Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.
1.1
Модели социальной
политики
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.
Социальная политика предполагает решение ряда важнейших задач :
1) поддержание определенного статуса социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры в обществе;
2) создание и сохранение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
4) развитие социальной
5) обеспечить наличие экономических стимулов для участия в общественном производстве;
6)
создание условий для
Следует отметить, что при реализации социальной политики государство опирается на ряд принципов, обеспечивающих максимальную её эффективность. Одним из важнейших принципов является принцип социальной справедливости. Этот принцип включает 2 аспекта: с одной стороны – равенство в обеспечении всем членам общества независимо от их индивидуальных и социальных различий одинаковых возможностей; с другой – справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (обоснованное неравенство). Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества должен прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить себе удовлетворение потребностей. При этом государство должно оказывать помощь своим гражданам только в том случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество должно решать все проблемы как единая система. Не менее важным является и принцип социальной компенсации, который обеспечивает правовую и социальную защищённость граждан; соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг; принцип всеобщности означает, что все члены общества охвачены социальными мероприятиями.
Таким образом, социальная политика любого государства позволяет решать определённые задачи, связанные с регуляцией социальной сферы. Однако выделяют различные модели социальной политики в зависимости от направленности и основных принципов, на которые опираются страны при её реализации.
Выделяются две основные модели социальной политики — бисмарковская (родоначальник Бисмарк) и бевериджская.
В бисмарковской модели существует упор на жесткую связь социальных выплат с результативностью и длительностью профессиональной деятельности. Социальные права обусловлены отчислениями, которые выплачиваются в течение всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном через коллективные договоры размере отчисления из заработной платы, из которых в свою очередь формируются профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Ответственность за сохранение средств и финансовое равновесие несут правления касс. Они не должны субсидироваться из бюджета любою уровня, так как налоговое перераспределение, которое реализуется через универсальный бюджетный подход, будет противоречить логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета. Следует также отметить наличие такого вспомогательного механизма как национальной солидарности, который реализуется через муниципальные службы для малообеспеченного населения.
Бевериджская модель социальной политики предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). В странах, которые придерживаются данной модели социальной политики, существуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы предполагают наличие «социальных» пенсий, размер которых не зависит от прошлых трудовых отчислений бывшего работника. В такой системе формирование средств социальной защиты в значительной степени осуществляется из государственного бюджета. Кроме того здесь преобладает принцип национальной солидарности, основанный на концепции распределительной справедливости. В странах с бевериджской моделью социальной политики (Великобритания, Швеция) отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни.
Бисмарковская и бевериджская модели имеют вариации. Наиболее часто в мировой практике встречаются социал-демократическая, либеральная и консервативная модели.
Социал-демократическая модель типична для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия). Главным принципом распределения социального обеспечения в модели этого типа является универсализм. Это предполагает, что социальное обеспечение - право всех граждан, которое обеспечивается в первую очередь государственным сектором (бюджетом). Здесь социальная политика нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. Государство несет ответственность за социальное благополучие своих граждан и является главным производителем социальных услуг. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. В целом уровень социального обеспечения довольно высок и финансируется главным образом за счет налогов.
Ярким примером социал-демократической модели социальной политики является «шведская модель». Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с широкой реформистской политикой на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Важным является то, что Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах принципов социально ориентированного рыночного хозяйства. Ее экономическая система в настоящее время ориентирована на достижение таких социальных целей, как обеспечение относительной эгалитарности (уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов), уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Отличительной чертой модели является и широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, в которых требуется поддержка общества. Это обеспечивается с опорой на следующие принципы :
1)
Все люди имеют одинаковую
ценность, независимо от возраста
и производительности. Это означает,
что общество не может «
2)
Социальные услуги
3) Социальная защита должна быть непрерывной и охватывать все сферы жизни человека.
Ещё одним важным принципом, характерным для многих социальных экономик, но наиболее реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его действие обеспечивает участие всех граждан вне зависимости от их социального статуса в финансировании системы социальной защиты, таким образом каждый человек вносит соразмерный с доходами вклад.
Как уже отмечалось, одной из приоритетных целей экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран. Социальная политика также пронизана идеей равенства. Ей присуща высокая степень выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками.
Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и другие образовательные программы. Фактически обеспечивается возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования в значительной степени снижают уровень безработицы. Швеция тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Здравоохранение в Швеции также доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.
Необходимым элементом в такой системе выступает государство. осуществляющее функции перераспределения социальных благ. Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения и несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это требует наличия сильного, но децентрализованного управления. В Швеции более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности. Дороговизну подобной системы (уровень налогообложения в Швеции один из самых высоких в мире) компенсирует высокая политическая и социальная стабильность.
Некоторые черты шведской модели в какой-то степени определены и национальными чертами шведов: рационализм, самодисциплинированность, избегание эмоциональных крайностей. Поэтому экономическая политика работает на предотвращение острых социальных конфликтов, реагируя даже на слабые сигналы, свидетельствующие о возникновении проблемы. Сложилась своеобразная политическая культура - культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса.
Шведская социально-политическая система выглядит практически идеальной в международном сопоставлении, т.к. позволяет сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством. Однако в то же время «шведская модель» в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и в будущем не исключена трансформация всех ее политических и экономических институтов.
Консервативная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. В основе этой модели - социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе. Эта модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. В консервативной модели государство отвечает за социальное обеспечение, но не занимается организацией социальных услуг. Следует отметить, что перераспределение осуществляется как через государственные, так и через частные социально-страховые фонды.
Наиболее полно эта модель реализована в Германии. Здесь впервые в мире в 1880 г. было введено медицинское страхование, а затем приняты законы о страховании от болезни лиц промыслового труда (1884 г.) и от несчастных случаев на производстве (1855 г.), закон об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). В этом пакете законов размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Таким образом, уплата взноса дает право на определённую услугу даже если в ней нет настоящей необходимости.
В
системе здравоохранения
Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики