Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю российского предпринимательства;
- ознакомится с сущностью малого бизнеса,
- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;
- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;
- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса
Введение 2
1. Развития малого бизнеса в России, его характеристика 4
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса 6
1.3 Критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса 8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике 14
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 14
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 18
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 22
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 25
Заключение 32
Список использованных источников 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Магнитогорский государственный технический
университет
им. Г.И. Носова
Факультет Экономики и права
Кафедра Э и М
Специальность
080111 Маркетинг
КУРСОВАЯ РАБОТА
Д.ЭП.080111.9.КР.09.ПЗ
Студентки Кошаевой Светланы Александровны
На тему
Роль малого бизнеса
в рыночной экономике
России
Руководитель
курсовой работы: ________/Потапова Маргарита
Андреевна/
Студентка ________/Кошаева С.А./
«__»
«_____________» 2009г.
Магнитогорск
2009 г.
Оглавление
С.
Развитие
экономики любой страны предполагает
оптимальное соотношение
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.
Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю российского предпринимательства;
-
ознакомится с сущностью малого
бизнеса,
- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;
- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;
- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса
Тема
разрабатывается и исследуется многими
авторами, которые занимаются этой проблемой,
написано много учебных и рекомендательных
пособий начинающим предпринимателям
и действующим предприятиям. Но существуют
многие недоработки и пока они есть, проблема
развития малого бизнеса не решена. В России
в настоящее время уровень развития малого
и среднего бизнеса явно не соответствует
ни сегодняшним потребностям экономики
страны, ни, тем более, завтрашним требованиям
глобализирующегося мирового рынка. Важность
эффективного развития малого бизнеса
и решения его проблем связаны с тем, что
малые предприятия создают благоприятные
условия для оздоровления экономики, поскольку
развивается конкурентная среда, создаются
дополнительные рабочие места, активнее
идет структурная перестройка, расширяется
потребительский сектор. Кроме того, развитие
малого бизнеса ведет к насыщению рынка
товарами и услугами, к повышению экспортного
потенциала, лучшему использованию местных
ресурсов, Малые предприятия могут
создаваться в любом секторе экономики
в ответ на неудовлетворенные потребности
населения - что является отличительной
и важной особенностью. Малый бизнес является
таким источником развития, от которого
Россия не может отказаться ни сейчас,
ни в будущем.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Однако теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период, когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики1.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с
принятием законодательных
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг2.
Тем на менее заложенные основы
рыночных отношений,
С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из учебников по бизнесу дается и такое определение: «бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»3. Бизнес в небольших масштабах называется малым.
В
большинстве определений
Мы
привыкли называть, что предприятие
- это звено национальной экономики,
самостоятельный хозяйствующий
субъект, обладающий правом юридического
лица, имеющий в своей собственности,
хозяйственном ведении или
С вводом в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по иному трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 48 ГК РФ)4.
Из сущности этого определения следует, что юридический термин «предприятие» заменен термином «организация». Все это внесло определенную путаницу в привычные для нас термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие «малое предприятие», а не «малая организация». В одном из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»5.
Нормативное закрепление термин «малое предприятие» впервые получил в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР»6. В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике России