Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).
Айзард – основоположник науки «Региональная экономика» на западе в 50-е гг.
Павленко, Никитин, Некрасов – основоположники в России.

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.docx

— 79.89 Кб (Скачать)

– обслуживающая отдельные рынки.

3. По пространственном признаку:

– международная;

– национальная;

– межрегиональная;

– региональная;

– городская и районная.

4. По формам собственности:

– частная, корпоративная, государственная;

– находящиеся в собственности  общественные организации;

– принадлежащий иностранным собственникам.

Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры – система материально технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает: складские помещения, хранилища, торговые площади, оборудование, специальный транспорт, почтовые терминалы, средства обработки коммерческой операции.

 

6. Цель анализа социально-экономического развития региона:  выявление диспропорции и не использованных возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегий социально-экономического развития региона.

Структуру анализа социально-экономического региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения) уровня потребления в фактических ценах, уровня производительности труда (ВРП на 1 занятого).

Оценка общей открытости экономики.

Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз производство и внутри региональное потребление.

Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q

Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w

Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q.

[0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза.

V – вывоз продукций;

W – ввоз;

q – объем производства.

Анализ развития  отраслей промышленности  необходимо рассмотреть следующие показатели:

1. Динамика производства в стоимостной  оценки;

2. Финансовое состояние предприятий отрасли;

3. Использование трудового потенциала;

4. Капитальные вложения с разделом  затрат на техническое перевооружение, реконструкцию расширенно действующих   предприятий и др.;

5. Обеспечение производства материально  сырьевыми ресурсами;

6. Показатели характеризующие действия, развития отрасли на окружающую среду.

Структура анализа социально-экономического развития региона:

1. Анализ общего уровня развития  региона;

2. Анализ – оценка природно-ресурсного  потенциала;

3. Анализ состояние окружающей среды, причина его загрязнения;

4. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития;

5. Проблема использования трудовых  ресурсов;

6. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона;

7. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей;

8. Оценка финансового положения;

9. Анализ направление развития  малого бизнеса в регионе.

 

7. Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства размещением производительных сил и природно-географическими условия.

Межрегиональные связи представлены на уровнях:

1. Отдельных предприятий, организаций,  фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;

2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований;

3. Регионов.

 

Тема IV: Управление экономикой региона.

1. Основы регионального управления;

2.Кадровое обеспечение органов  регионального управления;

3. Информационное обеспечение управления регионом;

4. Региональное развитие: цели, критерии  и методы управления;

5. Управление региональными рынками;

6. Региональные финансы и бюджетно-налоговая  система;

7. Антикризисное управление.

 

1. Региональное управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, в административных территориальных границах, подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.

Региональное  управление отождествляется с управлением  в границах территориальных субъектов  РФ.

Главной целью является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на основе комплексного развития.

Региональные интересы:

1. Соответствие уровня и образа  жизни населения государственных  и иных стандартов;

2. Наличие бюджетно-функциональных  и прочих материальных источников;

3. Потенциал для использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта.

4. Наличие инфраструктуры для  развития внутри и межрегиональных  связей.

5. Природно-ресурсный и экологический  потенциал региона;

6. Стабильность общественно-политических  и национально-этнических ситуаций.

Принципы регионального управления:

1.П.  децентрализации – заключается  в перемещении принятия решения  от центральных органов управления  к агентам рынка;

2. П. партнерства – предполагается  отделение от жесткой иерархичности соподчиненности по вертикали;

3. П. субсидиарности – заключается  в выделение финансовых ресурсов  под заранее установленные цели;

4. П. мобильности и адаптивности  – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды;

5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.

Методы регионального управления:

1. Организационные – система воздействия  на организационные отношения  для достижения конкретных целей;

2. Экономические – совокупность  способов воздействия путем создания  определенных экономических условий  для выполнения поставленных задач (финансово-ценновые рычаги, составление прогнозов, создание экономических стимулов, утверждение прогрессивных форм организации труда);

3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего);

Учет  региональных интересов деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом.

Система органов управления субъектами РФ:

Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные  и региональные интересы, в осуществление  отраслевого и межотраслевого управления.

Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами управления.

Важная  роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству РФ. Председателю  Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Органы  исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ, осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления.

  Свою деятельность эти органы  осуществляют с учетом:

1. Взаимоотношения региональных  и федеральных органов;

2. Взаимоотношения региональных  органов и органов местного самоуправления;

3. Обеспечение комплексного развития  региона как единой системы.

Система регионального управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах и включает:

А). Система государственных органов;

Б) . Систему государственной службы;

В). Совокупность  реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов;

Г). Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.

Приоритетные сферы управления

  1. Политическая жизнь;
  2. Сфера материального производства;
  3. Финансово-кредитный комплекс;
  4. Потребительский рынок;
  5. Социально-бюджетный комплекс;
  6. Использование природных ресурсов;
  7. Общественная безопасность;
  8. Информационная среда.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Экономическую основу деятельности органов  субъекта федерации составляет собственность субъекта федерации, а финансовую – бюджет субъекта.

 

4. Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку  и обладающие специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.

Концепции кадров.

  1. Кадры как трудовые ресурсы, вместо человека здесь рассматривается его функция – труд, живая рабочая сила;
  2. Кадры как персонал – человек рассматривается через формальную роль – должность;
  3. Кадры как не возобновляемый ресурс, человек рассматривается как элемент социальной организации в единстве (трудовые функции социальных отношений, состояния работника);
  4. Человек как условие существования организации – человек – главный субъект организации и особый объект управления который не может рассматриваться как «ресурс»

Классификация кадров

Признак

Кадры

Социально-стратификационное деление

Рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели

Социально-демографический

Пол, возраст, образование, трудовой стаж

Социально-профессиональный

Политические, государственные, хозяйственные, медицинские, научные, военные и  т.д.

Профессиональный по квалификации

Работники высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные

Отраслевая принадлежность

Труд индустриальный, с/х, информационный

Содержание труда

«Белые воротнички», «синие воротнички», «серые воротнички» - в сфере обслуживания

Котегория персонала

Руководители, инженерно-технические, обслуживания

Уровень иерархии управления

Руководители, специалисты, рабочие

Профессии

Экономисты, юристы и т.д.


Кадровая политика направлена на:

  1. формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах;
  2. Обеспечение эффективной занятости трудового населения и его оптимальное распределение между отраслями производства региона;
  3. Рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.

Исходными положениями политики в  области кадров являются:

  1. Политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы по средствам создания привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для продвижения;
  2. Политика обучения – повышение квалификации;
  3. Политика оплаты труда – более высокая з/п в зависимости от квалификации, стажа и т.п.;
  4. Политика производственных отношений – установление определенных процедур для эффективного решения трудовых проблем;
  5. Политика благосостояния – предоставляет определенные льготы и услуги.

Каждое  из названных направлений политики соответственно требует выполнение следующих требований.

  1. занятость (анализ рабочих мест, методы найма);
  2. обучение (проверка новых работников, практическое обучение, непрерывное развитие персонала);
  3. оплата (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне);
  4. трудовые отношения (с профсоюзами устанавливается !! стиля руководства);
  5. благосостояние (пенсии, пособия, жилье).

Информация о работе Региональная экономика и управление