Реализация социальной политики в условиях переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.

Работа содержит 1 файл

социальная политика.docx

— 255.98 Кб (Скачать)

     В образовательной сфере основным  является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование  является бесплатным.

     Система социальной защиты в Германии действует  по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной  независимостью от институтов государственного управления, но при этом государством осуществляется за ними строгий контроль. Такая организационно-правовая форма оказалась достаточно эффективной благодаря высокому уровню профсоюзного движения в стране. Отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду.

     Следует отметить, что несмотря на то, что социальная рыночная экономика Германии остается убедительной и неопровержимой даже в условиях глобализации экономики и усиления конкуренции, в настоящее время ставится вызывает сомнения необходимость некоторых сильно дорогостоящих проектов социальной безопасности.

        Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Эта модель получила наибольшее распространение в США и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль.

     Социальное  обеспечение в США признано важнейшим  приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена  между частными компаниями и государством. Социальное обеспечение США охватывает социальное страхование и социальное вспомоществование. Первый аспект предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Социальное вспомоществование – выплаты тем, кто по причине бедности освобождён от налогов (например, матери-одиночки).

     Активная  социальная политика американского  государства обеспечила высокую  квалификацию рабочей силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее  и высшее (включая незаконченное) образование. Это необходимо в условиях непрерывной технологической революции. Не случайно США сохранют лидирующие позиции в самых перспективных технологиях. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.

     Государственная социальная помощь начала развиваться параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Граждане получают помощь со стороны государства из бюджета в виде трансфертов. Главный критерий получения социальной помощи – малообеспеченность, бедность. В США действует около 8000 программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их получения варьируются по штатам. Существует реальная возможность получить социальную помощь одновременно по нескольким программам. Это, с одной стороны, позволяет максимально учитывать потребности разных групп населения, а с другой – может привести к злоупотреблению с их стороны.

     Либеральная модель в том или ином виде нашла также распространение и в Австралии, Новой Зеландии.

     Выделяют  еще одну модель социальной политики — рудиментарную, которую используют в странах Южной Европы. Здесь лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низкий. Здесь ещё сохранились представления о том, что социальная защита граждан преимущественно должна осуществляться через семью и частную благотворительность. Эта модель сейчас интерпретируется как развивающаяся или переходная.

     Таким образом, мы видим, что  выделяются две основные модели социальной политики : бисмарковская  и бевериджская. Социальная политика как в странах европейского сообщества, так и за пределами европейского континента реализуется по следующим основным направлениям: социал-демократическая модель, типичная для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия); консервативная модель (Германия, Австрия, Франция); либеральная модель (США, Австралия, Новая Зеландия). Итак, изучив основные принципы и особенности проведения социальной политики в соответствии с различными моделями, можно сказать, что их объединяет общая цель: наиболее полная реализация потенциала граждан и достижение социально-экономического благополучия населения. 
 

     1.2 Основные показатели  результативности  социальной политики: уровень жизни и качество жизни 

     Для того, чтобы определить, насколько  результативной является социальная политика, проводимая государством, необходимо исследовать определённые показатели, которые могли бы объективно характеризовать уровень развития страны в социальном плане. Такие показатели, как уровень жизни и качество жизни отражают ход реализации социальной политики, фиксируют её достижения и сигнализируют о проблемах.

       Уровень жизни. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни социальными и духовными благами. Этот показатель может также быть определён и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).

     Уровень жизни – многогранное явление, которое  зависит от множества разнообразных причин : территория, где проживает население (географические факторы), социально-экономическая и экологическая ситуация, состояние политических дел в стране, демографическая ситуация, производственные условия и другие факторы.

     Уровень жизни зависит от фактического потребления материальных и духовных благ, а также от степени развития потребностей. Уровень потребления — это особенность потребления, зависящая от количества потребителей. Различают три уровня потребления:

     • индивидуальный, на котором потребление осуществляется каждым отдельным индивидом;

     •   коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей;

     •  общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это образование, наука, охрана порядка, безопасность, оборона, управление, внешние связи. В них нуждается каждый человек, но самостоятельно их никто не может удовлетворить.

     Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и  на национальном уровне. Это позволяет сравнить уровни жизни населения в различных странах.

     Для оценки уровня жизни используют показатели: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.

     Потребление основных продуктов  на душу населения — это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда не однообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Бывают реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональные) нормы потребления.

     Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Реальные нормы потребления используются для сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Последние являются показателями, к каким необходимо стремиться для удовлетворения потребностей человека с наибольшей пользой. Здесь привлекаются к их разработке, кроме экономистов, и биологи, физиологи, врачи. Они учитывают, сколько белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и витаминов необходимо потреблять человеку посредством этих продуктов.

     Потребительская корзина набор продуктов питания, общее количество которых в расчете на год обеспечивает минимально достаточную калорийность. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно варьирует между странами. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. К примеру, в США потребительская корзина включает свыше 250  наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).

     Потребительский бюджет семьи — семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

     Прожиточный минимум — совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.

     Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной  заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

     Частными  показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы  и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование.

     ООН была выдвинута система показателей уровня жизни, которая включает широкий круг характеристик условий жизни:

     1) рождаемость, смертность и другие  демографические характеристики населения;

     2)  санитарно-гигиенические условия  жизни;

     3)  потребление продовольственных  товаров;

     4)  жилищные условия;

     5)  образование и культура;

     6)  условия труда и занятость;

     7)  доходы и расходы населения;

     8)  стоимость жизни и потребительские  цены;

     9)  транспортные средства;

     10)организация  отдыха;

     11)социальное  обеспечение;

     12)свобода  человека.

     Система показателей уровня жизни имеет  свои специфические особенности  в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В то же время в трансформационных экономиках существенное значение имеют показатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования: их анализ помогает оценить глубину существующих проблем и разработать соответствующую социальную политику.

     Качество  жизни. Этот показатель характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Данный показатель эффективности социальной политики включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень и уровень образования, физическое развитие, качество окружающей среды.

     Под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность  медицинской помощи; возможности  для получения образования и  развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики