Роль государства в развитии рыночных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава I. Основные понятия и классификация рынка.
Теории рынка и рыночных отношений
Основные понятия рынка
Классификация рынка и свободный рынок
Функции рынка
Принципы функционирования рынка
Глава II. Структура рынка и инфраструктура рынка
2.1 Классификация структуры рынка
2.2 Категории структуры
2.3 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка
Глава III. Роль государства в развитии рыночных отношений в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

   государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

 

   4) По уровню насыщенности  различают: равновесный (по объему и структуре),

   дефицитный и избыточный.

 

   Свободный рынок.

 

   Свободный рынок  характеризуется следующими чертами:

 

     * неограниченным  числом участников рыночных отношений  и свободной

       конкуренцией  между ними;

 

     * свободным  доступом к любым видам хозяйственной  деятельности всех

       членов  общества;

 

     * неограниченной  свободой продвижения капитала  и рабочей силы;

 

     * наличием  у каждого участника полной  информации о рынке;

 

     * стихийным  установлением цен в ходе свободной  конкуренции;

 

     * на свободном  рынке ни один участник не  в состоянии изменить рыночную

       ситуацию  по своему усмотрению.

 

   В известной мере  можно говорить, что свободный  рынок представляет

   саморегулирующийся  механизм. Однако любая система  наряду с достоинствами

   имеет и свои  недостатки. Применительно к свободному  рынку эти недостатки

   заключаются в  следующем:

   Рынок ведет к  дифференциации доходов, а, следовательно,  и уровней жизни

   населения;

 

     * Не создает  условий для реализации права  на труд;

 

     * Не гарантирует  полную занятость населения;

 

     * Не создает  стимулов для производства товаров  и услуг коллективного

       пользования;

 

     * Не создает  мотиваций для фундаментальных  научных исследований;

 

     * Не защищает  среду обитания человека от  загрязнения;

 

     * Рынок готов  удовлетворить любую потребность,  вплоть до патологической.

 

                               1.4 Функции рынка.

 

   Сущность рынка  наиболее полно проявляется в  его функциях. К важнейшим

   функциям относятся:

 

   • функция саморегулирования  товарного производства. Она проявляется  в том,

   что при росте  спроса на товар производители  расширяют масштабы своего

   производства и  повышают цены. В результате производство  начинает

   сокращаться;

 

     * стимулирующая  функция. При понижении цен  производители сокращают

       производство, одновременно изыскивают возможности  снижения издержек

       путем  внедрения новой техники, технологии, совершенствования

       организации  труда;

 

     * функция установления  общественной значимости произведенного  продукта и

       затрат  труда. Однако эта функция может  действовать в условиях

       бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия

       монопольного  положения в производстве, наличия  нескольких

       производителей  и состязательности между ними);

 

     * регулирующая  функция. С помощью рынка устанавливаются  основные микро -

       и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

 

     * функция демократизации  хозяйственной жизни, реализации  принципов

       самоуправления. С помощью рыночных рычагов  воздействия происходит

       освобождение  общественного производства от  экономических

       нежизнеспособных  его элементов, и за счет  этого осуществляется

       дифференциация  товаропроизводителей.

 

   1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой

   человеку в рыночных  условиях.

 

   2) Посредническая. В  условиях развитого разделения  труда экономически

   обособленные производители  могу обмениваться результатами  своего труда.

 

   3) Стимулирование  эффективного хозяйствования, рационального  использования

   органических ресурсов  человеком и обществом.

 

   С помощью механизма  равновесных цен:

 

   а) максимально  оптимально формируются структурные  пропорции и объем

   производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических

   производственных  ресурсов; в) вырабатываются наиболее  технологические

   способы производства  и достигается минимизация издержек  при высоком

   качестве продукции.

 

   4) Распределения и  обмена. Обеспечивается распределение  и обмен между

   группами общества.

 

   5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению

   соответствия между  производством и потреблением.

 

   6) Функция санирования.  Через механизм конкурентной  борьбы происходит

   очищение рынка  от неконкурентоспособных предприятий.

 

                         1.5 Принципы функционирования.

 

   Функционирование  рыночной экономики предполагает  наличие определенных ее

   элементов, которые  в совокупности составляют рыночную  систему.

