Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение 3
Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы
государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре),
дефицитный и избыточный.
Свободный рынок.
Свободный рынок
характеризуется следующими
* неограниченным
числом участников рыночных
конкуренцией между ними;
* свободным
доступом к любым видам
членов общества;
* неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
* наличием у каждого участника полной информации о рынке;
* стихийным
установлением цен в ходе
* на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную
ситуацию по своему усмотрению.
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет
саморегулирующийся механизм. Однако любая система наряду с достоинствами
имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки
заключаются в следующем:
Рынок ведет к
дифференциации доходов, а,
населения;
* Не создает условий для реализации права на труд;
* Не гарантирует полную занятость населения;
* Не создает
стимулов для производства
пользования;
* Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
* Не защищает среду обитания человека от загрязнения;
* Рынок готов
удовлетворить любую
1.4 Функции рынка.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим
функциям относятся:
• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том,
что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего
производства и повышают цены. В результате производство начинает
сокращаться;
* стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают
производство,
одновременно изыскивают
путем
внедрения новой техники,
организации труда;
* функция установления
общественной значимости
затрат
труда. Однако эта функция
бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия
монопольного положения в производстве, наличия нескольких
производителей
и состязательности между ними)
* регулирующая
функция. С помощью рынка
и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
* функция демократизации
хозяйственной жизни,
самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит
освобождение общественного производства от экономических
нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется
дифференциация товаропроизводителей.
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой
человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически
обособленные производители
могу обмениваться
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования
органических ресурсов человеком и обществом.
С помощью механизма равновесных цен:
а) максимально
оптимально формируются
производства; б) обеспечивается
рациональное распределение
производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические
способы производства
и достигается минимизация
качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между
группами общества.
5) Функция пропорциональности.
Рынок способствует
соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит
очищение рынка
от неконкурентоспособных
1.5 Принципы функционирования.
Функционирование
рыночной экономики
элементов, которые
в совокупности составляют
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и
потребители. Они
формируются в процессе
когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление
подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары
выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных
нужд населения.
Производительное потребление
процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки
другими производителями. В этом случае взаимодействие между
производителями
и потребителями
результатами деятельности.
В рыночном хозяйстве оно
постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме
оптовых рыночных сделок.
Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая
обособленность, которая
обусловлена частной или
собственности на
базе корпоративного
единицами.
Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особого
исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются
в результате спроса
и предложения, соотношение
зависимости от
действующей конъюнктуры.
действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном
географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными
издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
Четвертым центральным
звеном рыночной экономики
- спрос и предложение (см Приложение №3). Спрос выступает на рынке в виде
потребности в
товарах. Потребители могут
ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению
наиболее экономных
методов производства и
ресурсов. Спрос и
предложение являются
механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и
потребителями материальных благ.
Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция
(см. Приложение4№). Она обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе
расширение масштабов
производства Конкуренция
взаимодействия рыночных
субъектов и механизма
Смит назвал конкуренцию
«невидимой рукой» рынка,
эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной
экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат
поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции
заключается в
том, чтобы определить
которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная
инфраструктура. Рынок
требует создания и
структур оптовой и розничной торговли.
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рунка.
2.1 Классификация структуры рынка.
Структура рынка
- это основные характерные
относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров
разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность
рыночной информации.
Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно
раскрыть через
его структуру, систему и
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных
элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой
структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы
экономики. Экономическая структура определяется:
• формами собственности (государственная, частная, коллективная,
смешанная);
• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные,
кооперативные, частные
предприятия, предприятия
деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той
или иной формы хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
• уровнем приватизации
и разгосударствления
хозяйства;
• видами торговли, используемыми в стране.
Эти особенности
накладывают своеобразный
которая приобретает специфические черты.
Исследования структуризации
рынков позволяют выделить
рынков. Рынки товаров
и услуг (Потребительский
стране до недавнего
времени состоял из
кооперативной торговли,
общественного питания,
предприятий частной,
семейной и индивидуальной
В эту группу включаются рынки:
• товаров потребительского назначения, продовольственные и
непродовольственные товары;
• рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;
• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства. В их состав входят:
• рынки недвижимости;
• орудий труда;
Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России