Роль государства в развитии рыночных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

       характеру  операций и риску.

 

    2. Биржа представляет  собой организованный оптовый  рынок. По типу

       биржевого  товара различают товарные, фондовые  и валютные биржи. В

       современной  экономике существуют публично-правовые и государственные

       биржи.  Деятельность биржи регламентируются  ее уставом. На бирже

       действуют  посредники - брокеры, выполняющие  поручения клиентов, и

       дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют

       определенную  группу товаров и ценных бумаг  корпорации или отрасли.

 

    3. Биржа, как  барометр, характеризует состояние  всего народного

       хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные

       цены). Они  формируются под влиянием спроса  и предложения. Структура

       спроса  на ценные бумаги во многом  определяется общеэкономическими

       факторами,  динамику которых предугадать  довольно сложно. Структура

       предложения  ценных бумаг зависит от микроэкономических  факторов.

 

    4. Наряду с рынком  реального товара существует  рынок, на котором торгуют

       правами  на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При

       этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это

       премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется

       в размере  премии от понижения («call») или повышения («put») цены. А

       страхование  продавца отсутствует. Прибыль  продавца опциона ограниченна

       премией,  прибыль покупателя может быть  сколь угодно большой, начиная  с

       некоторой  цены.

 

    5. На рынке фьючерсов  покупаются и продаются типовые  контракты на

       биржевые  товары. Единственным переменным  параметром является цена,

       которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта

       (метод  хеджирования). Различают совершенный  хедж, когда убыток по

       контракту  на реальный товар полностью  компенсируется прибылью по

       фьючерсным  контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит

       частичная  компенсация. Продавцы и покупатели  контрактов равноправны и

       одинаково  страхуются.

 

            2.3. Роль государства в формировании  рыночной инфраструктуры

 

   Как правило, создание  условий для развития рыночной  инфраструктуры, без

   которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства.

   Государство призвано  корректировать те \\\"несовершенства\\\", которые присущи

   рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии,

   либо это решение  неэффективно.

 

   Государство берет  на себя ответственность за  создание равных условий для

   соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции,  за

   ограничение власти  монополий. Оно также заботится  о производстве

   достаточного количества  общественных товаров и услуг,  так как рыночный

   механизм не в  состоянии должным образом удовлетворять  коллективные

   потребности людей.

 

   Участие государства  в экономической жизни диктуется  еще и тем, что рынок

   не обеспечивает  социально справедливое распределение  дохода. Государству

   надлежит заботиться  об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также

   принадлежит сфера  фундаментальных научных разработок. Это необходимо

   потому что для  предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого

   и, как правило,  не приносит быстрых доходов.  Поскольку рынок не

   гарантирует право  на труд, государству приходится  регулировать рынок

   труда, принимать  меры по сокращению безработицы.

 

   В целом государство  реализует политические и социально-экономические

   принципы данного  сообщества граждан. Оно активно  участвует в формировании

   макроэкономических  рыночных процессов.

 

   Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через следующие

   важнейшие функции:

 

   а) создание правовой  основы для принятия экономических  решений.

   Государство разрабатывает  и принимает законы, регулирующие

   предпринимательскую  деятельность, определяет права  и обязанности граждан;

 

   б) стабилизация  экономики. Правительство использует  бюджетно-налоговую и

   кредитно-денежную  политику для преодоления спада  производства, для

   сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания  стабильного уровня

   цен и национальной  валюты;

 

   в) социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство

   организует производство  товаров и услуг, которым не  занимается частный

   сектор. Оно создает  условия для развития сельского  хозяйства, связи,

   транспорта, определяет  расходы на оборону, на науку,  формирует программы

   развития образования,  здравоохранения и т. д.;

 

   г) обеспечение  социальной защиты и социальной  гарантии. Государство

   гарантирует минимум  заработной платы, пенсии по  старости, инвалидности,

   пособие по безработице,  различные виды помощи малоимущим и т. д.

 

Глава III. Роль государства  в развитии рыночных отношений в  России

С начала 90-х гг. XX века Россия переживает глубокие перемены. Они  связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической  трансформации в нашей стране идет неоднозначно и по всей видимости займет не одно десятилетие. Начавшийся в России период реформ нацелен на преобразование всей социально-экономической системы в целом. Оценивая такую трансформацию, необходимо учитывать тот факт, что исходные условия для перехода к рыночной экономике в России гораздо сложнее, чем в европейских странах. К таким исходным условиям можно отнести достаточно жесткую систему централизованного планирования и управления экономикой, гипертрофированный государственный сектор народного хозяйства, преобладание производства продукции производственного назначения над пред - метами потребления, отсутствие макроэкономического равновесия, "антирыночный" менталитет руководящих структур и населения, а также ряд других.

 

На первых этапах реформирования российской экономики жестко соблюдался принцип экономического либерализма  — дать неограниченный простор рыночному  саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство  в экономические процессы. С точки  зрения высших интересов России этот путь себя не оправдал. Этот принцип  хоть и с оговорками, но пригодный  для благополучных стран, совершенно не соответствовал условиям послесоветской России с ее разрушением производительных сил и упадком экономики. Это  обстоятельство добрый десяток лет  проходило мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стали  приходить к пониманию, что без  помощи государства невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему  хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование. Сказать, что с  самого начала современное государство  устранилось от экономических преобразований было бы, однако, неправильно. Главной средой своей деятельности в области экономического реформирования оно избрало преобразование отношений собственности. И это вполне понятно. Процесс разгосударствления является важнейшим элементом формирования рыночного механизма хозяйствования. Он обеспечивает создание необходимых условий для экономической свободы различных субъектов хозяйствования. Немаловажно и то, что он способствует разделению собственности и власти. Одна из особенностей последнего процесса в России состояла в том, что бывшие представители государственной и партийной элиты (директора предприятий, работники исполкомов и парткомов различного уровня) отказались от власти в обмен на частную собственность. В данном и иных случаях преобладали методы, далекие от уважения к законам. К сожалению, сам процесс отделения собственности от власти носил во многом криминальный характер.

