Роль малого бизнеса в рыночной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение его роли в экономике страны и попытка найти пути решения проблем тормозящих его развитие.

Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть историю российского предпринимательства;

- ознакомится с сущностью малого бизнеса,


- определить критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса;

- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;

- а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса

Содержание

Введение 2
1. Развития малого бизнеса в России, его характеристика 4
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса 4
1.2 Понятие и сущность малого бизнеса 6
1.3 Критерии выделения малых предприятий и правовые основы малого бизнеса 8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и его роль в экономике 14
2.1 Экономическая, социальная и политическая роль малого бизнеса в экономике России 14
2.2 Факторы и особенности рисков малого бизнеса в России 18
2.3 Состояние малого бизнеса в современной России и влияние на него кризисных явлений 22
2.4 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса 25
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа на тему Роль малого бизнеса в рыночной экономике России.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

Магнитогорский  государственный технический 

университет им. Г.И. Носова 
 

Факультет            Экономики и права

Кафедра               Э и М

Специальность   080111 Маркетинг 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Д.ЭП.080111.9.КР.09.ПЗ 

Студентки   Кошаевой Светланы Александровны

На тему       Роль малого бизнеса в рыночной экономике России 
 

Руководитель  курсовой работы:  ________/Потапова Маргарита Андреевна/ 
 
 

Студентка  ________/Кошаева С.А./

«__»  «_____________» 2009г. 
 
 
 
 

Магнитогорск 2009 г. 
 

Оглавление

С. 
 

                              
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

    Развитие  экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупного, среднего и малого бизнеса. Являясь  одним из ключевых элементов рыночного механизма, малый бизнес играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования, недоработок в системе налогообложения и  современной ситуации в мировой экономике. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

    Актуальность  выбранной темы объясняется важностью  малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости.

    Целью курсовой работы является исследование малого бизнеса в России, определение  его роли в экономике страны и  попытка найти пути решения проблем  тормозящих его развитие.

    Для раскрытия цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

    - раскрыть историю российского предпринимательства;

    - ознакомится с сущностью малого бизнеса,  

    - определить критерии выделения малых предприятий  и правовые основы малого бизнеса;

    - охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом;

    - а также раскрыть политику государства в области поддержки малого и среднего бизнеса

    Тема  разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям. Но существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса не решена. В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни, тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. Важность эффективного развития малого бизнеса и решения его проблем связаны с тем, что малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. 
 
 
 
 

    1. Развития малого  бизнеса в   России, его характеристика 

    1.1 Исторические аспекты  развития малого  бизнеса

 
 

    Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать  его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Однако теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

    В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период, когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики1.

    В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

    Для первого этапа  (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

      Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого  бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

       Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с  принятием законодательных актов,  направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

       Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

       Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг2.

       Тем на менее заложенные  основы  рыночных отношений, сформировавшиеся  капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования .

    1.2 Понятие и сущность малого бизнеса

 

    С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим  и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

    Термин  «бизнес» имеет английское происхождение  и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес –  самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная  на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

    В одном из учебников по бизнесу  дается и такое определение: «бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»3. Бизнес в небольших масштабах называется малым.

    В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных  лиц и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

    Мы  привыкли называть, что предприятие - это звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий  субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.

    С вводом в действие Гражданского кодекса  Российской Федерации (ГК РФ) по иному  трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие  «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья  48 ГК РФ)4.

    Из  сущности этого определения следует, что юридический термин «предприятие»  заменен  термином «организация». Все  это внесло определенную путаницу в  привычные для нас  термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие «малое предприятие», а не «малая организация». В одном из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом:  «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг»5.

    Нормативное закрепление термин «малое предприятие» впервые получил в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР»6. В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике России