Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.
В
образовательной сфере
Система
социальной защиты в Германии действует
по принципу самоуправления: учреждения
социального страхования
Следует отметить, что несмотря на то, что социальная рыночная экономика Германии остается убедительной и неопровержимой даже в условиях глобализации экономики и усиления конкуренции, в настоящее время ставится вызывает сомнения необходимость некоторых сильно дорогостоящих проектов социальной безопасности.
Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Эта модель получила наибольшее распространение в США и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль.
Социальное обеспечение в США признано важнейшим приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена между частными компаниями и государством. Социальное обеспечение США охватывает социальное страхование и социальное вспомоществование. Первый аспект предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Социальное вспомоществование – выплаты тем, кто по причине бедности освобождён от налогов (например, матери-одиночки).
Активная социальная политика американского государства обеспечила высокую квалификацию рабочей силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее и высшее (включая незаконченное) образование. Это необходимо в условиях непрерывной технологической революции. Не случайно США сохранют лидирующие позиции в самых перспективных технологиях. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.
Государственная социальная помощь начала развиваться параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Граждане получают помощь со стороны государства из бюджета в виде трансфертов. Главный критерий получения социальной помощи – малообеспеченность, бедность. В США действует около 8000 программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их получения варьируются по штатам. Существует реальная возможность получить социальную помощь одновременно по нескольким программам. Это, с одной стороны, позволяет максимально учитывать потребности разных групп населения, а с другой – может привести к злоупотреблению с их стороны.
Либеральная модель в том или ином виде нашла также распространение и в Австралии, Новой Зеландии.
Выделяют еще одну модель социальной политики — рудиментарную, которую используют в странах Южной Европы. Здесь лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низкий. Здесь ещё сохранились представления о том, что социальная защита граждан преимущественно должна осуществляться через семью и частную благотворительность. Эта модель сейчас интерпретируется как развивающаяся или переходная.
Таким
образом, мы видим, что выделяются две
основные модели социальной политики
: бисмарковская и бевериджская. Социальная
политика как в странах европейского сообщества,
так и за пределами европейского континента
реализуется по следующим основным направлениям:
социал-демократическая модель, типичная
для скандинавских стран (Дания, Швеция,
Финляндия); консервативная модель
(Германия, Австрия, Франция); либеральная
модель (США, Австралия, Новая Зеландия).
Итак, изучив основные принципы и особенности
проведения социальной политики в соответствии
с различными моделями, можно сказать,
что их объединяет общая цель: наиболее
полная реализация потенциала граждан
и достижение социально-экономического
благополучия населения.
1.2
Основные показатели
результативности
социальной политики:
уровень жизни и качество
жизни
Для того, чтобы определить, насколько результативной является социальная политика, проводимая государством, необходимо исследовать определённые показатели, которые могли бы объективно характеризовать уровень развития страны в социальном плане. Такие показатели, как уровень жизни и качество жизни отражают ход реализации социальной политики, фиксируют её достижения и сигнализируют о проблемах.
Уровень жизни. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни социальными и духовными благами. Этот показатель может также быть определён и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин : территория, где проживает население (географические факторы), социально-экономическая и экологическая ситуация, состояние политических дел в стране, демографическая ситуация, производственные условия и другие факторы.
Уровень жизни зависит от фактического потребления материальных и духовных благ, а также от степени развития потребностей. Уровень потребления — это особенность потребления, зависящая от количества потребителей. Различают три уровня потребления:
• индивидуальный, на котором потребление осуществляется каждым отдельным индивидом;
• коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей;
• общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это образование, наука, охрана порядка, безопасность, оборона, управление, внешние связи. В них нуждается каждый человек, но самостоятельно их никто не может удовлетворить.
Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнить уровни жизни населения в различных странах.
Для оценки уровня жизни используют показатели: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Потребление основных продуктов на душу населения — это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда не однообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Бывают реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональные) нормы потребления.
Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Реальные нормы потребления используются для сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Последние являются показателями, к каким необходимо стремиться для удовлетворения потребностей человека с наибольшей пользой. Здесь привлекаются к их разработке, кроме экономистов, и биологи, физиологи, врачи. Они учитывают, сколько белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и витаминов необходимо потреблять человеку посредством этих продуктов.
Потребительская корзина — набор продуктов питания, общее количество которых в расчете на год обеспечивает минимально достаточную калорийность. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно варьирует между странами. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. К примеру, в США потребительская корзина включает свыше 250 наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).
Потребительский бюджет семьи — семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.
Прожиточный минимум — совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.
Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.
Частными показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование.
ООН была выдвинута система показателей уровня жизни, которая включает широкий круг характеристик условий жизни:
1)
рождаемость, смертность и
2)
санитарно-гигиенические
3) потребление продовольственных товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8)
стоимость жизни и
9) транспортные средства;
10)организация отдыха;
11)социальное обеспечение;
12)свобода человека.
Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В то же время в трансформационных экономиках существенное значение имеют показатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования: их анализ помогает оценить глубину существующих проблем и разработать соответствующую социальную политику.
Качество жизни. Этот показатель характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Данный показатель эффективности социальной политики включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень и уровень образования, физическое развитие, качество окружающей среды.
Под
качеством жизни также понимают
условия человеческого
Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики