Роль государства в развитии рыночных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

 

   • сырья и материалов;

 

   • энергетических  ресурсов;

 

   • полезных ископаемых.

 

   Финансовые рынки.  Это:

 

   • рынки капиталов,  т. с. инвестиционные рынки;

 

   • кредитные рынки;

 

   • рынки ценных  бумаг, представленные акциями,  облигациями, опционами,

   варрантами, фьючерсными  контрактами и др.;

 

   • валютно-денежные  рынки.

 

   Рынки интеллектуального  продукта — инновации, изобретения,  информационные

   услуги, произведения  литературы и искусства.

 

   Рынки рабочей  силы. Они представляют собой  экономическую форму движения

   трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с

   законами рыночной  экономики. В нашей экономике  рабочая сила не была

   объектом свободной  купли-продажи в связи с ее  плановым распределением,

   внеэкономическим  принуждением к труду и государственными  тарифами оплаты

   труда, отсутствием  свободной системы найма и  увольнения. До недавнего

   времени отрицался  товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей

   силы предполагает  признание за каждым индивидуумом  права свободной продажи

   своей рабочей  силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене  на

   основе контракта  между работником и нанимателем.

 

   Региональные рынки:  местные, внутренние, национальные  рынки: внешние,

   международные рынки.

 

   Кроме них так  же существуют:

 

   Рынок информационных  продуктов - это особый рынок,  предметом купли-продажи

   здесь являются  книги, газеты, картины, различного  вида реклама и великое

   множество других  предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую

   информацию. Такой  рынок у нас существует. Но  если понимать информационный

   продукт в широком  смысле слова, включая в него  и интеллектуальный, т.е.

   научный, культурный, духовный, образовательный продукт,  то рынок подобной

   продукции только  формируется. Определенное распространение  получают в

   качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

 

   Рынок лицензий - это  часть рынка инноваций. Объектом  купли и продажи здесь

   служат патентные  и беспатентные лицензии на  передачу изобретений,

   технологического  опыта, промышленных секторов  и коммерческих знаний,

   использование товарных  знаков и т.д. Это торговля  технологией. В

   современных условиях наибольшее распространение в международной практике

   получили лицензионные  соглашения.

 

                         2.2 Критерии структуры рынка.

 

   По структуре рынки  можно подразделить по следующим  критериям:

 

   1. По экономическому  назначению объектов рыночных  отношений:

 

   • рынки благ  и услуг;

 

   • рынки средств производства;

 

   • рынки научно-технических  разработок;

 

   • рынки ценных  бумаг;

 

   • рынки рабочей  силы.

 

   Многообразие рынков  предопределяет коренное изменение  всей системы

   взаимодействия предприятий,  переход к реализации товаров  на основе прямых

   связей, замену формально-учетного  характера купли-продажи реальной

   куплей-продажей, свободный  выбор партнеров по хозяйственным  связям.

   Инструментом такого  рынка выступают структуры в  виде товарных и фондовых

   бирж, специальных  баз, коммерческих центров, предприятий  оптовой торговли

   и т. д.

 

   2. Рынки можно классифицировать  по товарным группам:

 

   • рынки товаров  производственного назначения;

 

   • товаров народного  потребления; продовольственных  товаров;

 

   • рынки сырья  и материалов и т. д.

 

   3. Образование рынков  по пространственному признаку  представляет собой

   рынки:

 

   • внутрирегиональные;

 

   • межрегиональные;

 

   • республиканские;

 

   • межреспубликанские;

 

   • международные  (мировые).

 

   Формирование таких  рынков реально обеспечивает  приобретение республиками

   государственного  суверенитета.

 

   4. По степени ограничения  конкуренции различают:

 

   • монопольный;

 

   • олигопольный;

 

   • межотраслевые  рынки.

 

   Существует разнообразие  видов монополии:

 

   Закрытая монополия  - монополия, защищенная юридическими  запретами,

   наложенными на конкуренцию.

 

   Естественная монополия  - отрасль, в которой долго срочные средние издержки

   минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

 

   Открытая монополия  - монополия, при которой одна, по крайней мере, на

   некоторое время  становится единственным поставщиком  продукта, но не имеет

   специальной защиты  от конкуренции.

 

   5. По видим субъектов  рыночных отношений рынки могут  подразделяться на:

 

   • рынки оптовой  торговли, когда в качестве покупателей  и продавцов

   выступают предприятия  и организации;

 

   • рынки розничной  торговли, когда покупателями выступают  отдельные

   граждане;

 

   • рынки государственных  закупок сельхозпродукции, когда  покупателем

   выступает государство,  а продавцами — непосредственные  производители

   сельскохозяйственной  продукции: колхозы, совхозы, фермеры,  агрокомплексы и

   т. д.

