Роль государственного регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Содержание

Введение 4

1 Теории макроэкономического регулирования 6
2 Государственное регулирование экономики 12
3 Роль государственного регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература

Работа содержит 1 файл

госрегулирование экономики.docx

— 71.30 Кб (Скачать)
 

 

     Содержание 

Введение 4
 
1 Теории  макроэкономического регулирования
6
2 Государственное  регулирование экономики  12
3 Роль  государственного регулирования  в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература 29
 
 
 
 
 
 

 

РЕФЕРАТ

    Курсовая  работа: 28 с., 15 источников.

    ГОСУДАРСТВО, РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ТЕОРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

     

    Объект  исследования – государственное управление экономикой стран.

    Предмет исследования – методы и формы регулирования экономики. 
 

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

     В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики,  а так  же связанные с ним проблемы и  пути решения.

     В течение XX в. сочетание государства  и рынка принимало разнообразные  формы. Сложность современной социально-экономической  жизни постепенно привела к органическому  сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно  рыночными механизмами и нуждаются  в государственном участии. К  этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных  исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования  экономики с начала существования  рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

     В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его  участие в управлении экономикой проявляется гораздо  значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизованного  распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет финансовые органы.

     В странах с рыночной экономикой степень  вмешательства государства и  его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством  законодательных ограничений, налоговой  системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление  государственных социальных и экономических  программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности  на средства производства – частной, акционерной, коллективной, включая  право собственности на землю. Право  собственности обеспечивает относительную  независимость собственников от государства и его органов  управления.

     Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     В современных условиях невмешательство  государства в социально-экономические  процессы немыслимо. Уже давно споры  идут не о необходимости государственного регулирования, а о формах и интенсивности. Поэтому государственное регулирование и государственная экономическая политика идентичны.

     Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость превращения  этой возможности в действительность заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государство. В современных  условиях государственное регулирование  экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста,  регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

     Среди экономистов нет единого мнения о том, в какой форме государству стоит проводить регулирование экономики. Одни считают, что оно должно решать проблему распределения ресурсов. Другие, что функции государства должны сводится исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», то есть  только ограничить власть «диктаторов» на рынке.

     Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, рассмотреть  вопрос о роли государственного регулирования рыночной и смешанной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1 Теории макроэкономического регулирования 

     В истории развития мировой цивилизации  были разные подходы к оценке роли государства в экономике. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю  и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

     Заслуга первых представителей экономических  школ не в том, что они нашли  исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

     Первые  камни в фундамент новой отрасли  общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты  - от итальянского mercante – купец, торговец  – сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. [13, с.5] Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота.  В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать).

     Сторонники  меркантилизма (Томас Мэн, Антуан де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

     Меркантилизм - первая экономическая школа (15-17 ст.), которая рассматривала золото и  серебро ( позднее - излишек продуктов, обмениваемых на внутреннем рынке) как источники богатства; соответственно меркантилисты призывали к развитию международной торговли.

     Физиократы - экономическая школа (основатель Ф. Кенэ, 18 в.), представители которой считали, что источник богатства - это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль.

     Классическая  теория невмешательства в экономику. Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.

     Следующей ступенью развития представлений о  роли государства стала работа Адама  Смита. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и  причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам.[13, с.10]

     В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами  делать то, что индивидуум либо не в  состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В  своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что  именно стремление предпринимателя  к достижению своих частных интересов  является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

     Главное заключалось в том, что для  всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода  торговли.

     В  своем  описании  системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что  именно стремление предпринимателя  к достижению  своих частных  интересов является главной движущей силой экономического развития,  увеличивая  в  конечном  итоге  благосостояние, как его самого, так и общества в целом [4, с.10]. Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт  к общей выгоде, развитию  производства и прогрессу. Каждый в  отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал  силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции  и хозяйственного механизма. Таким  образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании  экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.

     Классическая  теория регулирования (саморегулирования) - представители А. Смит и Д. Рикардо (вторая половина 18 - нач. 19 ст.) Основным регулятором экономических процессов выступает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавливает рыночное равновесие (между спросом и предложением), вмешательство государства в экономику минимально.

     Кейнсианская  концепция. Она получила распространение  в 30-е годы XX в. после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

     При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

     Модель  государственного регулирования, предложенная Дж. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

     Однако  в 70-е годы условия воспроизводства  резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

     Кейнсианство - направление развития экономической  теории, основателем которого считают  англ. экономиста Д.М. Кейнса (1883 - 1946). Эта теория обосновывает объективную необходимость и практическое значение государственного регулирования экономики.

     Заслуга Кейнса в том, что он доказал необходимость роли государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности, а следовательно уменьшения цены кредита (уровня учетной ставки); расширения гос. закупок; повышения уровня занятости как фактора увеличения доходов населения; проведение рациональной фискальной политики, организация государственного планирования, расширения государственных социальных программ и т.д.

Информация о работе Роль государственного регулирования в Республике Беларусь