Роль малого бизнеса в рыночной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть историю российского предпринимательства;

- ознакомится с сущностью малого бизнеса,


- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;

- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;

- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса

Содержание

Введение 2
1. Развития малого бизнеса в России, его характеристика 4
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса 6
1.3 Критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса 8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике 14
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 14
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 18
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 22
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 25
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа на тему Роль малого бизнеса в рыночной экономике России.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

    В 2005 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых  предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата  РФ, на 1 января 2004 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2003 г.  По состоянию на 1 января 2003 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2 - 3 раза ниже показателей развитых стран. За 2006 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2006 г. относительно аналогичного периода 2005 года зафиксирован рост.

    По  данным Федеральной службы государственной  статистики число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн человек. В 2007 г. продолжали расти объемы оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 г. можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет.17

    Однако  указанные положительные тенденции  развития сектора малого предпринимательства  могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2008 г. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.

    Социальная  роль. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:  в снижении уровня безработицы; в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; в улучшение качества обслуживания; в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения; в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

    Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и  их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

    Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

    Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

    Сектор  малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

    Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического  веса на международной арене, что  в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.18

      Политическая роль. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

    Данный  фактор определяет неразрывность связи  малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость  от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

    2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России

 

    В современных условиях осуществление  предпринимательской деятельности сопряжено с большим количеством  разнообразных рисков. Высокая степень риска вытекает из самой природы предпринимательства, которая определяется прежде всего инновационным компонентом. Предпринимательская деятельность относится к специфическому виду социального поведения, которое реализуется в системе рыночной неопределенности и риска. Предпринимательский риск - это, с одной стороны, возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и недостижение ранее намеченных конечных результатов, а с другой - предпринимательский риск может проявляться и в получении большего по объему дохода, чем намечалось до осуществления определенных операций.

    Рассматривая  предпринимательство, необходимо отметить, что его функционирование происходит в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду. Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно предпринимателями. Соответственно, факторы риска принято разделять на внешние и внутренние.

    К внешним факторам риска относят: политические, социально-экономические, экологические и научно-технические  факторы. Изменение факторов внешней  среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми. Возникновение внутренних рисков обусловлено деятельностью самого предпринимателя, следовательно, они поддаются воздействию различных мероприятий, снижающих риск. Избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но, зная источник возникновения рисков, предприниматель способен снизить их уровень, уменьшив действие неблагоприятных факторов. Анализ факторов риска предпринимательской деятельности должен проводиться на основе учета взаимоотношений как между внешними и внутренними факторами, так и соотношений целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей.

    Риск  сопутствует любой предпринимательской  деятельности, но в сфере производства риск является наиболее вероятным по сравнению с любым другим видом деятельности. Это связано с тем, что производственная деятельность помимо воздействия внешних факторов риска испытывает влияние целого ряда внутренних факторов риска, связанных с производственными и социальными процессами. Особое значение проблема риска приобретает в малом предпринимательстве доказательством этому могут служить данные Московского комитета по статистике, показывающие распределение субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности, согласно которым в сфере производства занято не более 10% малых предприятий19. А это значит, что малое предпринимательство в производственной сфере обладает определенными особенностями, увеличивающими риск. Следовательно, развитие малого предпринимательства в сфере производства напрямую зависит от умения грамотно оценивать возможные риски, выбирать оптимальные методы управления ими, находить эффективные формы для предупреждения или уменьшения последствий рисков. Современные технологии управления должны учитывать влияние рисков на деятельность предприятия, и первостепенной задачей руководителя является анализ риска, включающий исследование всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия, оценку уровня идентифицированных рисков и определение факторов, влияющих на планируемый результат.

    Риски, возникающие в процессе деятельности малого предприятия, обладают рядом  особенностей. Одной из особенностей рисков малых предприятий промышленности является взаимообусловленность причин их возникновения. Например, остановка оборудования влечет за собой порчу находящегося в нем продукта, при этом исключается возможность накопления промежуточных запасов незавершенного производства, что и приводит к увеличению потерь.

    Малые предприятия обладают обычно небольшой  производственной и складской площадью, что приводит к увеличению зависимости  основного производства от вспомогательного, и риски вспомогательного производства увеличивают риски основного производства. Так, отсутствие на складе необходимого сырья и материалов может привести к возникновению не только риска неподготовленности вспомогательного процесса, но и повлечь за собой возникновение рисков остановки оборудования, нарушения технологического процесса или остановки производственного процесса.

    Другой  особенностью рисков малого предприятия  является их ярко выраженная социальная обусловленность. Эта особенность  связана с тем, что на малых предприятиях отсутствует многоуровневая организационная структура, преобладает комплексный характер деятельности работников и гибкая организация труда. С одной стороны, это является преимуществом, но с другой - резко возрастает зависимость предприятия от его работников и ключевых специалистов. От человека в конечном счете зависит эффективность производства и качество выпускаемой продукции.

    Еще большую роль играет человеческий фактор в деятельности малого предприятия, где общее количество работников ограниченно и функции каждого работника значительно расширены. Отношение к предприятию проявляется прежде всего как отношение к труду, эмпирическим показателем которого является удовлетворенность трудом. Переменная «удовлетворенность трудом» представляет собой сложный комплекс восприятий и оценок различных факторов. Одной из характеристик удовлетворенности трудом в ходе исследования была выбрана степень удовлетворенности работой работников малых предприятий. По данным исследования, удовлетворенность работой испытывают 31% респондентов, неудовлетворенность - 46,9%, и затрудняются определить свое отношение к работе 22%.

    Если  организация не удовлетворяет требованиям, которые к ней предъявляет  работник, то это приводит к поискам  новых условий, новых организаций, в которых возможно такое удовлетворение. Исследование показало, что более одного года на малых предприятиях работают 37,5% респондентов, а остальные 62,5% работают меньше года, причем половина из них - менее шести месяцев.20 Следовательно, на малых предприятиях наблюдается высокая текучесть кадров. Текучесть кадров - это сложное социальное явление, отрицательно влияющее на деятельность предприятия. При высокой сменяемости кадров ухудшается дисциплина труда, снижается уровень квалификации, ответственность за работу, что непосредственно влияет на возникновение рисков. Вероятность возникновения рисков увеличивается, когда работники являются более узкоспециализированными и им труднее найти замену.

    Обобщая вышесказанное, можно заключить, что  кадровое обеспечение является основным источником риска малых предприятий, значимость которого определяется тем, что его проявления возможны не только во внутренней организации, но и во внешнем взаимодействии - с партнерами, клиентами, конкурентами. Следовательно, такая особенность рисков малых предприятий требует от руководителей применения современных концепций управления.

    2.3 Состояние  малого  бизнеса  в современной России и влияние на него кризисных явлений

 

    В России в настоящее время уровень  развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их потенциала в формировании валового внутреннего продукта России. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России в 2007 г. по оценке Минэкономразвития России этот показатель составил порядка 17%. Для сравнения, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции - около 60%.

    Одной из причин неразвитости малого и среднего бизнеса в России остается ограниченный доступ таких предприятий к источникам финансирования. Потребность предприятий  малого бизнеса во внешнем финансировании, по оценкам специалистов, удовлетворена лишь на 15 - 20%.

    К настоящему времени более 80% кредитов предоставлено малым и средним  предприятиям на срок до одного года. Вполне понятно, что предлагаемые условия  финансирования формируют и соответствующую структуру предпринимательства: 72% оборота малого и среднего бизнеса приходится на долю торговли и услуг, на промышленность - только 13,5%, на строительство - 7%.21

    Препятствует же предоставлению малым и средним предприятиям долгосрочных кредитов на выгодных для них условиях прежде всего, отсутствие у малого бизнеса ликвидного обеспечения в требуемых объемах, непрозрачность ведения бизнеса, дефицит у банков адекватных по срокам кредитных ресурсов, а также высокие процентные ставки по кредитам ввиду трудоемкости проработки заявок и высоких рисков кредитования. В результате потенциал малых предприятий значителен, но пока малый и средний бизнес не занял надлежащего места в развитии отечественной экономики.

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике России