Роль малого бизнеса в рыночной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть историю российского предпринимательства;

- ознакомится с сущностью малого бизнеса,


- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;

- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;

- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса

Содержание

Введение 2
1. Развития малого бизнеса в России, его характеристика 4
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса 6
1.3 Критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса 8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике 14
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 14
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 18
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 22
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 25
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа на тему Роль малого бизнеса в рыночной экономике России.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

    1.3 Критерии выделения  малых предприятий   и правовые  основы малого  бизнеса

 

    На  первоначальном этапе становления  малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины  1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466: «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства»7 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.

    До 1 января 2008 г. вопросы поддержки  и развития малого бизнеса регулировались Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»8. Однако с 1 января 2005 г. из Закона был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные принципы. Таким образом, отсутствие реального нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики, как малый и средний бизнес, существенно ограничивает его развитие в целом.

    В свете этого был принят Федеральный  закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»9, вступивший в силу с 1 января 2008 г. и признающий утратившим силу положения Закона N 88-ФЗ. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на то, что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер. Для того чтобы нормы данного Закона работали, и предприятия малого и среднего бизнеса в РФ могли получать реальную помощь от государства, должна быть проведена серьезная работа на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном.

    Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки  к федеральным, региональным и муниципальным  программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые  должны быть еще разработаны, а также к постановлениям Правительства РФ, которые должны быть приняты во исполнение норм Закона N 209-ФЗ. Принятый Закон, в отличие от Закона 1995 г., не только регулирует сферу развития малого предпринимательства, но и распространяет свое действие на средний бизнес.

    К субъектам малого и среднего предпринимательства  новым Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в ст. 4 относятся: внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов); внесенные в ЕГРИП физические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Причем  перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Ограничение участия 25% перешло в новый Закон из Закона N 88-ФЗ.

    Для всех субъектов обязательными являются два критерия (ограничения). Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год: для средних предприятий - от 101 до 250 человек; для малых предприятий - до 100 человек. Причем среди малых предприятий законодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

    Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

    Второй  критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ10, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации11.

    Нормы, устанавливающие критерии отнесения  предприятий к малым предприятиям, включены не только в Федеральный закон, но и в трудовое законодательство, а также в законодательство о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ12 предприятие считается малым, если численность его работников не превышает 40 человек, а в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - 25 человек.

    Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации для отнесения  предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    В мировой практике для отнесения  предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. Следует учесть факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников. Так, например, в Европейском Союзе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те у которых: среднесписочная численность работников – 50 человек; годовой оборот –  менее 4 млн. ЭКЮ; сумма баланса – менее 2 млн. ЭКЮ. При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.

    Многообразие  критериев в разных странах связано  с особенностями политического  строя, структуры экономики, нормативно-правовой базы, а также отношением государства  к роли малого предпринимательства в экономике и производстве того или иного государства, что отражается на удельном весе малых предприятий в общем хозяйственном комплексе государств (табл. 1). 

Таблица 1. Показатели развития малого и среднего бизнеса в России

и за рубежом на 2006 год.13  

 
 
Страны   
Количество  
малых    
и средних  
предприятий, 
тыс.   
Количество  
малых    
и средних  
предприятий 
на 1000   
жителей 
Занято    
на малых   
и средних   
предприятиях, 
млн чел. 
Доля малых 
и средних  
предприятий 
в общей   
численности 
занятых, %
Доля малых 
и средних  
предприятий 
в ВВП, %,  
оценочно
Великобритания 2 630   46     13,6    49    50 - 53 
Германия      2 290   37     18,5    46    50 - 52 
Италия        3 920   68     16,8    73    57 - 60 
Франция       1 980   35     15,2    54    55 - 62 
Страны  ЕС     15 770   45     68      72    63 - 67 
США           19 300   74,2   70,2    54    50 - 52 
Япония        6 450   49,6   39,5    78    52 - 55 
 
Россия       
843, в том  
числе малых 
287   
 
5,8  
 
7     
 
12   
 
9 - 10 
 

    Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым - сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области .

    В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек .

    Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономические высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 человек относятся к «весьма малым», до 99 – к малым; 100- 499 -  к средним; 500 – к крупным. В этой организации главным факторам является среднесписочная численность работников за отчетный период.14

    Разработка  и применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу  имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая  ответственность государственных  органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней  численности и показателей выручки  в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.15

    Для того чтобы определить истинное место  малого предпринимательства в структуре  рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний  бизнес - это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

    2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике

    2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России

    Роль  и значение малого предпринимательства  с методологической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической,  социальной и политической. С  экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:  валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;  мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий; трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе; малого бизнеса в экспорте продукции; налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине; основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

    С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.16

    Экономическая роль. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

    Присущие  малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике России