Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:23, реферат
Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).
Айзард – основоположник науки «Региональная экономика» на западе в 50-е гг.
Павленко, Никитин, Некрасов – основоположники в России.
– обслуживающая отдельные рынки.
3. По пространственном признаку:
– международная;
– национальная;
– межрегиональная;
– региональная;
– городская и районная.
4. По формам собственности:
– частная, корпоративная, государственная;
– находящиеся в собственности общественные организации;
– принадлежащий иностранным собственникам.
Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры – система материально технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков.
Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает: складские помещения, хранилища, торговые площади, оборудование, специальный транспорт, почтовые терминалы, средства обработки коммерческой операции.
6. Цель анализа социально-экономического развития региона: выявление диспропорции и не использованных возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегий социально-экономического развития региона.
Структуру анализа социально-экономического региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения) уровня потребления в фактических ценах, уровня производительности труда (ВРП на 1 занятого).
Оценка общей открытости экономики.
Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз производство и внутри региональное потребление.
Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q
Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w
Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q.
[0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза.
V – вывоз продукций;
W – ввоз;
q – объем производства.
Анализ развития отраслей промышленности необходимо рассмотреть следующие показатели:
1. Динамика производства в
2. Финансовое состояние предприятий отрасли;
3. Использование трудового
4. Капитальные вложения с
5. Обеспечение производства
6. Показатели характеризующие
Структура анализа социально-
1. Анализ общего уровня развития региона;
2. Анализ – оценка природно-
3. Анализ состояние окружающей среды, причина его загрязнения;
4. Анализ и оценка уровня
5. Проблема использования
6. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона;
7. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей;
8. Оценка финансового положения;
9. Анализ направление развития малого бизнеса в регионе.
7. Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства размещением производительных сил и природно-географическими условия.
Межрегиональные связи представлены на уровнях:
1.
Отдельных предприятий,
2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований;
3. Регионов.
Тема IV: Управление экономикой региона.
1. Основы регионального
2.Кадровое обеспечение
3. Информационное обеспечение
4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления;
5. Управление региональными
6. Региональные финансы и
7. Антикризисное управление.
1. Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.
Региональное управление отождествляется с управлением в границах территориальных субъектов РФ.
Главной целью является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.
Региональные интересы:
1. Соответствие уровня и образа
жизни населения
2. Наличие бюджетно-
3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта.
4. Наличие инфраструктуры для
развития внутри и
5. Природно-ресурсный и
6. Стабильность общественно-
Принципы регионального
1.П.
децентрализации – заключается
в перемещении принятия
2.
П. партнерства –
3.
П. субсидиарности –
4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды;
5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.
Методы регионального
1.
Организационные – система
2.
Экономические – совокупность
способов воздействия путем
3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего);
Учет региональных интересов деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом.
Система органов управления субъектами РФ:
Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы, в осуществление отраслевого и межотраслевого управления.
Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами управления.
Важная роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству РФ. Председателю Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ, осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления.
Свою деятельность эти органы осуществляют с учетом:
1. Взаимоотношения региональных и федеральных органов;
2. Взаимоотношения региональных органов и органов местного самоуправления;
3. Обеспечение комплексного
Система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах и включает:
А). Система государственных
Б) . Систему государственной
В). Совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;
Г). Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.
Приоритетные сферы управления
Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Экономическую основу деятельности органов субъекта федерации составляет собственность субъекта федерации, а финансовую – бюджет субъекта.
4. Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.
Концепции кадров.
Классификация кадров
Признак |
Кадры |
Социально-стратификационное |
Рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели |
Социально-демографический |
Пол, возраст, образование, трудовой стаж |
Социально-профессиональный |
Политические, государственные, хозяйственные, медицинские, научные, военные и т.д. |
Профессиональный по квалификации |
Работники высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные |
Отраслевая принадлежность |
Труд индустриальный, с/х, информационный |
Содержание труда |
«Белые воротнички», «синие воротнички», «серые воротнички» - в сфере обслуживания |
Котегория персонала |
Руководители, инженерно-технические, обслуживания |
Уровень иерархии управления |
Руководители, специалисты, рабочие |
Профессии |
Экономисты, юристы и т.д. |
Кадровая политика направлена на:
Исходными положениями политики в области кадров являются:
Каждое из названных направлений политики соответственно требует выполнение следующих требований.