Роль государственного регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Содержание

Введение 4

1 Теории макроэкономического регулирования 6
2 Государственное регулирование экономики 12
3 Роль государственного регулирования в Республике Беларусь 22
Заключение 28
Литература

Работа содержит 1 файл

госрегулирование экономики.docx

— 71.30 Кб (Скачать)

     Марксизм - экономическая школа, основанная на учении К. Маркса, которая обосновывает необходимость уничтожения частной  собственности и конкуренции, смены  стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические  процессы при помощи плана на основе общественной собственности.

     Теории  неоклассического, неолиберального, неоконсервативного направления (монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория "экономики предложения" и т.д.) признают необходимость государственного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, но сводят его до минимума и отдают предпочтение непрямым (косвенным) методам государственного влияния.

     Неоклассическая теория монетаристов. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли (Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен). Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение.

     Монетаризм - экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства  государства в экономику, отдает предпочтение непрямым методам, а точнее - регулированию денежного обращения.

     Сторонники  теории экономики предложения считают  необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить  свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается  как функция от накопления капитала, которая осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации  части прибыли, и за счет заемных  средств (кредитов). В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения  производительности производства.

     Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым  затрудняет использование заемных  средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

     Теория "экономики предложения" - неолиберальная экономическая теория, которая в отличие от кейнсианства пропагандирует стимулирование предложения, а также рост эффективности производства на основе снижения затрат производства, уменьшения налогов, стимулирования инвестиционного предпринимательства, уменьшения социальных выплат и т.д.

     Согласно  неоклассической теории государство  может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. В основу монетаристского  подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен  постулат о жесткой связи предложения  денег и скорости их обращения. Сторонники монетарного подхода полагают, что  скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.7

     Теория  рациональных ожиданий - неоклассическая  теория, утверждающая, что меры государства  по стабилизации экономики неэффективны. Это обусловлено тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), получая и  анализируя информацию, понимают возможные  последствия экономической политики государства и ведут себя рационально: принимают оптимальные для себя решения, т.е. решения, которые максимально  увеличивают их благосостояние.

     Неокейнсианцы - сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар). Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

     "Неоклассический  синтез" - экономическая школа,  объединившая в себе достоинства  неокейнсианства и неолиберализма, и стала теоретической основой смешанной системы регулирования экономики.

     Социально-институциональное  направление - близкое к неоклассическому синтезу направление. Основная идея этого направления состоит в  том, что экономические отношения  в обществе формируются не только под действием экономических, но и социально-психологических, политических и др. факторов (институтов). Под институтами подразумеваются профсоюзы, корпорации, государство, а также морально-этические, психологические явления (обычаи, нормы поведения, национальные традиции, религия, менталитет и т.д.)

     Как видите, взгляды о роли государства  в экономике различны, кроме того их достаточно много, и ни один низ  них не дал единого рецепта  действия. Так, несостоятельными оказались  как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем активизации государственного вмешательства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения вмешательства государства в экономические процессы только методами монетарной политики. А отсутствие целостной теории не позволяет неокейнсианцам обоснованно подойти к оценке роли и прогнозированию реально наблюдаемых явлений и процессов.

     В настоящее время в мировой  практике сложились три подхода  к вопросу о роли государства  в руководстве экономикой переходного  периода.

     Один  из них представлен концепцией невмешательства  государства в экономические  процессы. Своими корнями он уходит в теорию классиков политической экономии.

     Второй  подход можно назвать "ограниченной интервенцией государства в экономику". Он предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.

     Третий  подход предполагает активную роль государства  в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными  ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами. Он связан с планированием  национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей.

     На  протяжении текущего столетия роль государства  в экономике неуклонно возрастает. Об этом, в частности, свидетельствует  роль государственного сектора в  экономике большинства стран  мира.

     Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость реализации государственного регулирования экономики  заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

     Общество  устроено таким образом, что принуждение  в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической  абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство  выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной  конкуренции значительная часть  производительных сил перерастает  рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших  экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы [11, с. 480]. 
 

 

     2 Государственное регулирование экономики  

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики.

     Государственное регулирование экономики – это  форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

     Итак, необходимость вмешательства государства  в экономику обусловлена:

    • созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;
    • ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
    • защитой национальных интересов на мировом рынке;
    • решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно

     Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, а также  явления, ситуации и условия социально-экономической  жизни, в которых возникают или  могут возникать проблемы и которые  не могут решиться произвольно или  решаются неэффективно, т.е. это: экономические  циклы; структура экономики, условия  накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные  процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.

     В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха “государственно-монополистического капитализма”. Её практика подтолкнула к идее “государственного социализма” – попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению “административно-командной экономики”.

        Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или “капитализм”, или “социализм”), является “социально-рыночной” (смешанной). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность.

     Неизбежность  государственного регулирования экономики  постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения оборачивается  лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.

     Общая стратегия государственного регулирования  экономики базируется на следующих  принципах:

  1. Предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности.
  2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  4. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также  для процессов в сфере межгосударственных экономических  отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

     Государство в экономике так же вынуждено  выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые  особенности: государству принадлежит  регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и  обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными  для всех остальных экономических  агентов. Государственное регулирование  преследует три цели:

     - минимизацию неизбежных негативных  последствий рыночных процессов,

      - создание правовых, финансовых  и социальных предпосылок эффективного  функционирования экономики,

      - обеспечение социальной защиты  тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной  экономической ситуации становиться  наиболее уязвимым. [2, с. 205].  

     Умелое  государственное регулирование  позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя  исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто  не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство  компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Фиаско  государственного регулирования может быть вызвано следующими причинами:

Информация о работе Роль государственного регулирования в Республике Беларусь