Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).
Айзард – основоположник науки «Региональная экономика» на западе в 50-е гг.
Павленко, Никитин, Некрасов – основоположники в России.

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.docx

— 79.89 Кб (Скачать)

Если Кмт > 0,5,то это из региона вывозится больше половины продукции, отрасль считается специализацией.

5. Коэфицент  душевого производства (Кд).

Этот  коэфицент рассчитывается как отношение  удельного веса массовой доли региона  соответствующий отрасли хозяйства  страны. К дельному весу населения  региона к дельному весу населения  страны.

Кд=Ор/Ос*100/Нр/Нс*100.

Если  Кд > 1, то производство на душу населения продукции в регионе больше чем в стране, отраслью считается отраслью специализации.

Если  расчетные отраслевые коэфицента локализации, уровня развития и душевого производства > 1 и продукция данных отраслей значительна в объеме вывозится в другие регионы, то данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации региона.

6. Эффективность  производства (Э).

Э=V/З.

V – объем производства.

З – затраты.

Под затратами понимается все объективно необходимые вложения общественного  и живого труда.

 

4. Система региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенных территориях.

Классификация системы  региональных рыков.

1. Воспроизводственный признак, в  соответствии с которым выделяют:

– рынки, обеспечивающие потребности населения региона;

– рынки, обеспечивающие движение материально вещественных потоков;

– рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых, финансово-кредитных и т.п.).

2. Классификация объема купли –  продажи:

– региональный потребительский рынок;

– региональный финансовый рынок;

– региональный рынок средств производства;

– региональный рынок труда;

– региональный рынок недвижимости;

– региональный рынок информации.

3. Субъективный или субъектный  метод:

– региональный рынок потребителей;

– региональный рынок производителей;

– региональный рынок промежуточных продавцов.

4. Экономико-правовой признак:

 – легальные рынки;

– нелегальные рынки;

– полулегальные рынки (не зарегистрированная фирма, официально не учтенные товары).

5. Материально вещественный признак:

– региональные товарные рынки;

– региональный рынок услуг.

Региональный рынок  средств производства.

Региональный рынок средств  производства – это система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающая процесс производства орудиями и предметами труда, и размещение на определенных территориях.

Субъекты: производители орудий предмета труда и потребители. Субъекты рынка могут быть расположены на территории других регионов.

Факторы: фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной структуре, темпы научно технического прогресса и т.д.

Товарные  группы:

  1. Рынки топливно-энергетических ресурсов;
  2. Рынки черных и цветных металлов;
  3. Рынки леса и лесной продукции;
  4. Рынки стройматериалов;
  5. Рынок машиностроительной продукции (рынок станкостроительной, с/х машиностроения).

Рынок средств производства (РСП) – регулируется государством с помощью административных и экономических методов.

Административные: это квотирование по отдельным видам продукции; прямое участие деятельности предприятия; участие в формировании спроса.

Экономические методы: налоговое регулирование; регулирование предложения и спроса.

Региональный финансовый рынок.

Представляет  собой территориальную систему  социально-экономичесих отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.

 Субъекты: финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.

Классификация:

1. По признаку обслуживания движения  основного и оборотного капитала:

А)  региональный рынок (РР) краткосрочных  кредитов;

Б)  РР среднесрочных кредитов;

В)  РР долгосрочных кредитов.

2. По признаку оформления отношения  субъектов регионального финансового  рынка:

А)  рынок банковских кредитов;

Б)  рынок ценных бумаг:

– государственных;

– муниципальных;

– корпоративных.

3. По признаку возвратно и финансово  кредитных ресурсов:

А)  рынки возвратных ресурсов (кредиты, векселя, закладные, облигации);

Б)  рынки невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).

Развитие  регионального финансового рынка (РФР) определяется экономической структурой и специализацией региона:

– соотношением отраслей, соотношением государственных и негосударственных секторов, удельным весом оборонного комплекса и т.д.

Региональный рынок  недвижимости.

Представляет  собой систему социально-экономичесих отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территорий между собственниками.

Особенностями недвижимости как товара является:

  1. Длительное функционирование использования как предмета личного потребления;
  2. Физическая неподвижность и связь с землей;
  3. Сохранение в течение всего жизненного цикла в своей натуральной вещественной формой;
  4. Относительно высокая стоимость;
  5. Ограниченность земельных ресурсов;
  6. Значительная дифференциация потребителей;
  7. Неоднородность: недвижимые различные по размеру, местоположению и т.д.

Сегменты  регионального рынка недвижимости:

1. рынок земли и земельных участков;

2. рынок жилья;

3. рынок нежилых помещений.

Факторы:

  1. Государственная и региональная политика по правлению недвижимым имуществом;
  2. Политика приватизации государственного имущества;
  3. Уровень развития инфраструктуры, обслуживающий рынок недвижимости;
  4. Территориальные особенности: климатические, политическая стабильность или  нестабильность.

