 января 2008 г. и признающий утратившим силу положения Закона N 88-ФЗ. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на то, что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер. Для того чтобы нормы данного Закона работали, и предприятия малого и среднего бизнеса в РФ могли получать реальную помощь от государства, должна быть проведена серьезная работа на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном.
Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые должны быть еще разработаны, а также к постановлениям Правительства РФ, которые должны быть приняты во исполнение норм Закона N 209-ФЗ. Принятый Закон, в отличие от Закона 1995 г., не только регулирует сферу развития малого предпринимательства, но и распространяет свое действие на средний бизнес.
К субъектам малого и среднего предпринимательства новым Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в ст. 4 относятся: внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов); внесенные в ЕГРИП физические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства.
Причем
перечисленные выше субъекты должны
соответствовать следующим
Для
всех субъектов обязательными
Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ10, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации11.
Нормы,
устанавливающие критерии отнесения
предприятий к малым
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В
мировой практике для отнесения
предприятий к малым
Многообразие
критериев в разных странах связано
с особенностями политического
строя, структуры экономики, нормативно-правовой
базы, а также отношением государства
к роли малого предпринимательства
в экономике и производстве того или иного
государства, что отражается на удельном
весе малых предприятий в общем хозяйственном
комплексе государств (табл. 1).
Таблица 1. Показатели развития малого и среднего бизнеса в России
и за рубежом
на 2006 год.13
Страны |
Количество малых и средних предприятий, тыс. |
Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей |
Занято на малых и средних предприятиях, млн чел. |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых, % |
Доля малых и средних предприятий в ВВП, %, оценочно |
Великобритания | 2 630 | 46 | 13,6 | 49 | 50 - 53 |
Германия | 2 290 | 37 | 18,5 | 46 | 50 - 52 |
Италия | 3 920 | 68 | 16,8 | 73 | 57 - 60 |
Франция | 1 980 | 35 | 15,2 | 54 | 55 - 62 |
Страны ЕС | 15 770 | 45 | 68 | 72 | 63 - 67 |
США | 19 300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50 - 52 |
Япония | 6 450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52 - 55 |
Россия |
843, в том числе малых 287 |
5,8 |
7 |
12 |
9 - 10 |
Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым - сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области .
В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек .
Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономические высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 – к малым; 100- 499 - к средним; 500 – к крупным. В этой организации главным факторам является среднесписочная численность работников за отчетный период.14
Разработка
и применение критериев для отнесения
предприятий к малому бизнесу
имеет большое научное и
Категория
субъекта малого или среднего предпринимательства
изменяется только в случае, если предельные
значения выше или ниже предельных
установленных значений средней
численности и показателей
Для
того чтобы определить истинное место
малого предпринимательства в
Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, социальной и политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля: валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий; трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе; малого бизнеса в экспорте продукции; налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине; основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.16
Экономическая роль. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие
малому предпринимательству гибкость
и высокая приспособляемость
к изменчивости рыночной конъюнктуры
способствуют стабилизации макроэкономических
процессов в стране. Однако этому
сектору свойственны
Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике России