Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа
В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.
Введение 4
1 Теории макроэкономического регулирования 6
2 Государственное регулирование экономики 12
3 Роль государственного регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература
По уровню взимания различают федеральные, региональные и местные налоги.
Кроме того, налоги участвуют в распределении и перераспределении доходов, что является также одним из методов регулирования и функций государства.
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная “несправедливость” рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Но, вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.
Активность
государства в
Поскольку социальный критерий экономики – наделение каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, допускает различные толкования, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования. Но невозможно четко, с использованием количественных показателей, очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.
Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами.
Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть), чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы, пособия выплаты и т. п.
К
косвенным методам
Немаловажной частью государственного регулирования является также проведение антиинфляционной политики.
Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. Бороться можно лишь с открытой инфляцией. Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора, кроме переключения ее на открытый режим.
Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным? Так, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной зашиты населения воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия и от нее не спасают. Не правомерно причислять к антиинфляционному регулированию и административный контроль цен. Административные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос) либо на механизм инфляции. Это и есть критерий, по которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.
Различают антиинфляционные стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и тактику, которая дает результаты в краткосрочном периоде времени.
Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии:
Во-первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост.
Во-вторых, существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.
Нужно иметь в виду, что каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, то есть представляет собой самоусиливающийся процесс.
Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без воздействия на предложение.
а)
государственная поддержка
б) поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству (мировой рынок информационных услуг);
в)
разумно организованная
г)
массированный потребительский
импорт и частичная реализация
государственных
а)
повышение ставки процента по
вкладам (процент по вкладам
должен быть не меньше суммы
текущего темпа роста цен и
уровня адаптивных
б)
повышение процента по
в)
для понижения уровня
г)
денежная реформа
д) повышение курса национальной валюты.
Отдельные
инструменты государственной
В общем и целом, механизм государственного
регулирования экономики постоянно совершенствуется,
независимо от того, ориентируются правительства
на монетаристские принципы экономической
политики или склонны использовать более
жесткие бюджетные инструменты регулирования.
В современных условиях практика государственного
регулирования экономики оказалась достаточно
результативной, чтобы не допустить всеобщих
кризисов и социально-опасных масштабов
безработицы.
3
Роль государственного
регулирования в
Республике Беларусь
Как
показывает мировой опыт, успешное
социально-экономическое
Но обратимся к более раннему периоду нашей истории – начало XX века. Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей, войной и назревающей социальной нестабильностью самостоятельно выбраться из кризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войны стране нужно было срочно мобилизовать свои силы, положительно себя проявила административно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно все ресурсы направить на укрепление военной мощи государства просто необходимо централизованное планирование со всеми своими институтами: государственное ценообразование, наряды, заказы и т.д.
Большинство современных аналитиков склонны считать, что для современного государства единственно правильным видом экономики является рынок. Во многом с ними можно согласиться: рыночная экономика создаёт здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования, высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но, говоря об эффективности различных видов экономики невозможно выработать стандартную точку зрения, приемлемую для всех стран. Всегда следует делать поправку на состояние экономики страны и на конкретно-исторические условия.
Возвращаясь к современному этапу развития Республики Беларусь, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.
1.
Прежде всего, это отрасли,
где перестаёт эффективно
2.
Ещё одной из важнейших
3.
Государство обязано брать на
себя задачу обеспечения
Информация о работе Роль государственного регулирования в Республике Беларусь