Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение 3
Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы
Введение.
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных
и личных потребностей
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере
того как изменяются
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные
факторы, рынок регистрирует
реализуемых товаров и производимых услуг.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности
перемещается к
основному звену всей
этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются
различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные
кадры. Здесь решаются
вопросы экономного
высокопроизводительной техники, технологии.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной
экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит
требования рынка,
создаст и организует
пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных
работников.
1.1 Теории рынка и рыночных отношений.
В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.
Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.
По мере общественного развития понятие "рынок" приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута "теснота" связи между продавцами и покупателями.
Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка [Цит. по: Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1994. – С. 15.]:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это сфера обмена
внутри страны и между странами,
связывающая между собой
Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать "рынок" как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта [Цит. по: Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 81].
В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.
Ф. Хайек (1899-1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.
П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.
Перечисленными формулировками
не исчерпывается все многообразие
подходов к трактовке рынка. Приведенные
определения свидетельствуют о
различных ступенях в историческом
процессе познания рынка как экономического
явления, раскрывают разные его грани.
В целом рынок – сложное
многофункциональное
В широком смысле слова
рынок есть всеобщая форма взаимосвязи
субъектов экономической
Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".
1.2 Основные понятия рынка.
Рынок - место, где
происходит купля-продажа
складывающимся ценам или рынок - обязательный компонент товарного
хозяйства. Без
товарного производства нет
производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами,
что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и
экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия
зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс
взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение: \\\"Рынок - это
обмен, организованный
по законам товарного
совокупность отношений
товарного и денежного
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются
продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных связей между
субъектами хозяйствования,
это общественная форма
экономики; это форма движения общественного продукта и услуг; сбыт,
который осуществляется в сфере обмена, обращения». Так же под словом
«рынок» может
предполагаться система
охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.
Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики,
основанного на использовании разнообразных форм собственности
товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
П. Самуэльсон определяет рынок как \\\"процесс конкурентных торгов\\\". Можно
определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей
спроса) и продавцов
(поставщиков) отдельных
определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и
товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают
самые разные формы. Одни
носят национальный, международный характер.
Рынок включает:
• отношения, связанные
с арендой предприятий и
когда взаимосвязь
между двумя субъектами
основе;
• обменные процессы
совместных предприятий с
• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
• кредитные отношения
при выдаче кредитов под
• процесс функционирования
рыночной инфраструктуры
себя товарные, фондовые,
валютные биржи и другие
То, что рынок включает
не только отношения по купле-
социально-экономические отношения (собственности, распределения,
потребления и т.д. ), а также организационно-экономические отношения
(различные конкретные формы организации рынка и т.д. ), дает основание
рассматривать его
в системе национальной
системы в целом
как самостоятельную
представляет собой
совокупность различных
взаимосвязи и
взаимозависимости. Схематично
представить таким образом (см. Приложение №2)
1.3 Классификация рынка.
Рынок можно разделить на несколько видов, которые в свою очередь
классифицируется (см. Приложение №5):
1) По объектам приложения
различают: рынок товаров,
строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный
рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном
отношении различают:
национальный, региональный
по группе интегрированных
3) По механизму
функционирования различают:
Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России