Роль государственного регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Содержание

Введение 4

1 Теории макроэкономического регулирования 6
2 Государственное регулирование экономики 12
3 Роль государственного регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература

Работа содержит 1 файл

госрегулирование экономики.docx

— 71.30 Кб (Скачать)
  1. Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди получают прибыль больше, чем люди менее информированные.
  2. Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга как государственных лиц.
  3. Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени.

     В связи с временными интервалами  возникает проблема внутренних и  внешних лагов, которая также  может привести к фиаско государства. Речь идёт  об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между  осознанием проблемы, принятием государственных  решений и результатами воплощения правительственной программы в  жизнь.

     Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между  моментом возникновения какого-либо экономического явления  и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

     Лаг признания (распознавания, осознания) - его возникновение связано с  тем, что для осознания самой  проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно  время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно  время.

     Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием  конкретного решения. Например, чтобы  внести какие-либо решения, связанные  с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения  в необходимых инстанциях.

     Внешний лаг – это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним  лагам относят лаги воздействия  – это период, в течение которого объект государственного регулирования  начинает реально изменяться под  влиянием того или иного макроэкономического  мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение  о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает  не сразу, а через какое-то время.

     Особо в связи с фиаско государства  следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается  в том, что в результате  осуществления  каких-либо мероприятий желаемый результат  не достигается или достигается  с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко  к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные  цены на продовольственные товары с  целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается  товарный дефицит, разрастание теневой  экономики и т.п.

     Решение этих проблем видится в свободном  развитии рыночных процессов, хотя и  не отрицается положительная роль государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определённых пределах [8, с. 374]. Для того чтобы  выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчёт в том, каких  целей они хотят добиться и  какими инструментами они для  этого располагают. Впервые комплексный  анализ экономической политики государства  был проведён в 1952 году голландским  экономистом, лауреатом Нобелевской  премии Яном Тинбергеном в работе “Теория экономической политики”. Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает [8, с. 376].

     Выделим основные формы и методы вмешательства  государства в экономику на макроэкономическом уровне:

     1. Административные методы государственного  регулирования проводятся через  расширение государственной собственности  на материальные ресурсы, управление  государственными предприятиями  и законотворчество. Административные  методы государственного регулирования  находят эффективное применение  в таких основных областях [10, с. 176]:

     - прямой контроль государства  над монопольными рынками;

     - административное регулирование  рынков тех товаров неэластичного  спроса, которые отнесены к монополии  государства, с применением планирования  цен, введением жестких ставок  акцизных налогов;

     - обеспечение экономической безопасности  производства;

     - разработка стандартов, необходимых  для осуществления всех видов  производственной и экономической  деятельности и контроля за их выполнением;

     При таком способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

     Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

     Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия ограничивается в основном  охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

     Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного  начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

     Если  под централизацией понимать систему  карточного распределения ресурсов и продукции, доведение всех показателей  работы вплоть до предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную  деятельность, то такая форма централизации  явно неприемлема. Чем больше такого рода централизация, тем меньше место  для хозяйственной самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности  производства. примером тому являются бывшие социалистические страны.

     Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше, чем будет принято решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

     В то же время экономические и административные средства противоположны. Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

     Напротив, административные средства существенно сужают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно - командную систему.

     Вместе  с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

     2. Экономические методы проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

     Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой  комплекс         взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой  активности путём планируемого воздействия  на состояние национального кредита  и денежного обращения.

      Фискальная  политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов.

      Денежная  политика - это политика, направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны друг с другом.

     Важнейшими  элементами денежно-кредитной политики являются:

  • Операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг;
  • Учётно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка;
  • Регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении Центрального  банка.

     Известны  две основные разновидности денежно-кредитной  политики:

  • Мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы.
  • Жёсткая (стабилизирующая), при которой Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику.

     Налогово-бюджетная  политика – это комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой  активности путём  изменения государственных  расходов и налогообложения. Важнейшей  категорией налогово-бюджетной политики является государственный бюджет – это финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период (обычно за год). Если расходы больше доходов, то говорят о бюджетном дефиците. Если доходы больше расходов – о бюджетном профиците. Помимо государственного бюджета принято также различать региональный бюджет (штатов, республик) и местный бюджет (муниципальных учреждений).

     Основным  источником поступления в бюджеты  всех уровней являются налоги и сборы. Налог – это обязательный индивидуально  – безвозмездный платёж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в целях финансового обеспечения  деятельности государства. Сбор – это  обязательный взнос, уплата которого является условием совершения соответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего. По способу  изъятия различают прямые и косвенные  налоги. Прямые – это те налоги, которые  взимаются непосредственно с  владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара. По характеру накопления выделяют:

     - прогрессивные налоги – это  такое налогообложение, когда  чем больше налогооблагаемая  база, тем больше доля, которую  приходиться отдавать в виде  налога;

     - регрессивные налоги - это такое  налогообложение, когда приходиться  отдавать большую часть низкого  дохода и незначительную часть  высокого. Обычно при этом налог  в денежном выражении равен  для всех плательщиков.

     - пропорциональное налогообложение  – это когда ставка налога  постоянна при любой величине  налогооблагаемой  базы, но существует  несколько фиксированных ставок  для разных условий.  

Информация о работе Роль государственного регулирования в Республике Беларусь