 

   6. С учетом соблюдения  законности в экономике рынки  делятся на:

 

   • легальные, официальные:

 

   • нелегальные  «теневые», «черные» и т. д.

 

   По субъектам:

 

     * рынок покупателей;

 

   На рынке покупателей  предложение должно превышать  спрос, тогда покупатель

   имеет возможность  сравнить и оказать предпочтение  тому или иному товару.

   Здесь имеет место  конкуренция производителей, что  характерно для

   современных развитых  национальных и международных  рынков.

 

     * рынок продавцов;

 

   Рынок продавца  характеризует значительное превышение  спроса над

   предложением. Здесь  главную роль играет количество  товаров и услуг,

   качеству уделяется  минимальное внимание. Ни о предпродажном,  ни о

   послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как

   конкуренция между  производителями отсутствует, товарный  ассортимент беден.

 

     * рынок государственных  учреждений;

 

   Рынок государственных  учреждений включает совокупность  актов купли-продажи

   государственных  организаций, федерального правительства,  штатов, местных

   органов власти, закупающих  или арендующих товары, необходимые  им для

   выполнения своих  основных функций по отправлению  власти.

 

     * рынок промежуточных  продавцов-посредников.

 

   Рынок промежуточных  продавцов выражает совокупность  экономических

   отношений лиц  и организаций, при обретающих товары для перепродажи или

   сдачи их в аренду  другим потребителям с выгодой  для себя.

 

   По формам контакта  различают:

 

     * рынки на  личном контакте;

 

     * рынки на  безличностном контакте.

 

   По уровню насыщения:

 

     * равновесный  рынок;

 

     * дефицитный  рынок;

 

     * избыточный  рынок.

 

   По степени зрелости:

 

     * неразвитый  рынок;

 

     * развитый  рынок;

 

     * формирующийся  рынок.

 

   Инфраструктура - система  взаимосвязанных специализированных  организаций,

   тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей

   силы.

 

   Рыночная экономика  - это система экономических отношений  по поводу

   купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемой с помощью  денег в условиях

   плюрализма всех  форм собственности, свободной  конкуренции и

   ценообразования,  обеспечивающая эффективность решения  социально-

   экономических проблем.

 

   Рыночной экономике  необходима инфраструктура - система  взаимосвязанных

   специализированных  организаций, тема взаимосвязанных  потоков товаров,

   услуг, денег, ценных  бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке

   действуют товарные  биржи, предприятия оптовой и  розничной торговли, фирмы,

   занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

 

   Для рассмотрения  понятия “инфраструктуры”, прежде  всего, необходимо

   определить, что же  представляет термин “инфраструктура”  сам по себе.

 

   Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura-строение,

   расположение) - в  теории рынка: комплекс рыночных  институтов,

   обеспечивающих взаимосвязь  основных макроэкономических потоков.  Различают

   “широкую” и “узкую”  инфраструктуру. В широком смысле  к рыночной

   инфраструктуре относят  всю систему институтов всех  локальных рынков. В

   более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры -

   “товары общественного  потребления”, производство и использование  которых

   обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы,

   муниципальные системы  водоснабжения и т. д.).

 

   Или же говоря  иначе, инфраструктура - это комплекс  отраслей хозяйства,

   обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог,

   каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое  хозяйство,

   транспорт, связь,  образование, информационное обеспечение,  науку,

   здравоохранение  и т. д..

 

   Под современным  рынком понимают любую систему,  дающую возможность

   покупателям и  продавцам совершать свободную  куплю-продажу товаров.

   Рыночная структура  может выступать в различных  формах. Это может быть

   традиционный рынок  на городской площади; товарная, фондовая, валютная

   биржи или биржа  труда; газетные объявления типа  “продаю-покупаю”;

   информационно-компьютерные  системы купли-продажи товаров  и т. д.

   Существуют множество  видов рынков, главные из которых  можно сгруппировать

   по следующим трем  признакам (см. приложение 1).

 

   Каждый из этих  рынков, в свою очередь, можно  разделить на составляющие

   элементы. Так рынок  средств производства включает рынок земли, станков,

   кормов, газа и  т.д.; рынок информации- рынки научно-технических

   разработок, ноу-хау,  патентов и др.; финансовый рынок,  рынки ценных бумаг,

   банковских ссуд  и других кредитных ресурсов

   (см Приложение №6).

 

    1. Коммерческие  банки и фондовые биржи имеют  общее функциональное

       значение - аккумулировать сбережения для  последующего их

       инвестирования. Вместе с тем они различаются  по цели деятельности,

Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России