Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 12:53, практическая работа
Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения изменений в ее уровнях, динамике, условиях и организации посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками. Регулирование заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда.
Введение ………………………………………………………………………………………3
1. Минимальная заработная плата в РФ………………………………………………….4
2. Российская модель регулирования заработной платы……………………………...9
3. Какая модель оплаты труда актуальна для России? ..............................................11
4. Повышение оплаты труда как фактор преодоления «ресурсного проклятия»….14
Заключение…………………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯРОСЛАВА
МУДРОГО
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Расчетно-графическая работа
Регулирование
заработной платы
в РФ
Дисциплина: экономическая теория
Специальность:
менеджмент организации
Студентка: Михайлова О. Ф.
Курс: 1 Группа: 7112
Преподаватель: Сазонова Т. Ю.
Оценка:
Великий Новгород
2008
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Минимальная заработная плата в РФ………………………………………………….4
2. Российская модель
регулирования заработной
3. Какая модель
оплаты труда актуальна для
России? ..............................
4. Повышение оплаты труда как фактор преодоления «ресурсного проклятия»….14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения изменений в ее уровнях, динамике, условиях и организации посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателями и работниками. Регулирование заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда.
Объективная необходимость регулирования заработной платы обусловливается:
1.изменением объема жизненных средств (предметов потребления и услуг) и их стоимостного (денежного) содержания, направляемых на оплату труда наемных работников, вызванным изменением результатов экономической деятельности; 2.необходимостью перераспределения средств, направляемых в обществе на оплату труда, в пользу тех или иных групп работающих;
3.приведением денежного выражения заработной платы в соответствие с ее реальной покупательной способностью в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
4. формированием более эффективного механизма связи между размерами заработной платы работников и фактическими результатами труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными);
5.необходимостью устранения недостатков, вызванных неполным отражением в условиях оплаты ее экономического содержания1. (Яковлев, 2007)
В РФ произошел переход, административно-командная экономика, основанная на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы производства, уступила место рыночной, основанной на частной собственности на факторы производства, предпринимательском интересе, конкуренции, ценовом механизме, регулирующим отношения обмена между продавцами и покупателями. Автором теории свободного рынка является А. Смит. Он полагал, что богатство нации зависит от численности трудоспособного населения и производительности труда. Целью этих преобразований было то, что эти решения принимались собственниками средств производства с учетом требований рынка и в интересах национальной экономики.
Результатом перестроечных и
постперестроечных трансформаций стало
то, что в современной экономике РФ, под
экономической природой заработной платы
понимается остаточная доля работника
в валовом доходе собственника организации.
Минимальная
заработная плата в
РФ
Минимальная заработная плата - вид государственной гарантии, который представляет собой требование общества к собственникам организации относительно нижнего уровня оплаты труда неквалифицированного работника, отработавшего полностью законодательно установленный фонд рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда). Согласно российскому законодательству данное требование, единое для всей страны, не подлежит дифференциации ни по видам деятельности, ни по территориям, ни по профессиям. Это означает, что собственник любой организации, где бы она ни находилась (в труднодоступных и неблагоприятных территориях Севера или в курортных зонах Юга), к какому бы виду деятельности ни относилась (высокодоходное производство и продажа, например, алмазов или низко доходное сельское хозяйство) и к какой бы форме собственности ни принадлежала (государственная, частная, акционерная, смешанная), обязан оплачивать труд неквалифицированного работника на уровне МЗП. Тот факт, что многие собственники организаций оплачивают труд неквалифицированных работников выше, не означает, что они никогда таким правом не воспользуются, в том числе и для целей введения "серых" форм оплаты труда, позволяющих уменьшить размеры налоговых выплат.
Как некий эталон, МЗП имеет количественное выражение, оцениваемое и работником (с позиции дохода, гарантируемого за его нормальную работу), и собственником организации (с позиции издержек, которые ему придется нести по оплате неквалифицированного труда).
Чем руководствуется государство, устанавливая величину МРОТ? Насколько при этом и как учитываются интересы работников, собственников организации и самого государства?
Следует подчеркнуть, что устанавливаемая в стране величина МЗП никак не обоснована с точки зрения интересов наемных работников и работодателей. Изначально являясь продуктом трансформационных преобразований советской МЗП, она по своим параметрам определяется спонтанными корректировками, осуществляемыми органами госвласти для смягчения влияния инфляции и т.п. Строго говоря, советская модель экономики в индикаторе МЗП, гарантирующей нижнюю границу заработной платы, не нуждалась. Общегосударственная система тарифных ставок и должностных окладов, гарантируемая фондом потребления страны и результатами деятельности всего народного хозяйства, охватывала все организации и учреждения. Минимальную тарифную ставку этой системы, равную в 1986 г. 80 руб. в месяц2, обозначили как минимальную заработную плату.
Советская тарифная система представляла собой гарантированную работникам оплату различий в квалификации с учетом значимости того или иного вида деятельности. Решения по количественным параметрам тарифной системы принимались после проведения достаточно подробных расчетов и согласований с отраслевыми, территориальными и общесоюзными профсоюзами. Обозначение
минимальной тарифной ставки 1-го разряда как минимальной заработной платы было вызвано не экономическими и не внутренними, а скорее внешнеполитическими
причинами (для международных сравнений уровней заработной платы, ее организации, обеспечения соответствующего международного имиджа СССР в социальной политике и т. п.).
Минимальная тарифная ставка в СССР, как и любая тарифная оплата, была только частью заработной платы рабочего 1-го разряда, составлявшей чуть больше половины получаемого им действительного заработка. Другая часть заработной платы начислялась работнику с учетом результатов труда (личных и коллективных) и гарантировалась ФЗП организации, представляющим собой составную часть общегосударственного фонда потребления.