 

   Первым и важнейшим  элементом рыночной экономики  выступают производители и

   потребители. Они  формируются в процессе общественного  разделения труда,

   когда одни производят  товар, а другие — потребляют  его. Потребление

   подразделяется на  личное и производительное. При  личном потреблении товары

   выбывают из сферы  производства и используются  для удовлетворения личных

   нужд населения.  Производительное потребление выступает  как продолжение

   процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки

   другими производителями.  В этом случае взаимодействие  между

   производителями  и потребителями устанавливается  в качестве обмена

   результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается

   постоянством, строится  на основе специализации и  проявляется в форме

   оптовых рыночных  сделок.

 

   Вторым элементом  рыночной экономики выступает  экономическая

   обособленность, которая  обусловлена частной или смешанной  формами

   собственности на  базе корпоративного управления  производственными

   единицами.

 

   Третий важнейший  элемент рыночной экономики —  цены. Они — предмет особого

   исследования. Здесь  лишь сделаем два замечания.  Первое — цены складываются

   в результате спроса  и предложения, соотношение которых  колеблется в

   зависимости от  действующей конъюнктуры. Второе—  цены определяют сферу

   действия рыночных  отношений на данный товар,  производимый в данном

   географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными

   издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

 

   Четвертым центральным  звеном рыночной экономики являются  две составляющие

   - спрос и предложение  (см Приложение №3). Спрос выступает на рынке в виде

   потребности в  товарах. Потребители могут купить  эти товары при сложившихся

   ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению

   наиболее экономных  методов производства и эффективного  использования

   ресурсов. Спрос и  предложение являются важнейшими  элементами рыночного

   механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и

   потребителями материальных  благ.

 

   Пятый элемент  рыночного механизма - конкуренция

   (см. Приложение4№). Она обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе

   расширение масштабов  производства Конкуренция выступает  в качестве формы

   взаимодействия рыночных  субъектов и механизма регулирования  пропорций. А.

   Смит назвал конкуренцию  «невидимой рукой» рынка, благодаря  которой

   эгоистические побуждения  отдельных индивидов в виде  собственной

   экономической выгоды  обращаются на благо всего  общества, служат

   поступательному  движению экономики. Основная  функция конкуренции

   заключается в  том, чтобы определить величину  экономических регуляторов,

   которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

 

   Кроме этого, неотъемлемым  элементом рыночной экономики  является рыночная

   инфраструктура. Рынок  требует создания и функционирования  товарных бирж,

   структур оптовой  и розничной торговли.

 

                           Глава II. Структура рынка и  инфраструктура рунка.

 

                       2.1 Классификация структуры рынка.

 

   Структура рынка  - это основные характерные черты  рынка, к числу которых

   относятся: количество  и размеры фирм, степень сходства  или отличия товаров

   разных фирм, легкость  входа на и выхода с конкретного рынка, доступность

   рыночной информации.

 

   Характеристику рынка  как совокупность или арену  актов купли-продажи можно

   раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру.

 

   Структура рынка  - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных

   элементов рынка,  их удельный вес в общем  объеме рынка. Признаками любой

   структуры являются:

 

   а) тесная связь  между ее элементами;

 

   б) определенная  устойчивость этих связей;

 

   в) целостность,  совокупность данных элементов.

 

   Рынок имеет сложную  структуру и охватывает своим  влиянием все сферы

   экономики. Экономическая  структура определяется:

 

   • формами собственности (государственная, частная, коллективная,

   смешанная);

 

   • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные,

   кооперативные, частные  предприятия, предприятия индивидуальной трудовой

   деятельности), которая  зависит от удельного веса  в целостной экономике той

   или иной формы  хозяйствующих субъектов;

 

   • особенностями  сферы товарного обращения;

 

   • уровнем приватизации  и разгосударствления структурных  подразделений

   хозяйства;

 

   • видами торговли, используемыми в стране.

 

   Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток  на рыночную систему,

   которая приобретает специфические черты.

 

   Исследования структуризации  рынков позволяют выделить основные  виды

   рынков. Рынки товаров  и услуг (Потребительский рынок), который в нашей

   стране до недавнего  времени состоял из предприятий  государственной и

   кооперативной торговли, общественного питания, колхозных  рынков и мелких

   предприятий частной,  семейной и индивидуальной торговли.

 

   В эту группу  включаются рынки:

 

   • товаров потребительского назначения, продовольственные и

   непродовольственные  товары;

 

   • рынки услуг:  бытовые, транспортные, коммунальные;

 

   • рынки жилья  и зданий непроизводственного  назначения.

 

   Рынки факторов  производства. В их состав входят:

 

   • рынки недвижимости;

 

   • орудий труда;

Информация о работе Роль государства в развитии рыночных отношений в России