Роль инвестиционной политики государства в современных условиях развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития.
Эффективность инвестиционной политики государства измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.

Содержание

1. Сущность инвестиций и теоретические аспекты инвестиционной политики
1.1 Экономическая сущность и значение инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Классификация инвестиций и понятие инвестиционного процесса
1.3 Инвестиционная политика и ее направление

2. Анализ инвестиционной деятельности и эффективности инвестиционной политики Казахстана на современном этапе
2.1 Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике Казахстан
2.2 Анализ инвестиционной деятельности Республики Казахстан
2.3 Основные аспекты инвестиционной политики Республики Казахстан

3. Перспективы развития инвестиционной политики Республики Казахстан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая_инвестиционная политика РК_без гар.doc

— 600.00 Кб (Скачать)

В секторальном разрезе инвестиции в основной капитал легкой промышленности за период 2002-2009 годы распределены следующим образом: 46% (12,9 млрд. тенге) направлены в производства, занятые прядением текстильных волокон, 19% (5,6 млрд. тенге) в ткацкое производство, 5% (1,5 млрд.тенге) на предприятия, занятые производством одежды из текстильных материалов, 12% (3,5 млрд. тенге) в производство других текстильных изделий (ковры, постельное белье, изделия для технических нужд и прочее). Также 12% (3,5 млрд. тенге) инвестиций пришлось на предприятия, занятые дублением и отделкой кожи. По 2% инвестиций направлено в предприятия, занятые производством трикотажных изделий, обуви и другой продукции легкой промышленности.

Электроэнергетика является топливо- и капиталоемкой отраслью тяжелой промышленности, в которой, как показано на графике 2.56, за 2000-2009 годы наблюдались ежегодный устойчивый рост валового выпуска продукции ввиду значительного роста потребления электрической и тепловой энергии всеми сферами экономики Казахстана. Одновременно росли инвестиции, в большей степени - из-за высокого износа генерирующих мощностей, передающих и распределительных сетей и большого уровня выбытия основных фондов из отрасли в предшествующие годы. В тоже время, если показатель валового выпуска продукции в 2007 году превышал аналогичный показатель 2000 года в 2,6 раз, то показатель инвестиций в нефинансовые активы отрасли почти в 3 раза.

Всего, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды за 2000-2009 годы было направлено 5% инвестиций в нефинансовые активы промышленности, что в денежном выражении составило 345,4 млрд. тенге.

В структуре инвестиций в нефинансовые активы преобладали инвестиции в основной капитал, которые составили 77,7% (268,3 млрд. тенге) всех инвестиций в отрасль за 2000-2009 годы.

В 2003-2005 годы также присутствовал высокий удельный вес инвестиций в другие произведенные активы, выраженные пополнением запасов материальных оборотных средств. В целом на долю инвестиций в другие произведенные активы в 2000-2009 годы пришлось 22% (76,3 млрд. тенге) всех инвестиций. Удельный вес инвестиций в непроизведенные материальные и нематериальные активы составил за все годы менее 1%  инвестиций в нефинансовые активы отрасли.

Транспорт и связь привлекли суммарно 8% совокупных  инвестиций в нефинансовые активы Республики Казахстан за 2000-2009 годы, что соответствовало 1 481,8 млрд. тенге. Показатель инвестиций 2007 года был выше аналогичного показателя 2000 года в 4,7 раз, в то время как показатель чистой прибыли отрасли в 7,3 раза.

Анализ инвестиций в основной капитал по секторам отрасли показывает, что за период 2002-2009 годы 73% (864,3 млрд. тенге) инвестиций было привлечено в сферу транспорта и соответственно 27% (328,3 млрд. тенге) в сферу связи.

Традиционно зеркалом развития общества считается отрасль торговли. Именно торговля всегда первой демонстрирует эффективность привлечения инвестиций, а увеличение покупательской способности населения свидетельствует об оздоровлении экономики.

В целом по республике с 2002 по 2009 год объем розничного товарооборота увеличился более чем в 2 раза, оптового - в 4 раза, а услуг общественного питания - в 3,5 раза. Значительно увеличились и инвестиции в сферу торговли, особенно с 2004 по 2007 год. Пик инвестиций пришелся на 2006 год. Всего в этот год было привлечено 404 млрд. тенге инвестиций в нефинансовые активы. Учитывая, что первые признаки спада экономической активности в Казахстане начали проявляться со второй половины 2007 года, торговля, как зеркало развития общества, сразу отреагировало на этот процесс, и за 2007 год в отрасль было уже проинвестировано на 57 млрд. тенге меньше инвестиций в нефинансовые активы.

Всего в нефинансовые активы в сфере торговли и ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования проинвестировано за 2000-2009 годы 1 649 млрд. тенге, из которых, в отличии от других секторов экономики Казахстана, на основной капитал пришлось только 36% от общей суммы или в стоимостном выражении 590 млрд. тенге. Это связано в тем, что в рассматриваемой сфере оставалась высокой доля оборотного капитала. Так на прочие произведенные активы (пополнение материального оборотного капитала) в сфере торговли проинвестировано 58% общего объема инвестиций в нефинансовые активы (957 млрд. тенге). На непроизведенные материальные активы направлено 5% инвестиций равные 90 млрд. тенге, из которых 55,3 млрд. тенге пришлись только на 2006 год, из-за высоких на тот момент цен на недвижимость и, соответственно, на землю. На непроизведенные нематериальные активы за 2000-2009 годы направлен 1% инвестиций в нефинансовые активы.

В финансовой деятельности темпы прироста инвестиций были в последние годы значительно ниже, чем темпы прироста валовых финансовых услуг и чистой прибыли отрасли. Так, показатель валовых финансовых услуг в 2007 году был выше аналогичного показателя 2000 года в 9,1 раз, чистой прибыли – в 11,5 раз, а инвестиций в нефинансовые активы – только в 5,7 раз.

Всего за 2000-2009 годы в сферу финансовой деятельности привлечено 213 млрд. тенге инвестиций в нефинансовые активы или 1% от общереспубликанских инвестиций всех секторов экономики.

Сфера государственного управления привлекла в 2000-2009 годы 1 623,8 млрд. тенге инвестиций в нефинансовые активы,  что соответствовало 9% всех инвестиций в Республике Казахстан за указанный период времени.

В сфере государственного управления инвестиции в нефинансовые активы практически полностью состоят только из инвестиций в основной капитал. Так, за период 2000-2009 годы совокупные инвестиции в основной капитал составили 1 620,8 млрд. тенге.

Под прочими секторами экономики Казахстана объединены следующие сферы услуг: образование, здравоохранение, рестораны и гостиницы, а также предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Все вышеперечисленные сектора экономики Казахстана привлекли в совокупности 307 млрд. тенге инвестиций в нефинансовые активы, что соответствовало 2% всех инвестиций в республику.

Из вышеперечисленной суммы на сферу образования направлено 26% (79,9 млрд. тенге), здравоохранение – 15,3% (46,9 млрд. тенге), на гостиницы и рестораны - 20,2% (62 млрд. тенге) и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 38,5% (118,2 млрд. тенге).

В целом необходимо отметить, что материально-техническая база хозяйственного комплекса страны требует постоянного процесса воспроизводства и модернизации. Инвестиции являются именно тем необходимым инструментом, который обеспечивает обновление основных фондов страны, поэтому стимулирование инвестиций должно иметь постоянный характер в тех или иных формах, а инвестиционная политика государства должна всегда стремиться к своему усовершенствованию.

Подъем казахстанской экономики в последние годы в значительной степени объясняется активизацией инвестиционной сферы. В тоже время отложенный инвестиционный спрос остается еще весьма высоким — мощности многих предприятий значительно изношены, и процесс их обновления далеко не завершен. В целом, ресурс технологической базы экономики Казахстана выработан на 35,2%.

Траектории развития инвестиций до 2015 года будут определяться довольно высокими темпами инвестиций в сельское хозяйство, промышленность, транспорт.

При развитии агропроизводства возрастут инвестиции в производство основных химических веществ и минеральных удобрений, что подразумевает под собой восстановление капиталоемкой горнохимической отрасли в ближайшие восемь лет. Учитывая начатые к реализации инвестиционные проекты в нефтехимической промышленности, в период до 2015 года в вышеназванную отрасль также будут поступать крупные инвестиции.

Поддержание существующих транспортных коммуникаций будет осуществляться в режиме предшествовавшего периода с основным упором на ремонт и реконструкцию имеющейся в наличии материальной базы. Новое строительство с использованием концессионного механизма будет апробировано на отдельных инвестиционных проектах транспортной сферы.

Предполагается, что объем инвестиций в сфере непроизводственных услуг в среднесрочной перспективе не будет расти столь интенсивными темпами, отмеченными ранее, и примерно до 2012 года структура потребления в Казахстане будет сравнительно консервативной. Сократятся инвестиции в жилищное строительство.

В тоже время возрастет зависимость сферы услуг от государственных инвестиций. В сфере экономики Казахстана, занятой операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлении услуг потребителям возрастет доля государственных инвестиций по возведению арендуемого жилья для государственных служащих и малоимущих.

Государственное участие будет увеличено и в финансовой сфере, что подтверждается выкупом части акций крупнейших банков Казахстана государством в лице фонда «Самрук-Казына», начатым в октябре 2008 года.

Важным моментом является необходимость увеличения инвестиций в сферу исследований и разработок для сокращения разрыва Казахстана с другими странами. В данном процессе ключевую роль должны иметь консолидированные усилия государственного и частного сектора.

Спад инвестиционной активности будет отмечен в среднесрочной перспективе среди малого и среднего бизнеса. Параллельно с этим,  стагнация спроса на экспортируемое Казахстаном сырье и полуфабрикаты, прогнозируемое экспертами на 2008-2009 годы, приведет к сокращению прежнего уровня ликвидности ряда крупных казахстанских экспортеров.

Среди источников финансирования инвестиций возрастет удельный вес собственных источников финансирования организаций (амортизационные отчисления, прибыль). Среди привлеченных средств возрастет доля денежных средств, выделяемых на развитие из государственного бюджета.

Банки до сих пор использовались скорее для разогрева инвестиций, чем для реализации долгосрочных проектов. В дальнейшем упор должен быть сделан на развитие лизинга, в том числе на возвратный лизинг, для поддержания постоянного процесса воспроизводства на предприятиях Казахстана и улучшения ситуации по обновлению основных средств.

В связи с тем, что в настоящее время уровень незавершенного строительства в республике чрезвычайно высок, особую актуальность в условиях существующего сейчас мирового кризиса будет иметь содействие со стороны государства по завершению строительства начатых промышленных и других объектов (в виде участия институтов развития, предоставления льготного финансирования, налогового послабления или других мер).

 

 

2.3              Основные аспекты инвестиционной политики Республики Казахстан

 

 

Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования [6;35].

Зависимость Казахстана от продажи топливного и минерального сырья, низкая инвестиционная активность в инфраструктурных и обрабатывающих отраслях промышленности делают экономику страны уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.

Поэтому Руководством страны была поставлена цель отхода от сырьевой зависимости Казахстана, сделав ставку на радикальную реформу экономики. Ускоренная модернизация страны и интеграция страны в мировой рынок требуют качественного прорыва по всем направлениям развития, основанного на инновациях, создании новых направлений роста экономики и лучшем использовании традиционных конкурентных преимуществ страны.

Проводя анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, следует отметить, что основной целью государства является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ.

В целом необходимо отметить, что, благодаря проводимой в последние годы политике государства в инвестиционной сфере, при помощи программно-целевого метода в отраслях экономики Казахстана произошло значительное улучшение по модернизации и техническому перевооружению большинства действующих, а также строительства ряда новых производств.

В перспективе усилия государства должны быть направлены на переход от программно-целевого метода, сконцентрированного на отдельных секторах экономики Казахстана, к системным мерам по достижению межотраслевого равновесия в экономике Казахстана и, соответственно, к сбалансированности инвестиций. Инвестиционная сбалансированность должна включать в себя:

1)              сбалансированность межотраслевую;

2)              сбалансированность технологическую (технологическое строение);

3)              сбалансированность по источникам инвестиций;

4)              сбалансированность по материальным ресурсам для инвестиций.

От такой политики решаются проблемы износа, внедряются инновации при помощи лизинга, мобилизуется инвестиционный потенциал предприятий.

О благоприятном инвестиционном климате и имидже нашей страны свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По данным Национального Банка Республики Казахстан за период с 1993 года по 2008 год в казахстанскую экономику привлечено около 89,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ). Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2008 год составил 7,3 % (19,8 млрд. долл.) по отношению к предыдущему году. При этом за 2007 год по отношению к 2006 году (10,6 млрд. долл.) рост составил 73% (18,5 млрд. долл.)[19].

Информация о работе Роль инвестиционной политики государства в современных условиях развития экономики