Рынок жилья – выполняет важную социальную функцию.

Выделяют  первичный и вторичный рынок жилья.

Первичный рынок – это рынок нового жилья вводимого в эксплуатацию.

Вторичный рынок – это рынок жилья, освобождающийся по разным причинам: приоритет жилья на первичном рынке; переезд; смерть и т.д.

Основная  часть жилья приобретается на вторичном рынке.

Региональный информационный рынок.

Информационный  ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных  средств, обеспечивающих возможность  сбора передачи, накопления и хранения информации.

Элементы: информационные продукты, производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг.

Субъекты: участники всех без исключения региональных рынков

Развитие  информационного рынка идет по следующему направлению:

  1. рынок информации;
  2. рынок сделок на основе компьютерных технологий – электронные сделки;
  3. рынок программного обеспечения;
  4. рынок электронных коммуникаций.

Региональный потребительский  рынок.

Региональный потребительский  рынок – территориальная система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающих удовлетворение в потребности населения.

Сегменты:

  1. рынок продовольственных товаров;
  2. рынок непродовольственных товаров;
  3. рынок потребительских услуг.

Факторы: социально демографический, формирование новых форм информационных технологий.

Сегментирование рынка – это выделение относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров.

Критерии  сегментаций:

1. географические (величина региона,  административное деление);

2. демографические (пол, возраст);

3. социально-экономичесие (доходы, уровень образования).

Субъективные  и поведенческие критерии:

1. стиль жизни

2. мотивы

3. личные качества.

 

5. Конкурентная среда региональных рынков – это совокупность рыночных субъектов и факторов определяющих характерх взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.

Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

1. региональная монополистическая;

2. региональная - олигополистическая;

3. деконцентрированная структура регионального рынка.

В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

1. монополия иностранных фирм;

2. доминирование иностранных фирм;

3. олигополия иностранных фирм;

4. конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

5. конкурентные фирмы при отсутствии отечественных производителей.

Оценка  конкурентной среды региональных рынков.

Для оценки региональной среды конкурентных рынков используются критерии:

1. число продавцов;

2. чувствительность к изменению  цен и дифференциации продуктовых  товаров;

3. поведение субъектов на рынке;

4. условия продвижения товаров на рынке;

5. возможность введения новых товаров на рынке.

Основные  показатели:

1. Индекс концентрации рынка (CR ) – определяется как доля от общего объема продаж товара, приходящихся на несколько крупных фирм ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм.

Для потребителей товаров рекомендуемым  считается показатель не более 45%. Для  рынков средств производств он может  составлять до 70%.

2. Индекс Ларнера (L) – ориентирован на измерение и описание результатов функционирования  рынков и поведения фирм.

L=P-C/C

Р – цена; С – предельные издержки.

Этот  индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с не эффективным  размещением ресурсов в условиях монополии.

3. Индекс Герфиндела-Гиршмана.

N – число фирм ; Di – доля рынка этой фирмы.

Максимальное  значение индекса принимается при  монополии к равному 1.

Институциональная структура  регионального рынка.

Совокупность субъектов функционирующих на отдельно взятом региональном рынке. Институциональная структура представляется различными формами хозяйственных субъектов государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.

Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него 

Под  барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок, и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данных хозяйственных субъектов деятельности на рынке без значительных экономических потерь.

Барьеры  выхода связаны со сложными данными  деятельности: ликвидность видов  производства; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность.

Барьеры делятся на группы: экзогенного и эндогенного характера.

Барьеры экзогенного характера – обусловлены особенностями рынка.

  Включают:

1. Ограниченная емкость  регионального  рынка;

2. Высокие капитальные затраты;

3. Неравенство страховых условий на рынке;

4. Разные стартовые условия;

5. Ограниченный доступ новых  производителей к относительно  более дешевым и удобным сырьевым  источникам;

6. Технологическое производство  действующих хозяйствующих субъектов  перед потенциальными конкурентами;

7. Эффективность масштаба производства;

8. Вертикальные и горизонтальные  связи действующих на рынке  субъектов;

9. Административные ограничения;

10. Экономические и организационные  ограничения.

Барьеры эндогенного характера – обусловлены деятельностью действующих на рынке фирм.

Включают:

1. Экономические меры (изменение цен);

2. Наличие резервных производительных мощностей уже действующих на рынке компаний;

3. Затраты на продвижение продукции  на рынок;

4. Лицензии, патенты, авторские  права;

5. Контроль над стратегическими  ресурсами.

Рыночная инфраструктура – это совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.

Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно экономическая система основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально технологического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

Классификация:

1. По функциональному признаку выделяются:

– торгово-посредственная инфраструктура;

– финансово-кредитная инфраструктура;

– экономически-информационная;

– экономически-правовая;

– внешнеэкономическая;

2. По признаку обслуживания рынков

– общерыночная, универсального характера

–обслуживающая несколько рынков;

Информация о работе Региональная экономика и управление