Реализация социальной политики в условиях переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.

Работа содержит 1 файл

социальная политика.docx

— 255.98 Кб (Скачать)

     Оценки  и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30—40 лет назад  высоким, в настоящее время может  быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.

     В настоящее время все большая часть жителей развитых стран осознает негативные тенденции развития экономики и соответственно меняет жизненные ориентиры. Растет осознание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды. Таким образом, каждое государство должно проводить социальную политику, контролируя состояние показателей её результативности, обеспечивая тем самым максимальное удовлетворение потребностей общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II Основные направления социальной политики и особенности  её реализации в РБ 

     2.1 Приоритетные направления  и принципы социальной  политики Беларуси

     Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно  привносит в жизнь общества «хронические болезни» капиталистической системы : безработицу, резкое имущественное  расслоение, бедность многочисленных слоёв населения. При социализме всё население имело достаточно устойчивый, хотя и невысокий уровень  потребления, гарантированные трудоустройство  и получение дохода. С приходом новых, рыночных отношений появились  трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных  для удовлетворения минимальных  потребностей.

     Малообеспеченность стала устойчивой и воспроизводимой реальностью ещё и по той причине, что начало рыночных реформ совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся глубочайшим системным кризисом, имевшим катастрофические последствия и для экономики, и для всего населения. Резко упал уровень благосостояния, возросла социальная дифференциация по доходам и доступу к социальным благам, пришли в упадок многие структуры социальной сферы. И лишь с 1996 г. в республике наметились позитивные сдвиги – приостановлена тенденция снижения уровня жизни населения.

     В настоящее время Республика Беларусь в проведении социальной политики руководствуется определёнными  принципами. Принцип социальной справедливости находит отражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях (в частности, по отношению к молодёжи; жителям территорий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС). Не менее важный – принцип преемственности, который позволил сохранить развитую образовательную систему после развала СССР и в то же время построить на её основе современную, отвечающую мировым стандартам. Планомерность при реализации социальной политики заключается в широкой поддержке талантливой учащейся молодёжи. В Беларуси создан Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, не имеющий аналогов в СНГ. Особую роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, которые предусматривают снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, обеспечивают нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

     В Беларуси сложилась эффективно действующая  система справедливого распределения  вознаграждения за труд и социальной защиты населения. Важнейшей социальной установкой белорусского государства  является оптимальное сочетание  централизованных гарантий и индивидуального  трудового вклада в процветание  страны. Упор сделан на то, что только эффективный труд может гарантировать экономический и социальный успех как личности, так и государства.

     Социальные  гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

     -гарантиях  равенства мужчин и женщин  в образовании и трудовой деятельности;

     -гарантиях  права молодежи на духовное, нравственное  и физическое развитие;

     -гарантиях  права на труд, как наиболее  достойный способ самоутверждения  экономического, морального и социального  содержания жизнедеятельности человека;

     -гарантиях  справедливой доли вознаграждения  в экономических результатах  труда, но не ниже уровня, обеспечивающего  гражданам и их семьям свободное  и достаточное существование;

     -гарантиях  права на охрану здоровья, включая  бесплатное лечение в государственных  учреждениях здравоохранения;

     - гарантиях права на социальное  обеспечение в старости, по болезни  и другим причинам.

     Главная цель социальной политики в РБ – предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и способностями создать семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии оказать поддержку лишь 10-15% населения.

     Сущность эффективной адресной социальной защиты заключается в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики станет ее  муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть максимально приближена к потребителю. Одновременно ожидается переход от общих социальных программ к адресным, учитывающим потребности конкретных групп и слоёв населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

     - инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

     - многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

     Сейчас разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Главная ее цель - защита наиболее уязвимых граждан и слоёв общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

     Отдельное внимание уделяется в Беларуси жителям сельской местности, которые часто сталкиваются с такими жизненными трудностями, как неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг и бытового обслуживания. Сейчас  государственные социальные стандарты по всей стране вводятся обязательно с учетом региональных особенностей. Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

     В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные  пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются  безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного  дохода семьи.

     Значительная помощь многодетным и неполным семьям оказывается через местные исполнительные и распорядительные органы из средств местных бюджетов.

     Таким образом, в Беларуси уделяется огромное внимание проведению эффективной социальной политики и, тем самым, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности всем слоям населения. Однако в современных условиях развития всех сфер жизни общества актуальным является вопрос о совершенствовании социальной сферы, т.к. необходимо учитывать новые потребности человека в разнообразных высококачественных услугах, важность развития личности и повышения её культурно-интеллектуального уровня и конкурентоспособности на рынке труда.  

2.2 Особенности реализации социальной политики в Республике Беларусь 

     Беларусь  переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна нацелена на создание современной эффективной системы отношений и приближение к уровню жизни населения в экономически развитых государствах Европы.

     Достойно  внимания уже то, что расходы в Беларуси на образование самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме того, согласно нижеприведённой диаграмме, численность студентов, получающих высшее образование росла на протяжении 1995-2011 гг. Такая же тенденция прослеживается и для учащихся, за исключением небольших колебаний в 2004- 2006 гг.

Численность обучающихся в  учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального  
и высшего образования, на 10 000 человек населения

     (на  начало учебного года)              Беларусь также сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, в значительной степени снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми услугами в сфере образования и здравоохранения. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой.

     На  сегодняшний день наиболее важные аспекты в сфере социальной политики РБ: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, организация государственного регулирования социальной сферы. Своевременное их решение будет  способствовать более полному включению населения в рыночные реформы, а также позволит процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать конечные цели: создать благоприятные условия и обеспечить высокое качество жизни для каждого человека и населения в целом.

     Для новой модели социальной политики присущи  следующие черты:

     — обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;

     —  перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;

     — предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и   предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;

     — сокращение бедности и социального  неравенства;

     — развитие человеческого потенциала.

     Переход к рыночной модели социальной политики предполагает в свою очередь изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населению. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.

     В настоящее время в республике формируется переходный смешанный  рынок труда, включающий в себя наряду со старыми и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения. К характерным чертам этого рынка можно отнести : низкую стоимость и низкую мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мест безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице. В целях совершенствования государственного регулирования занятости возможна реализация следующих направлений:

     —    разработка   программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики;   

     —  формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, в том числе финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса;

     — обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья

     —  внедрение гибких нестандартных  форм занятости;

Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики