Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.
Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30—40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.
В
настоящее время все большая часть
жителей развитых стран осознает негативные
тенденции развития экономики и соответственно
меняет жизненные ориентиры. Растет осознание
того, что качество жизни не может определяться
количеством потребленных благ. Основное
внимание будет уделяться характеристикам
здравоохранения, образования, безопасности,
социальных отношений и природной среды.
Таким образом, каждое государство должно
проводить социальную политику, контролируя
состояние показателей её результативности,
обеспечивая тем самым максимальное удовлетворение
потребностей общества.
II
Основные направления
социальной политики
и особенности её
реализации в РБ
2.1 Приоритетные направления и принципы социальной политики Беларуси
Переход
к рыночной модели хозяйствования неизбежно
привносит в жизнь общества «хронические
болезни» капиталистической системы
: безработицу, резкое имущественное
расслоение, бедность многочисленных
слоёв населения. При социализме
всё население имело достаточно
устойчивый, хотя и невысокий уровень
потребления, гарантированные
Малообеспеченность стала устойчивой и воспроизводимой реальностью ещё и по той причине, что начало рыночных реформ совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся глубочайшим системным кризисом, имевшим катастрофические последствия и для экономики, и для всего населения. Резко упал уровень благосостояния, возросла социальная дифференциация по доходам и доступу к социальным благам, пришли в упадок многие структуры социальной сферы. И лишь с 1996 г. в республике наметились позитивные сдвиги – приостановлена тенденция снижения уровня жизни населения.
В настоящее время Республика Беларусь в проведении социальной политики руководствуется определёнными принципами. Принцип социальной справедливости находит отражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях (в частности, по отношению к молодёжи; жителям территорий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС). Не менее важный – принцип преемственности, который позволил сохранить развитую образовательную систему после развала СССР и в то же время построить на её основе современную, отвечающую мировым стандартам. Планомерность при реализации социальной политики заключается в широкой поддержке талантливой учащейся молодёжи. В Беларуси создан Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, не имеющий аналогов в СНГ. Особую роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, которые предусматривают снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, обеспечивают нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В
Беларуси сложилась эффективно действующая
система справедливого
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях
равенства мужчин и женщин
в образовании и трудовой
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях
права на труд, как наиболее
достойный способ
-гарантиях
справедливой доли
-гарантиях
права на охрану здоровья, включая
бесплатное лечение в
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Главная цель социальной политики в РБ – предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и способностями создать семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии оказать поддержку лишь 10-15% населения.
Сущность эффективной адресной социальной защиты заключается в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики станет ее муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть максимально приближена к потребителю. Одновременно ожидается переход от общих социальных программ к адресным, учитывающим потребности конкретных групп и слоёв населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
-
инвалидам, одиноким
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Сейчас разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Главная ее цель - защита наиболее уязвимых граждан и слоёв общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Отдельное внимание уделяется в Беларуси жителям сельской местности, которые часто сталкиваются с такими жизненными трудностями, как неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг и бытового обслуживания. Сейчас государственные социальные стандарты по всей стране вводятся обязательно с учетом региональных особенностей. Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В
системе материальной помощи семьям
с детьми государство использует
льготы по налогообложению, оплате за
питание детей в детских
Значительная помощь многодетным и неполным семьям оказывается через местные исполнительные и распорядительные органы из средств местных бюджетов.
Таким
образом, в Беларуси уделяется огромное
внимание проведению эффективной социальной
политики и, тем самым, обеспечению благоприятных
условий жизнедеятельности всем слоям
населения. Однако в современных условиях
развития всех сфер жизни общества актуальным
является вопрос о совершенствовании
социальной сферы, т.к. необходимо учитывать
новые потребности человека в разнообразных
высококачественных услугах, важность
развития личности и повышения её культурно-интеллектуального
уровня и конкурентоспособности на рынке
труда.
2.2
Особенности реализации
социальной политики
в Республике Беларусь
Беларусь
переживает сегодня процесс трансформации
социально-экономических и
Достойно внимания уже то, что расходы в Беларуси на образование самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме того, согласно нижеприведённой диаграмме, численность студентов, получающих высшее образование росла на протяжении 1995-2011 гг. Такая же тенденция прослеживается и для учащихся, за исключением небольших колебаний в 2004- 2006 гг.
Численность
обучающихся в
учреждениях, обеспечивающих
получение среднего
специального
и высшего образования,
на 10 000 человек населения
(на начало учебного года) Беларусь также сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, в значительной степени снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми услугами в сфере образования и здравоохранения. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой.
На сегодняшний день наиболее важные аспекты в сфере социальной политики РБ: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, организация государственного регулирования социальной сферы. Своевременное их решение будет способствовать более полному включению населения в рыночные реформы, а также позволит процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать конечные цели: создать благоприятные условия и обеспечить высокое качество жизни для каждого человека и населения в целом.
Для новой модели социальной политики присущи следующие черты:
— обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;
— перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;
— предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;
— сокращение бедности и социального неравенства;
— развитие человеческого потенциала.
Переход к рыночной модели социальной политики предполагает в свою очередь изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населению. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.
В
настоящее время в республике
формируется переходный смешанный
рынок труда, включающий в себя наряду
со старыми и новые механизмы определения
стоимости рабочей силы, регулирования
занятости населения. К характерным чертам
этого рынка можно отнести : низкую стоимость
и низкую мобильность рабочей силы; неразвитость
системы социального партнерства; одновременное
существование скрытой безработицы и
неполной занятости; несоответствие спроса
и предложения рабочей силы по профессионально-
— разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики;
— формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, в том числе финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса;
— обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья
— внедрение гибких нестандартных форм занятости;
Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики