Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:23, реферат
Региональная экономика (рег. эк.) – изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны, как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, экономических районов, производственных узлов, городских агломераций и т.д.).
Айзард – основоположник науки «Региональная экономика» на западе в 50-е гг.
Павленко, Никитин, Некрасов – основоположники в России.
Если Кмт > 0,5,то это из региона вывозится больше половины продукции, отрасль считается специализацией.
5. Коэфицент душевого производства (Кд).
Этот
коэфицент рассчитывается как отношение
удельного веса массовой доли региона
соответствующий отрасли
Кд=Ор/Ос*100/Нр/Нс*100.
Если Кд > 1, то производство на душу населения продукции в регионе больше чем в стране, отраслью считается отраслью специализации.
Если расчетные отраслевые коэфицента локализации, уровня развития и душевого производства > 1 и продукция данных отраслей значительна в объеме вывозится в другие регионы, то данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации региона.
6. Эффективность производства (Э).
Э=V/З.
V – объем производства.
З – затраты.
Под затратами понимается все объективно необходимые вложения общественного и живого труда.
4. Система региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенных территориях.
Классификация системы региональных рыков.
1.
Воспроизводственный признак,
– рынки, обеспечивающие потребности населения региона;
– рынки, обеспечивающие движение материально вещественных потоков;
– рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых, финансово-кредитных и т.п.).
2. Классификация объема купли – продажи:
– региональный потребительский рынок;
– региональный финансовый рынок;
– региональный рынок средств производства;
– региональный рынок труда;
– региональный рынок недвижимости;
– региональный рынок информации.
3. Субъективный или субъектный метод:
– региональный рынок потребителей;
– региональный рынок производителей;
– региональный рынок промежуточных продавцов.
4. Экономико-правовой признак:
– легальные рынки;
– нелегальные рынки;
– полулегальные рынки (не зарегистрированная фирма, официально не учтенные товары).
5.
Материально вещественный
– региональные товарные рынки;
– региональный рынок услуг.
Региональный рынок средств производства.
Региональный рынок средств производства – это система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающая процесс производства орудиями и предметами труда, и размещение на определенных территориях.
Субъекты: производители орудий предмета труда и потребители. Субъекты рынка могут быть расположены на территории других регионов.
Факторы: фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной структуре, темпы научно технического прогресса и т.д.
Товарные группы:
Рынок средств производства (РСП) – регулируется государством с помощью административных и экономических методов.
Административные: это квотирование по отдельным видам продукции; прямое участие деятельности предприятия; участие в формировании спроса.
Экономические методы: налоговое регулирование; регулирование предложения и спроса.
Региональный финансовый рынок.
Представляет собой территориальную систему социально-экономичесих отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.
Субъекты: финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.
Классификация:
1.
По признаку обслуживания
А) региональный рынок (РР) краткосрочных кредитов;
Б) РР среднесрочных кредитов;
В) РР долгосрочных кредитов.
2.
По признаку оформления
А) рынок банковских кредитов;
Б) рынок ценных бумаг:
– государственных;
– муниципальных;
– корпоративных.
3.
По признаку возвратно и
А) рынки возвратных ресурсов (кредиты, векселя, закладные, облигации);
Б) рынки невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).
Развитие
регионального финансового
– соотношением отраслей, соотношением государственных и негосударственных секторов, удельным весом оборонного комплекса и т.д.
Региональный рынок недвижимости.
Представляет собой систему социально-экономичесих отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территорий между собственниками.
Особенностями недвижимости как товара является:
Сегменты
регионального рынка
1.
рынок земли и земельных
2. рынок жилья;
3. рынок нежилых помещений.
Факторы:
Рынок жилья – выполняет важную социальную функцию.
Выделяют первичный и вторичный рынок жилья.
Первичный рынок – это рынок нового жилья вводимого в эксплуатацию.
Вторичный рынок – это рынок жилья, освобождающийся по разным причинам: приоритет жилья на первичном рынке; переезд; смерть и т.д.
Основная часть жилья приобретается на вторичном рынке.
Региональный информационный рынок.
Информационный ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора передачи, накопления и хранения информации.
Элементы: информационные продукты, производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг.
Субъекты: участники всех без исключения региональных рынков
Развитие информационного рынка идет по следующему направлению:
Региональный потребительский рынок.
Региональный потребительский рынок – территориальная система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающих удовлетворение в потребности населения.
Сегменты:
Факторы: социально демографический, формирование новых форм информационных технологий.
Сегментирование рынка – это выделение относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров.
Критерии сегментаций:
1. географические (величина региона, административное деление);
2. демографические (пол, возраст)
3. социально-экономичесие (доходы, уровень образования).
Субъективные и поведенческие критерии:
1. стиль жизни
2. мотивы
3. личные качества.
5. Конкурентная среда региональных рынков – это совокупность рыночных субъектов и факторов определяющих характерх взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:
1. региональная
2. региональная - олигополистическая;
3. деконцентрированная структура регионального рынка.
В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:
1. монополия иностранных фирм;
2. доминирование иностранных
3. олигополия иностранных фирм;
4. конкурирующие иностранные
5. конкурентные фирмы при отсутствии отечественных производителей.
Оценка конкурентной среды региональных рынков.
Для оценки региональной среды конкурентных рынков используются критерии:
1. число продавцов;
2. чувствительность к изменению
цен и дифференциации
3. поведение субъектов на рынке;
4. условия продвижения товаров на рынке;
5. возможность введения новых товаров на рынке.
Основные показатели:
1. Индекс концентрации рынка (CR ) – определяется как доля от общего объема продаж товара, приходящихся на несколько крупных фирм ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм.
Для потребителей товаров рекомендуемым считается показатель не более 45%. Для рынков средств производств он может составлять до 70%.
2. Индекс Ларнера (L) – ориентирован на измерение и описание результатов функционирования рынков и поведения фирм.
L=P-C/C
Р – цена; С – предельные издержки.
Этот индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с не эффективным размещением ресурсов в условиях монополии.
3. Индекс Герфиндела-Гиршмана.
N – число фирм ; Di – доля рынка этой фирмы.
Максимальное значение индекса принимается при монополии к равному 1.
Институциональная структура регионального рынка.
Совокупность субъектов функционирующих на отдельно взятом региональном рынке. Институциональная структура представляется различными формами хозяйственных субъектов государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.
Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него
Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок, и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данных хозяйственных субъектов деятельности на рынке без значительных экономических потерь.
Барьеры выхода связаны со сложными данными деятельности: ликвидность видов производства; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность.
Барьеры делятся на группы: экзогенного и эндогенного характера.
Барьеры экзогенного характера – обусловлены особенностями рынка.
Включают:
1. Ограниченная емкость
2. Высокие капитальные затраты;
3. Неравенство страховых условий на рынке;
4. Разные стартовые условия;
5. Ограниченный доступ новых
производителей к относительно
более дешевым и удобным
6. Технологическое производство
действующих хозяйствующих
7. Эффективность масштаба производства;
8. Вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;
9. Административные ограничения;
10. Экономические и
Барьеры эндогенного характера – обусловлены деятельностью действующих на рынке фирм.
Включают:
1. Экономические меры (изменение цен);
2. Наличие резервных производительных мощностей уже действующих на рынке компаний;
3. Затраты на продвижение
4. Лицензии, патенты, авторские права;
5. Контроль над стратегическими ресурсами.
Рыночная инфраструктура – это совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.
Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно экономическая система основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально технологического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.
Классификация:
1. По функциональному признаку выделяются:
– торгово-посредственная инфраструктура;
– финансово-кредитная
– экономически-информационная;
– экономически-правовая;
– внешнеэкономическая;
2.
По признаку обслуживания
– общерыночная, универсального характера
–обслуживающая несколько рынков;