Роль государства в развитии рыночных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

Содержание

 

   Введение 3

 

   Глава I. Основные  понятия и классификация рынка.

    1. Теории рынка и рыночных отношений
    2. Основные понятия рынка
    3. Классификация рынка и свободный рынок
    4. Функции рынка
    5. Принципы функционирования рынка

   Глава II. Структура  рынка и инфраструктура рынка

   2.1 Классификация  структуры рынка 

   2.2 Категории структуры

   2.3 Роль государства  в формировании инфраструктуры  рынка 

Глава III. Роль государства  в развитии рыночных отношений в  России

   Заключение 

   Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Введение.

 

   Рынок возник еще  на стадии варварства и на  протяжении всей истории

   выполнял созидательную  функцию. Он открывал простор  для

   предпринимательской  деятельности, активно воздействовал  на формирование

   производственных  и личных потребностей населения.  Конкуренция между

   продавцами вела  к тому, что нежизнеспособный  предприниматель выбывал из

   рыночных отношений,  разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще

   богаче. По мере  того как изменяются человеческие  потребности и желания,

   технология производства, запасы природных богатств и  другие

   производственные  факторы, рынок регистрирует изменение  цен, количества

   реализуемых товаров  и производимых услуг.

 

   В условиях рыночных  отношений центр экономической  деятельности

   перемещается к  основному звену всей экономики  - предприятию. Именно на

   этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются

   различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные

   кадры. Здесь решаются  вопросы экономного расходования  ресурсов, применения

   высокопроизводительной  техники, технологии.

 

   Все это требует  глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной

   экономики выживет  лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит

   требования рынка,  создаст и организует производство  продукции,

   пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных

   работников.

 

 

 

                                Глава I. Основные понятия и  классификация рынка.

1.1 Теории рынка и рыночных  отношений.

В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется  рынок, который прошел путь от древних  базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и  электронными технологиями.

Рынок всегда вызывал интерес  экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие  видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления  торговых операций. Такое понимание  рынка сложилось давно, еще в  период разложения первобытнообщинного  строя, когда обмен продуктами труда  производился в определенном месте  и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.

По мере общественного  развития понятие "рынок" приобретает  более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.

Английский экономист  У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута "теснота" связи между продавцами и покупателями.

Дальнейшее развитие товарного  обмена и товарно-денежных отношений  приводит к усилению внимания к сфере  обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка [Цит. по: Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1994. – С. 15.]:

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного обмена.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Несмотря на важность сферы  обращения, содержание рынка не следует  сводить лишь к сфере обмена. Углубленное  понимание категории "рынок" требует  учета его места во всей системе  общественного воспроизводства, включая  производство, распределение, обмен  и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать "рынок" как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта [Цит. по: Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 81].

В западной экономической  литературе получил распространение  подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек (1899-1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные  определения свидетельствуют о  различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное  многофункциональное комплексное  понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с  другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи  и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

В широком смысле слова  рынок есть всеобщая форма взаимосвязи  субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются  переливы товаров, рабочей силы и  капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических  отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления  товаров и услуг, функционирующих  на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками  экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".

 

 

 

                          1.2 Основные понятия рынка.

 

   Рынок - место, где  происходит купля-продажа товаров  по свободно

   складывающимся ценам  или рынок - обязательный компонент  товарного

   хозяйства. Без  товарного производства нет рынка,  без рынка нет товарного

   производства. Объективная  необходимость рынка вызвана  теми же причинами,

   что и товарное  производство: развитием общественного  разделения труда и

   экономическим обособлением  субъектов рыночных отношений.  Эти условия

   зарождались и  развивались как единое целое,  как единый процесс

   взаимодействия производства  и сбыта продукции.

   Рынок многолик  и столь же разнообразно его  определение: \\\"Рынок - это

   обмен, организованный  по законам товарного производства  и обращения,

   совокупность отношений  товарного и денежного обращения\\\"^1.

 

   Есть упрощенное  толкование рынка как места  продажи, где встречаются

   продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных  связей между

   субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования

   экономики; это  форма движения общественного  продукта и услуг; сбыт,

   который осуществляется в сфере обмена, обращения». Так же под словом

   «рынок» может  предполагаться система экономических  отношений между людьми,

   охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

   Он выступает в  качестве сложного механизма  функционирование экономики,

   основанного на использовании разнообразных форм собственности

   товарно-денежных  связей и финансово-кредитной  системы.

 

   П. Самуэльсон определяет рынок как \\\"процесс конкурентных торгов\\\". Можно

   определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей

   спроса) и продавцов  (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Под это

   определение подходят  магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и

   товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

   Рынки принимают  самые разные формы. Одни рынки  являются локальными, другие

   носят национальный, международный характер.

 

   Рынок включает:

 

   • отношения, связанные  с арендой предприятий и других  структур экономики,

   когда взаимосвязь  между двумя субъектами осуществляется  на рыночной

   основе;

 

   • обменные процессы  совместных предприятий с зарубежными  фирмами;

 

   • процесс найма  и использования рабочей силы  через биржу труда;

 

   • кредитные отношения  при выдаче кредитов под определенный  процент

 

   • процесс функционирования  рыночной инфраструктуры управления  включающей в

   себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

 

   То, что рынок включает  не только отношения по купле-продаже  товаров, но и

   социально-экономические отношения (собственности, распределения,

   потребления и  т.д. ), а также организационно-экономические отношения

   (различные конкретные  формы организации рынка и  т.д. ), дает основание

   рассматривать его  в системе национальной экономики  или экономической

   системы в целом  как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система

   представляет собой  совокупность различных подсистем  в теснейшей

   взаимосвязи и  взаимозависимости. Схематично экономическую  систему можно

   представить таким  образом (см. Приложение №2)

 

   1.3 Классификация  рынка.

 

   Рынок можно разделить  на несколько видов, которые  в свою очередь

   классифицируется (см. Приложение №5):

 

   1) По объектам приложения  различают: рынок товаров, рынок  услуг,

   строительный рынок,  рынок технологий, информационный  рынок, кредитный

   рынок, фондовый  рынок, рынок рабочей силы.

 

   2) В пространственном  отношении различают: локальный, региональный,

   национальный, региональный  по группе интегрированных стран,  мировой рынки.

 

   3) По механизму  функционирования различают: свободный, монополизированный,

Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России