Реализация социальной политики в условиях переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.

Работа содержит 1 файл

социальная политика.docx

— 255.98 Кб (Скачать)

     Социальная  поддержка населения является неотъемлемой частью социальной политики белорусского государства. Она направлена на поддержание доходов нуждающихся в пределах минимально гарантированного уровня, оказание содействия в решении трудных жизненных проблем, а также минимизацию малообеспеченности среди населения. Эта система включает в себя выплату социальных пособий, оказание натуральной помощи, предоставление отдельных льгот, социальных услуг.

     До  недавнего времени государственная социальная поддержка основывалась на категориальном принципе, т.е. принадлежности лиц или семей к определенной категории (например, ветеран, инвалид, многодетная семья).

Начиная с 2001 года, в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи.

     Механизмы предоставления адресной социальной помощи в нашей стране активно развиваются и совершенствуются :

  • повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;
  • постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;
  • упрощение процедуры получения;
  • скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной   социальной поддержки.

     Об  эффективности указанных мер  свидетельствуют рост числа получателей  социальной помощи и увеличение охвата адресными социальными пособиями  малообеспеченных слоев населения. Если в 2007 году адресными выплатами  было охвачено 8,4% малообеспеченных граждан  республики, а в 2001-м - только 5,5%, то в 2009 году - почти 50%.

     Новым шагом в развитии системы государственной  адресной социальной помощи явилось принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи».

     Новый документ предусмотрен ряд существенных изменений:

  • объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида государственной поддержки граждан - государственная адресная социальная помощь и безналичная жилищная субсидия;
  • повышен критерий нуждаемости до 150% бюджета прожиточного минимума при предоставлении  малообеспеченным гражданам единовременного социального пособия;
  • увеличен до шести месяцев период назначения ежемесячного социального пособия;
  • повышен до 12 месяцев период, за который исчисляется совокупный доход семьи при определении права на назначение государственной адресной социальной помощи;
  • введен новый вид пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

         Таким образом, государственная адресная социальная помощь выступает как важное направление социальной защиты населения и значимый фактор сокращения малообеспеченности граждан.

         Республика  Беларусь уделяет также большое  внимание социальной защите инвалидов  и первой из стран СНГ предприняла  шаги по переходу на принципы ООН в  решении проблем инвалидов. В 1988 г. в республике была проведена межведомственная конференция «Профилактика инвалидности и сохранение трудовых ресурсов», где было отмечено, что первоочередная задача государства в этой области – социальная  защита через реабилитацию. В 1990 г. в Беларуси разработана информационная система «Инвалидность», а в 1991 г. был принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», основанный на мировом юридическом опыте. В этом законе впервые целью государственной политики объявляется не только помощь инвалидам, но и обеспечение им равенства и полноправного участия в жизни общества. В соответствии с законодательством инвалиды в нашем государстве  обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закреплённых Конституцией Республики Беларусь.

         В настоящее время у нас функционирует 80 медико-реабилитационных экспертных комиссий, которые находятся в  ведомстве Министерства здравоохранения, чтобы поднять качество диагностики  и уровень оценки функциональных нарушений у людей. Кроме того для координации политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов, создан Республиканский Межведомственный Совет по проблемам инвалидности. Также большой вклад в решение проблем инвалидности вносят общественные организации инвалидов. Среди них Белорусское общество инвалидов, Белорусское общество глухих, Белорусское товарищество инвалидов по зрению.

         Следует отметить, что особой заботой нашего государства являются дети-инвалиды. Согласно Международной декларации «О правах инвалидов» каждому инвалиду, в том числе и ребёнку, общество обязано обеспечить социальную защищённость, создать условия для индивидуального  развития. Поддерживая эту международную  политику, Беларусь приняла ряд национальных программ,  направленных на улучшение положения детей. Так Советом Министров приняты постановления «О предоставлении дополнительных льгот инвалидам с детства», «О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 18 лет» и другие.

         Основой политики государства в отношении  инвалидов по «созданию равных возможностей»  является реабилитация (процесс, цель которого - помочь инвалидам в достижении оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности). Важнейшая составная часть единого реабилитационного процесса – профессиональная реабилитация, т.е. система мер, обеспечивающая инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе. Закон Республики Беларусь «О занятости населения» предусматривает соответствующие меры по решению этой проблемы. Предприятиям и организациям устанавливаются квоты приёма на работу лиц указанной категории, оказывается содействие в сохранении и создании специализированных рабочих мест путём предоставления льготных кредитов из государственного фонда содействия занятости. Однако несмотря на это только 15 % инвалидов, сохранивших трудоспособность, получают реабилитационную помощь в форме содействия трудоустройству. Одной из причин этого является недостаточная обеспеченность техническими средствами реабилитации.

         Проблемы  инвалидности занимают одно из центральных  мест среди мировых проблем социальной сферы. Инвалиды – одна из тех групп населения, которая вследствие имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности, особо испытывает на себе проявления неравенства в социальном, экономическом, политическом, моральном аспектах. Равенство возможностей инвалидов с возможностями других членов общества должно достигаться посредством разработки соответствующих законов о социальной защите инвалидов и интеграции их в общество. 
     

Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики