Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа
Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития.
Эффективность инвестиционной политики государства измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.
1. Сущность инвестиций и теоретические аспекты инвестиционной политики
1.1 Экономическая сущность и значение инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Классификация инвестиций и понятие инвестиционного процесса
1.3 Инвестиционная политика и ее направление
2. Анализ инвестиционной деятельности и эффективности инвестиционной политики Казахстана на современном этапе
2.1 Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Казахстан
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Казахстан
2.3 Основные аспекты инвестиционной политики Республики Казахстан
3. Перспективы развития инвестиционной политики Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
За период с 2004 года по 2008 год валовый отток прямых инвестиций из Казахстана зарубеж составил 8, 9 млрд. долл. США. За 2008 год валовый отток ПИИ составил 4,24 млрд. долл. США, что выше уровня 2007 года на 60,9 % (2,64 млрд. долл. США).
В структуре валового притока иностранных прямых инвестиций по странам в отчетном периоде доминировали Нидерланды (22,0% от валовых поступлений ПИИ), США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) – 4,9%, и Канада (4,8%). Валовые поступления ПИИ из стран СНГ увеличились на 10,6%, составив в сумме 887,3 млн. долл.
Государство поставило перед собой задачу войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Сегодня Республика Казахстан занимает 61 позицию и намерена планомерно идти к поставленной цели.
Особое значение приобретает взаимодействие с иностранными партнерами на институциональной основе, что свидетельствует о пристальном внимании к иностранным инвесторам.
Подтверждением тому является действующий с 1998 года Совет иностранных инвесторов (далее - СИИ), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В настоящее время в состав СИИ входит 21 руководитель крупных иностранных компаний, работающих в Казахстане.
Инвестиционный климат страны отличается одними из лучших условий для ведения бизнеса. Индикаторы инвестиционного рейтинга представлены в таблице 2.
Республика Казахстан первая среди стран СНГ получила рейтинги инвестиционного класса от международных рейтинговых агентств Moody's (в 2002 году), Standard&Poor's и Fitch (в 2004 году).
Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно привлекательных стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney.
Таким образом, проанализировав инвестиционную деятельность и политику Республики Казахстан, можно отметить:
- инвестиционную деятельность регулирует Закон «Об инвестициях». Вопросы деятельности Инвестиционного фонда Казахстана, определяющий его цели, задачи, направления инвестиционной политики, регулирует Закон «Об Инвестиционном фонде Казахстана» от 6 июля 2004 года № 575-II (с изменениями от 07.07.2006).
- динамика инвестиционной деятельности имеет тенденцию к улучшению, однако необходимо отметить, что материально-техническая база хозяйственного комплекса страны требует постоянного процесса воспроизводства и модернизации;
- траектории развития инвестиций до 2015 года будут определяться довольно высокими темпами инвестиций в сельское хозяйство, промышленность, транспорт;
Таблица 2. – Индикаторы инвестиционного рейтинга Республики Казахстан
Индикатор | Ведение бизнеса 2009 рейтинг страны | Ведение бизнеса 2008 рейтинг страны | Изменение рейтинга |
Бизнес | 70 | 80 | +10 |
Регистрация предприятий | 78 | 61 | -17 |
Получение разрешений на строительство | 175 | 176 | +1 |
Наем рабочей силы | 29 | 23 | -6 |
Регистрация собственности | 25 | 77 | +52 |
Кредитование | 43 | 61 | +18 |
Защита инвесторов | 53 | 49 | -4 |
Налогообложение | 49 | 47 | -2 |
Международная торговля | 180 | 181 | +1 |
Обеспечение исполнения контрактов | 28 | 28 | 0 |
Ликвидация предприятий | 100 | 103 | +3 |
- государственное участие будет увеличено и в финансовой сфере, что подтверждается выкупом части акций крупнейших банков Казахстана государством в лице фонда «Самрук-Казына», начатым в октябре 2008 года;
- В целом необходимо отметить, что, благодаря проводимой в последние годы политике государства в инвестиционной сфере, при помощи программно-целевого метода в отраслях экономики Казахстана произошло значительное улучшение по модернизации и техническому перевооружению большинства действующих, а также строительства ряда новых производств.
Сегодня в Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.
Так, при реализации проектов в несырьевом секторе экономики Казахстана инвесторам предоставляются следующие виды инвестиционных преференций.
1) освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;
2) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование);
3) инвестиционные налоговые преференции.
Согласно новому Налоговому кодексу Республики Казахстан, вступившему в силу 1 января 2009 года упрощен порядок применения инвесторами налоговых инвестиционных преференций, а именно, упразднен ранее существовавший порядок получения инвестиционных преференций, которые предоставлялись лишь с момента заключения контракта с уполномоченным органом (Комитет по инвестициям).
Инвестиционные налоговые преференции заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференции и последующих расходов на реконструкцию и модернизацию.
При этом срок переноса убытков увеличен с 3 до 10 лет, что позволит получить пользу от преимуществ инвестиционных налоговых преференций. Также предусмотрено уменьшение ставки корпоративного подоходного налога с 2009 г. – до 20%, с 2010 г. – до 17,5%, с 2011 г. – до 15% (в 2008 г. – 30%). Ставка налога на добавленную стоимость уменьшена до 12%.
Помимо мер инвестиционного законодательства направленных на поощрение и защиту инвестиций на территории Казахстана, Правительством Казахстана подписано двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрений инвестиций с 41 страной, среди которых США, Объединенное Королевство Великобритания, Германия, Франция, Россия, Нидерланды, Турция, Иордания, Катар и т.д., а также одно многостороннее соглашение между странами-членами ЕврАзЭС.
Кроме того, следует отметить, как одну из мер государственной поддержки инвестиций софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития (Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX»).
Основной целью деятельности данных институтов развития является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы развития и поддержки бизнеса на всех уровнях и эффективное управление инвестиционными ресурсами.
Кроме того, значительную роль в ускорении диверсификации экономики страны и обеспечении устойчивого развития регионов играют социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК), осуществляющие свою деятельность в 7 макрорегионах Казахстана.
Каждая корпорация представляет собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами в соответствующем регионе страны, включая участки неосвоенных земель и месторождения. СПК создана в статусе национальной компании и исполняют роль генератора проектов, привлекающего инвестиции на их реализацию.
Участие в проектах социально-предпринимательских корпорациях будет привлекательно для бизнеса доступом к финансовым, земельным, технологическим ресурсам и внешним рынкам.
С помощью данных корпораций иностранные компании также имеют возможность создать с участием казахстанских партнеров совместные предприятия в Казахстане, где использование зарубежных технологий и отечественного сырья позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Новое развитие получили такие инструменты экономического стимулирования, как индустриальные и специальные экономические зоны, технопарки.
На сегодняшний день в Казахстане создано шесть специальных экономических зон: «Морпорт Актау» по транспортно-логистическим услугам, «Астана – Новый город» по строительству и производству строительных материалов, Парк информационных технологий под городом Алматы, «Онтустик» в Южно-Казахстанской области - по развитию текстильной промышленности, Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области и СЭЗ «Бурабай» - по развитию туристического кластера в 200 км. от г.Астаны.
В вышеуказанных специальных экономических зонах инвесторам предоставляются земельные участки, обеспеченные необходимой инфраструктурой для эффективной организации новых производств. На территории зон действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы (по КПН, земельному налогу, имущество), что позволяет не только стимулировать инвестиции в обрабатывающий сектор, но и определять месторасположение точек промышленного роста в соответствии с государственной экономической и региональной политикой.
Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана.
Первое - это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.
Второе - это наличие богатых природных и минеральных ресурсов.
По оценкам ученых наша страна занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано - 70, извлекаются и используются - 60.
Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский рынок почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.
Однако существуют и факторы, негативно влияющие на привлекательность многих перспективных для Казахстана секторов экономики ключевыми являются следующие:
- низкая емкость внутреннего рынка;
- отдаленность от крупных рынков сбыта и отсутствие удобной логистики влекут значительные расходы на транспортировку товаров;
- относительно высокая стоимость рабочей силы при нехватке высококвалифицированных кадров и отсутствие соответствующей инфраструктуры;
- отсутствие централизованной системы по работе с инвесторами, в том числе с иностранными, а также недостаточно эффективные меры государственной поддержки инвестиций.
В настоящее время расширение каналов привлечения ПИИ осуществляется через повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ, индустриальных зон (далее – ИЗ) и развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).
Несмотря на наличие опыта реализации концессионных проектов необходимо работу по:
1) привлечению частных инвестиций в отрасли традиционной ответственности государства;
2) созданию благоприятных условий для инвесторов и кредиторов при инвестировании в капиталоемкие объекты (инфраструктурные, энергетические и др.);
3) внедрению эффективных методов управления объектами государственной собственности жилищно-коммунальной сферы путем привлечения частного капитала.
В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы.