Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа
В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.
Введение 4
1 Теории макроэкономического регулирования 6
2 Государственное регулирование экономики 12
3 Роль государственного регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература
4.
Одной из главнейших
Государственное
регулирование экономики
При переходе к рыночной экономике в отдельных государствах (Российская Федерация) была сделана попытка внедрить привычные для Запада идеалы либерализма, основанные на крайнем индивидуализме и отрицании роли государства в экономике. Результат данных преобразований для экономики был самым негативным.
Следует
отметить, что без государственного
регулирования экономика
Иногда
высказывается мнение, что государственное
регулирование ограничивает самостоятельность
хозяйствующих субъектов. Такое
ограничение действительно
Но
в некоторых случаях
В
то же время существуют и такие
формы государственного регулирования,
которые направлены на установление
общих условий хозяйственной
деятельности — государственная
регистрация субъектов
Особое место занимают такие меры государственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития.
Противники государственного регулирования указывают на то, что этим создается почва для увеличения контролирующих органов. Но нельзя решить эту проблему путем отказа от выполнения необходимых государственных функций. Нужно не только усилить государственный, но и ввести общественный контроль за соблюдением законности в экономике, без чего государственное регулирование экономики в Беларуси не может быть эффективным.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 —2015гг., Национальной стратегией устойчивого развития до 2020г. предусмотрено, что долгосрочной целью является построение в Беларуси сильного независимого государства с социально ориентированной рыночной экономикой, обеспечивающей устойчивое человеческое развитие на основе мировых стандартов уровня и качества жизни, сохранение среды обитания населения для нынешнего и будущего поколений и конкурентоспособность отечественного производства на внешних рынках.
Эта стратегическая установка определяла и определяет принципиальные рамки и содержание основного, фундаментального процесса в стране — переход от централизованной плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике.
В странах с рыночной экономикой (как индустриально развитых, так и развивающихся) используются следующие основные формы государственного регулирования: государственное предпринимательство, косвенное регулирование посредством бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и внешнеэкономической политики, государственное программирование и прогнозирование.
Многолетний опыт регулирования рыночной экономики показывает, что состав государственных регуляторов не имеет существенных различий в разных странах. Основные различия состоят в количественных значениях этих регуляторов (или методов регулирования) и соотношениях между собой. Это нашло свое отражение в странах СНГ. И в нашей стране с учетом ее переходного состояния применяются все методы косвенного и прямого регулирования.
Бюджетное регулирование в Республике Беларусь является центральным звеном в системе государственного регулирования экономики. К важнейшим бюджетным регуляторам относятся: уровень централизации средств в Госбюджете, соотношение между республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между Государственным бюджетом и внебюджетными фондами, структура Государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.
Аккумулирование средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондах осуществляется через налоговое регулирование. Оно включает: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, за пользование природными ресурсами, земельный налог, на недвижимость, на экспорт и импорт, налог на топливо, транзитный налог, государственные пошлины и сборы, подоходный налог с граждан, специальные отчисления. От административных методов изъятия финансовых ресурсов и дальнейшего их перераспределения через бюджет республика переходит к общепринятой в мировой практике системе налогообложения.
Кредитно-денежное регулирование относится к числу важнейших методов воздействия на воспроизводственный процесс. Оно осуществляется посредством кредита для перераспределения свободных ресурсов между отраслями народного хозяйства и регионами, поддержания оптимальных пропорций общественного воспроизводства. Взаимодействуя с макроэкономическим регулированием, денежно- кредитные регуляторы в значительной степени влияют на формирование структуры общественного производства, на важнейшие макроэкономические пропорции: соотношение между фондами возмещения, накопления и потребления; пропорции между первым и вторым подразделениями народного хозяйства. Содействуя выравниванию нормы прибыли в различных отраслях, кредит влияет на структуру народного хозяйства, так как временно свободные ресурсы перераспределяются в отрасли, где обеспечивается получение большей прибыли.
К основным денежно-кредитным регуляторам относятся: процентная (учетная) ставка по кредитам Национального банка коммерческим банкам (или ставка рефинансирования), нормы обязательных резервов, регуляторы банковской деятельности (уставный фонд, нормативы ликвидности, платежеспособности, независимости, лимиты кредитной эмиссии и др.). Такой важнейший денежно-кредитный регулятор рыночной экономики, как операции с ценными бумагами, в связи с неразвитостью рынка ценных бумаг в республике используется недостаточно.
Ценовое регулирование. Главная цель ценовой политики — это достижение такого ценового паритета, который позволил бы всем отраслям осуществлять накопления, выплачивать приемлемую заработную плату, постоянно воссоздавать и пополнять основной и оборотный капитал. Оказалось, что технологическое состояние целого ряда отраслей экономики, уровни издержек и эффективности таковы, что в короткий срок этого в принципе нельзя добиться. Решение задачи состоит в усилении структурной, инвестиционной, инновационной политики.
Ценовой контроль со стороны государственных органов ориентирован на недопущение проявлений монополизма, стихийного роста цен, преодоление межотраслевого и внутриотраслевого диспаритета цен.
Среди прямых регуляторов важнейшими являются госзаказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Главным из них остается госзаказ, хотя в последние годы произошли значительные изменения прежде всего в направлении развития контрактных, конкурсных методов в оформлении заказов продукции и услуг для государственных нужд, в снижении общих объемов госзаказа.
Во
всех странах с рыночной и переходной
экономикой государство активно
участвует в регулировании
Однако система квот и лицензий, о чем свидетельствует опыт республики и других стран, не решает проблемы стимулирования экономической деятельности и должна быть заменена более гибкими экономическими методами регулирования.
Значительная часть расходов Госбюджета приходится на прямые дотации жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, сельскому хозяйству, а также субсидии отдельным подотраслям и производствам.
Таким образом, проведенный анализ выявил, что в республике используется достаточно широкий спектр экономических (косвенных) и прямых (преимущественно административных) рычагов государственного воздействия на процессы воспроизводства с целью преодоления спада производства и снижения уровня жизни народа, создания условий для развития предпринимательства, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, формирования рыночной инфраструктуры.
Однако
все эти меры пока не привело к существенному
улучшению социально-экономического положения
в республике. Основные причины заключаются
в том, что меры государственного регулирования
находятся в стадии становления, не все
они взаимоувязаны по целям и задачам,
исполнителям, срокам реализации, зачастую
не обеспечены материальными и финансовыми
ресурсами, не соответствуют реально складывающимся
в данный отрезок времени внутренним и
внешним факторам развития. В частности,
денежно-кредитные регуляторы пока больше
сориентированы на сферу обращения, главным
образом на использование монетарных
методов сбалансирования экономики, а
не на стимулирование производства. Бюджетно-налоговое
регулирование носит преимущественно
фискальный характер, не стимулирует производственную
и инвестиционную деятельность. Используемый
ценовой механизм (либерализация цен)
также пока не соответствует экономике
с развитыми рыночными отношениями и ресурсосберегающим
типом воспроизводства. Однако в настоящее
время народное хозяйство Беларуси находится
на пути к рыночным отношениям. Одним из
противоречий действующей системы государственного
регулирования является, как уже отмечалось,
попытка использования рыночных механизмов
применительно к старой экономической
системе, которая характеризуется значительной
долей государственной собственности,
утяжеленной ресурсоемкой структурой
хозяйства, недостаточно ориентированной
на структуру спроса и внешний рынок. Предпринимаемые
меры по развитию и совершенствованию
системы государственного регулирования
экономики республики носили и носят недостаточно
последовательный и комплексный характер.
Заключение
Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.
Главной же проблемой
Литература
1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. - № 11-12. – C. 117 -129.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994. – 720 с.
3.
Курс экономической теории: Учебник
– 5-е дополненное и
4. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с.
5. Лившиц В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. – 1993. - №11. – C. 14-19.
Информация о работе Роль государственного регулирования в Республике Беларусь