Роль государственного регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Содержание

Введение 4

1 Теории макроэкономического регулирования 6
2 Государственное регулирование экономики 12
3 Роль государственного регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература

Работа содержит 1 файл

госрегулирование экономики.docx

— 71.30 Кб (Скачать)

     По  уровню взимания различают федеральные, региональные и местные        налоги.

     Кроме того, налоги участвуют в распределении и перераспределении доходов, что является также одним из методов регулирования и функций государства.

     Распределение доходов в рыночной экономике  не гарантирует каждому человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная “несправедливость” рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Но, вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.

      Активность  государства в перераспределении  доходов можно оценить объемом  и динамикой его социальных расходов, осуществляемых главным образом через центральный и местные бюджеты.

     Поскольку социальный критерий экономики наделение каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, допускает различные толкования, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования. Но невозможно четко, с использованием количественных показателей, очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.

      Перераспределение доходов осуществляется прямыми  и косвенными методами.

      Прямые  каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть), чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы, пособия выплаты и т. п.

      К косвенным методам перераспределения  доходов в рыночной экономике  можно отнести благотворительные  фонды, льготное налогообложение неимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед остальными способами, т. к. полностью согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального поведения: решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. В свою очередь, государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели.

     Немаловажной  частью государственного регулирования  является также проведение антиинфляционной политики.

      Цель  антиинфляционной политики состоит  в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. Бороться можно лишь с открытой инфляцией. Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора, кроме переключения ее на открытый режим.

      Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным? Так, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной зашиты населения воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия и от нее не спасают. Не правомерно причислять к антиинфляционному регулированию и административный контроль цен. Административные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос) либо на механизм инфляции. Это и есть критерий, по которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.

      Различают антиинфляционные стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и тактику, которая дает результаты в краткосрочном периоде времени.

      Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии:

  1. Стратегия гашения инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Это возможно при выполнении двух условий.

      Во-первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост.

      Во-вторых, существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.

  1. Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка и складывается из долгосрочного темпа роста реального продукта и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т. д. В инфляционной экономике денежная политика должна играть решающую роль. Осуществление антиинфляционной политики предполагает также и наличие современной банковской системы, причем Центральный Банк (ЦБ) независим от исполнительной власти.

      Нужно иметь в виду, что каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, то есть представляет собой самоусиливающийся процесс.

  1. Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства. Это можно осуществить разными путями: совершенствование налоговой системы, краткосрочный рост налогов, и т. д. Но главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий и т. д.
  2. Национальная антиинфляционная стратегия должна быть настроена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов.

      Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без воздействия на предложение. 

  1. Краткосрочные резервы роста предложения:

  а)  государственная поддержка повышения  товарности экономики (льготное  налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею и т. д.);

  б) поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству (мировой рынок информационных услуг);

  в)  разумно организованная приватизация  собственности (она ведет к  ослаблению напряжения в расходной  части бюджета, что способствует преодолению дефицита) ;

  г)  массированный потребительский  импорт и частичная реализация  государственных стратегических  запасов ;

  1. Снижение текущего спроса :

  а)  повышение ставки процента по  вкладам (процент по вкладам  должен быть не меньше суммы  текущего темпа роста цен и  уровня адаптивных инфляционных  ожиданий);

  б)  повышение процента по государственным  облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли ;

  в)  для понижения уровня ликвидности  сбережений  практикуется установление  повышенной нормы процента по  срочным вкладам (а также другие  приемы для удержания депозитов  в банковской сфере ;

  г)  денежная реформа конфискационного  типа (нацелена на экспроприацию  части принадлежащих населению  доходов и снижение текущего  спроса);

  д) повышение курса национальной валюты.

      Отдельные инструменты государственной экономической  политики могут употребляться в  различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет изменяться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

          В общем и целом, механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы. 

             
 
 

3 Роль государственного  регулирования в  Республике Беларусь 

     Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации  государственного управления, поэтому  бессмысленно отрицать роль государства  и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть [12, с.156].

     Но  обратимся к более раннему  периоду нашей истории – начало XX века. Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей, войной и назревающей социальной нестабильностью самостоятельно выбраться из кризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войны стране нужно было срочно мобилизовать свои силы,  положительно себя проявила административно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно все ресурсы направить на укрепление военной мощи государства просто необходимо централизованное планирование со всеми своими институтами: государственное ценообразование, наряды, заказы и т.д.

     Большинство современных аналитиков склонны  считать, что для современного государства  единственно правильным видом экономики  является рынок. Во многом с ними можно  согласиться: рыночная экономика создаёт  здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования, высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но, говоря об эффективности различных видов экономики невозможно выработать стандартную точку зрения, приемлемую для всех стран. Всегда следует делать поправку на состояние экономики страны и на конкретно-исторические условия.

     Возвращаясь к современному этапу развития Республики Беларусь, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.

     1. Прежде всего, это отрасли,  где перестаёт эффективно действовать  механизм рыночной саморегуляции. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона,  охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций и т.д., здесь без государственного вмешательства не обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не  уделяет ему должного внимания.

     2. Ещё одной из важнейших функций  государства в экономике является  перераспределение доходов. Рынок  признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной  конкуренции на рынке, в обществе  же  есть люди,  не владеющие  ни землёй, ни капиталом и не  трудоспособные. Они не участвуют  в деятельности рынка и не  получают доходов. Существуют  и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться в перераспределение доходов, так как то, что несправедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо с позиции общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе [15, с. 12].

     3. Государство обязано брать на  себя задачу обеспечения правовой  базы: предоставление законного  статуса частным предприятиям, соблюдение  права частной собственности  и т.д. 

Информация о работе Роль государственного регулирования в Республике Беларусь