Как видим, разгосударствление и приватизацию, происходившую в  России, нельзя рисовать однозначно розовыми красками. К положительным моментам можно отнести то, что в настоящее время в российской экономике устранено абсолютное преобладание государственной собственности и завершается процесс формирования многообразных форм собственности. Ныне свыше 3/4 всего государственного имущества перешло в частную собственность. К числу позитивных факторов можно отнести и попытки сформировать условия для привлечения в экономику России иностранных инвестиций. Попытки эти пока малоудачные. Размеры крупных прямых капиталовложений по сравнению с Китаем или Бразилией прямо-таки ничтожны. Согласно мнению ряда консалтинговых фирм Америки и Европы, Россия сегодня считается худшей страной для инвестирования капитала. Причины: высокий уровень социальной напряженности, разгул организованной преступности, продажность государственных чиновников. Создание отечественного фондового рынка также было одной из задач реформы. Такой рынок, соответствующий состоянию России, в настоящее время существует.

 

Как видим, реформирование отношений  собственности сопровождается рядом  негативных тенденций. Не до конца разделены собственность и власть. Это выражается в росте коррупции, в зависимости хозяйствующих субъектов от чиновников различного толка, в росте капитала не в результате эффективной экономической деятельности, а за счет доступа к государственной власти и ряда других средств.

 

Весьма негативным фактором можно считать то, что большинство  приватизированных предприятий  функционирует в полсилы, их экономическая  эффективность крайне низка и  растет медленно. В настоящее время  преобладающее влияние на эффективность  хозяйствования оказывает государственная  экономическая политика, но не преимущества, которые дают многообразные формы  собственности.

 

Важнейшей сферой становления  рыночного механизма хозяйствования было формирование конкурентной среды. Это обязательное условие функционирования рыночной экономики. Первые шаги в этом направлении были связаны с демонополизацией экономики, т.е. отказом государства  от прав на монопольное ведение хозяйственной  деятельности. Уже в первые годы реформ был разработан и принят закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он способствовал проведению антимонопольной политики путем ряда запретов на монополистическую деятельность, на установление монопольных цен и за счет других мероприятий.

 

В настоящее время в  отечественной экономике сформировалось три основных типа рынков. Для машиностроения, строительства, пищевой промышленности и ряда других отраслей производства характерны конкурентные рынки. Автомобилестроению, производству отдельных видов бытовой  техники и товаров длительного  пользования более присущи олигополии. Имеются и чистые монополии, к которым в большинстве случаев можно отнести так называемые естественные монополии: МПС РФ, РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром" и ряд других.

 

Как видим, конкурентые рынки охватывают небольшую часть производства. Поэтому важную роль в формировании конкурентной среды играет целенаправленное антимонопольное регулирование. Оно призвано поддержать добросовестную конкуренцию на межотраслевом, межрегиональном и межнациональном уровнях. Однако в настоящее время Министерство по антимонопольной политике пока еще мало способствует решению указанной проблемы.

 

Разумеется, создание конкурентной среды — это крайне сложный  процесс. Обычно он включает в себя несколько этапов. Прежде всего необходимо провести демонополизацию и разгосударствление собственности. Затем начинается следующая ступень — формирование рыночной инфраструктуры. Лишь после этого приступают к формированию различных типов рынков. Первый этап стремительно, в шоковом темпе завершен, хотя и далеко не в лучшем виде. Формирование же рыночной инфраструктуры и различных типов рынков — вся эта работа по большому счету еще впереди, поскольку экономика функционирует в половину своих возможностей. При таких обстоятельствах нормальную инфраструктуру и нормальные рынки создать трудно. Благодаря этому в настоящее время уровень развития конкуренции в России все еще крайне низок. И это препятствует нормальному становлению и функционированию рыночного механизма хозяйствования.

 

Особым фактором становления  рыночной экономики в нашей стране является защита экономической свободы, которая тесно связана с реформированием  отношений собственности.

 

Экономическая свобода включает в себя два решающих компонента. Первый из них — право и свобода  выбора. Это дает возможность владельцам материальных и денежных ресурсов использовать их по своему усмотрению, а также  заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом и покупать любые товары и услуги в пределах имеющегося дохода. Второй составляющей экономической свободы является гарантия реализации личных интересов. Она выражается в том, что каждый хозяйствующий субъект может  производить любые выгодные для  общества товары и услуги. Оба эти  элемента придают рыночной экономике  целенаправленность и упорядоченность.

 

В Российской Федерации в  последние годы постепенно складываются условия, способствующие становлению  и развитию экономической свободы. Приняты Конституция России, Гражданский  кодекс, Кодекс о земле, Трудовой кодекс РФ, действует целый ряд законов, которые регламентируют права и  защиту собственности, предпринимательскую  деятельность и т.д. Однако процесс  весьма далек от оптимальности.

 

Одним из важных условий  формирования рыночных отношений в  России можно считать становление  и развитие рыночных институтов. Данная проблема вызывает много споров. До сих пор нет единой точки зрения о том, какова роль государства в  данном процессе. Одни считают, что  рыночные институты должны сами зарождаться  в период экономической трансформации  общества. Приверженцы указанной  концепции ссылаются, в частности, на видного американского экономиста Ф.Хайека. По его мнению процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой. Другая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство и однородность.

Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России