Российская модель организации заработной платы выглядит, как говорится, с "точностью до наоборот". Все нормы оплаты устанавливаются на уровне организации: собственник формирует ФЗП, определяя в локальном акте системы тарифных ставок (окладов), премий, доплат, надбавок и т.д. Корректируя вошедшую в российскую экономическую систему из советской модели экономики величину минимальной тарифной ставки под названием "минимальная заработная плата", государство на самом деле обязывает собственников организаций устанавливать не ниже скорректированного уровня только тарифную ставку 1-го разряда. Такого регулирования МЗП, какое имеет место в рыночных экономиках, в России, по существу, нет. Для подавляющего числа собственников организаций корректировка государством величины МЗП не играет никакой роли, особенно, если они не прибегают к "серым" схемам оплаты труда.
Однако для бюджетного сектора экономики, финансируемого за счет государственных средств и использующего Единую тарифную сетку, корректировка величины МЗП абсолютно необходима. Зная бюджетные ассигнования на оплату труда, коэффициенты ETC и распределение работников бюджетной сферы по разрядам, легко получить размер ставки 1-го разряда, назвав минимальной заработной платой. Таким образом, корректируя ее величину, государство приводит оплату труда работников бюджетного сектора экономики в соответствие со своими возможностями. Проделав такую операцию для себя и в своих интересах, государство косвенно обязывает осуществить кое-какие корректировки и во внебюджетном секторе, особенно в организациях с низким уровнем заработной платы и высокой долей тарифной оплаты. Если учесть, что объем федерального бюджета на протяжении длительного времени был достаточно малым, нетрудно понять, что и величины скорректированных минимальных заработных плат также были низкими, как и все ставки ETC и, соответственно, заработная плата бюджетников.
Мысль о том, что в механизме регулирования заработной платы надо отказаться от регулирования МЗП как минимальной тарифной ставки 1-го разряда и перейти к регулированию МЗП как некой определенной величины (независимо от ее структурного деления на гарантированную и негарантированную части), высказывалась уже давно3. Но обретать реальное признание она начала совсем недавно и, к сожалению, не в самой удачной форме.
По инициативе группы депутатов (Б.Грызлов, А.Исаев, Ю.Булаев, Т Яковлева) Госдума внесла изменения в редакцию ст.129 ТК РФ. Положение о том, что в величину МРОТ "не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты", теперь исключено. В новой редакции ст.129 ТК МЗП включает все виды выплат, в том числе компенсационные, стимулирующие и социальные. Вместе с тем по своей природе компенсационные выплаты связаны или с отклонениями от нормального использовании рабочей силы (работа в выходные и праздничные дни, простои по вине работодателя, перерывы в работе кормящим матерям и т.д.), или с повышенным расходованием рабочей силы под влиянием тех или иных обстоятельств (тяжелые, вредные, опасные условия труда).
Установление размера МЗП должно исходить из нормального использования рабочей силы и нормальных условий ее расходования. Поэтому при общей положительной оценке нового подхода законодателей к пониманию сути МЗП, нельзя не отметить, что в нем обозначился перекос в сторону отягощения содержания МЗП ненужными составляющими.
Определив содержание МЗП как объекта регулирования, необходимо ответить на вопрос, какой должна быть ее количественная величина? На первый взгляд он представляется риторическим, ведь в ТК указано, что МЗП не может быть ниже ПМ трудоспособного населения. Поскольку при принятии Кодекса такого равенства не было, в ст. 421 ТК предусмотрено поэтапное повышение МЗП до уровня ПМ. С правомерностью такого подхода трудно спорить, тем не менее, есть некоторые сомнения.
Речь идет о неком общероссийском ПМ, то есть о стоимости потребительской корзины, рассчитанной по усредненным ценам, к примеру, в потребительскую корзину включены молочные продукты. Между тем цены на них по территории РФ только для городских жителей разнятся в 4-5 раз, а если учесть и сельские районы, то разница станет еще больше (скажем, стоимость набора продовольственной части потребительской корзины в Якутии примерно в 6 раз выше, чем в Воронеже).
Каким условиям проживания будет соответствовать общероссийская величина стоимости продовольственной части потребительской корзины? Российские регионы существенно различаются, поэтому их усреднение при расчете ПМ превращает его в чисто абстрактную величину МЗП, установленной исходя из величины общероссийского ПМ, не соответствует условиям проживания ни на одной территории страны, что приведет к дискриминации и в требованиях государства к работодателям, и в гарантиях по отношению к работникам.
В свое время специалисты в области заработной платы Института труда высказывали предложение об установлении МЗП на уровне территориального ПМ трудоспособного гражданина, рассчитываемого по каждому субъекту Федерации. Сейчас это предложение находит поддержку у ряда научных и практических работников. Величина территориального ПМ, конечно, более конкретна, нежели общероссийского, так как реальное потребление трудоспособных граждан значительно отличается от того, на что рассчитана потребительская корзина в целом по РФ.
Как известно, трудоспособный возраст охватывает период от 16 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин, а в некоторых случаях при работе во вредных условиях он сокращается на 5 лет. Трудно себе представить, чтобы нормальные потребности 20 летнего работника были бы такими же, как у 50-летнего. На какого трудоспособного гражданина рассчитана минимальная потребительская корзина (какого он пола, национальности, какими физическими качествами обладает)? Самое привлекательное в потребительской корзине - денежное выражение набора потребительских товаров и услуг, включенных в нее. А далее логика простая: минимальный набор товаров и услуг и соответствующая ему денежная сумма средств должны быть доступны работнику, занятому простым трудом в нормальных производственных условиях. Таким образом, величина ПМ определяет величину МЗП.