Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение 3
Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы
• сырья и материалов;
• энергетических ресурсов;
• полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
• кредитные рынки;
• рынки ценных
бумаг, представленные акциями,
варрантами, фьючерсными контрактами и др.;
• валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального
продукта — инновации,
услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения
трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с
законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была
объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением,
внеэкономическим
принуждением к труду и
труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего
времени отрицался
товарный характер рабочей
силы предполагает
признание за каждым
своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на
основе контракта
между работником и
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние,
международные рынки.
Кроме них так же существуют:
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи
здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое
множество других
предметов и видов
информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный
продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е.
научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной
продукции только
формируется. Определенное
качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий - это
часть рынка инноваций.
служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений,
технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний,
использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В
современных условиях наибольшее распространение в международной практике
получили лицензионные соглашения.
2.2 Критерии структуры рынка.
По структуре рынки
можно подразделить по
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
• рынки благ и услуг;
• рынки средств производства;
• рынки научно-технических разработок;
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Многообразие рынков
предопределяет коренное
взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых
связей, замену формально-учетного
характера купли-продажи
куплей-продажей, свободный
выбор партнеров по
Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых
бирж, специальных
баз, коммерческих центров,
и т. д.
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
• рынки товаров производственного назначения;
• товаров народного
потребления;
• рынки сырья и материалов и т. д.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой
рынки:
• внутрирегиональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками
государственного суверенитета.
4. По степени ограничения конкуренции различают:
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые рынки.
Существует разнообразие видов монополии:
Закрытая монополия
- монополия, защищенная
наложенными на конкуренцию.
Естественная монополия - отрасль, в которой долго срочные средние издержки
минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Открытая монополия - монополия, при которой одна, по крайней мере, на
некоторое время
становится единственным
специальной защиты от конкуренции.
5. По видим субъектов
рыночных отношений рынки
• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов
выступают предприятия и организации;
• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные
граждане;
• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем
выступает государство,
а продавцами —
сельскохозяйственной
продукции: колхозы, совхозы,
т. д.
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
• легальные, официальные:
• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
По субъектам:
* рынок покупателей;
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель
имеет возможность
сравнить и оказать
Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для
современных развитых национальных и международных рынков.
* рынок продавцов;
Рынок продавца
характеризует значительное
предложением. Здесь
главную роль играет
качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о
послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как
конкуренция между
производителями отсутствует,
* рынок государственных учреждений;
Рынок государственных
учреждений включает
государственных
организаций, федерального
органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для
выполнения своих
основных функций по
* рынок промежуточных продавцов-посредников.
Рынок промежуточных
продавцов выражает
отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или
сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По формам контакта различают:
* рынки на личном контакте;
* рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения:
* равновесный рынок;
* дефицитный рынок;
* избыточный рынок.
По степени зрелости:
* неразвитый рынок;
* развитый рынок;
* формирующийся рынок.
Инфраструктура - система
взаимосвязанных
тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей
силы.
Рыночная экономика
- это система экономических
купли-продажи товаров
и услуг, осуществляемой с
плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и
ценообразования,
обеспечивающая эффективность
экономических проблем.
Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных
специализированных
организаций, тема
услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке
действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы,
занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.
Для рассмотрения понятия “инфраструктуры”, прежде всего, необходимо
определить, что же
представляет термин “
Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura-строение,
расположение) - в
теории рынка: комплекс
обеспечивающих взаимосвязь
основных макроэкономических
“широкую” и “узкую” инфраструктуру. В широком смысле к рыночной
инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В
более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры -
“товары общественного потребления”, производство и использование которых
обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы,
муниципальные системы водоснабжения и т. д.).
Или же говоря иначе, инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства,
обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог,
каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство,
транспорт, связь,
образование, информационное
здравоохранение и т. д..
Под современным
рынком понимают любую систему,
покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.
Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть
традиционный рынок
на городской площади;
биржи или биржа
труда; газетные объявления
информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д.
Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать
по следующим трем признакам (см. приложение 1).
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие
элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков,
кормов, газа и т.д.; рынок информации- рынки научно-технических
разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок, рынки ценных бумаг,
банковских ссуд и других кредитных ресурсов
(см Приложение №6).
1. Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное
значение - аккумулировать сбережения для последующего их
инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности,
Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России