Реализация социальной политики в условиях переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика — это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, отдельными социальными группами населения, нациями, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и, как результат, – повышение эффективности функционирования экономики страны.

Работа содержит 1 файл

социальная политика.docx

— 255.98 Кб (Скачать)
ify">     — совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

     Важнейшим компонентом рынка труда является заработная плата.

     В настоящее время в Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности  предприятий. Сегодня можно сказать, что прежняя система тотального государственного управления заработной платой разрушена, а новая, рыночная ещё не создана. В контексте социальной политики заработная плата должна выполнять двойную функцию: стимулировать опору на собственные силы через высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.

     Ни  одну из этих функций заработная плата  в республике в полной мере не выполняет. Действующая модель заработной платы не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного труда и трудовую активность работников, не способствует сокращению дифференциации доходов и уменьшению бедности.

     В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования  механизма оплаты труда, следует выделить:

     — восстановление воспроизводственной функции заработной платы путём приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;

     — усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.

     Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи. Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь построена по принципу текущего финансирования (солидарности), в этом случае трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребности населения пенсионного возраста. В сфере социальной помощи в РБ существуют такие проблемы, как высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходов на развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям; отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан, оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими и финансирования. Очевидной является необходимость  определённых коррективов в предоставлении социальной помощи в условиях перехода к рыночной модели социальной политики.

     В РБ предполагается дальнейшее развитие и совершенствование мероприятий  социальной политики. Основной её целью  является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Важнейшие направления реализации социальной политики определены Программой социально-экономического развития на 2011 – 2015 гг. Согласно ей, одна из главных составляющих социальной политики – демографическая политика, которые ставит перед собой задачи  повышения ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. Для их решения необходимо :

     1) создать предпосылки для реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей;

      2) повысить устойчивость и ценности института семьи, усилить социальную защиту нуждающихся семей;

     3) укрепить здоровье и снизить смертность населения, особенно в трудоспособном возрасте;

     4) стимулировать интерес  к формированию здорового образа жизни;

     5) оказывать государственную поддержку сиротам

     В целях повышения рождаемости  и укрепления семьи предусматриваются  поэтапное увеличение размеров пособий  и иных выплат в связи с рождением  детей, увязка величины пособия по уходу  за ребенком в возрасте до 3 лет с  очередностью рождения. Особое внимание будет уделяться созданию условий для воспитания детей–инвалидов в семейной среде. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей. Также предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки. В решении демографических проблем важное место отводится вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно–семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми.

     Реализация  названных направлений демографической  политики позволит стабилизировать  численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить  ожидаемую продолжительность жизни  с 71 года до 72 — 73 лет в 2015 году.

     Следующий аспект, в значительной степени определяющий благополучие населения страны –  здравоохранение. Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран. Основная задача развития здравоохранения - улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи всем независимо от места жительства. Чтобы обеспечить решение данных задач требуется : развитие современной инфраструктуры медицинских услуг; повышение качества медицинского обслуживания населения; внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии; расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий; рост экспорта медицинских услуг; увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно).

     Реализация  основных направлений в области  здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек  в 2010 году).

     В белорусской системе образования период реформирования фактически завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, выпускающую интеллектуальную молодежь, которая владеет информационными технологиями и иностранным языком. Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. Для их решения предусматривается реализация следующих направлений: развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий; придание университетам функций центров научно–инновационной деятельности; совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью; улучшение материально–технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования; увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень.

     Таким образом, мы видим, что Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности. Следует также отметить, что в Беларуси высокие расходы на образование и здравоохранение. Переход к новой модели социальной политики предполагает определённые изменения, в том числе в сфере занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения, в области демографической политики, а также сфер образования и здравоохранения. А реализация намеченных планов позволит Республике Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрировать свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III Социальная защита как важнейший элемент социальной политики 

     Одна  из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики - социальная защита населения. Это направление социальной политики должно базироваться на международном и национальном законодательствах, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического применения.

     Республика  Беларусь располагает развитой системой социальной защиты населения, которая  включает различного рода выплаты, пособия  и трансферты. Расходы на различные  социальные программы (за исключением  выплат на образование и здравоохранение) составляют примерно 15 % валового внутреннего  продукта.

     В нашей стране функции организации  и управления системой социальной защиты населения выполняет Министерство труда и социальной защиты и подчинённый  ему Фонд социальной защиты населения. Предоставление социальных услуг и организация социального страхования в Беларуси регулируются : законами Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О социальном обслуживании», «О пенсионном обеспечении», «О государственных минимальных социальных стандартах», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и другими документами.

     В условиях переходной экономики одними из важнейших показателей реальной эффективности социальной политики являются соцобеспечение, социальная поддержка и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В Беларуси выполняются все взятые социальные обязательства по повышению доходов и оказанию адресной помощи малообеспеченным и нуждающимся, предприняты необходимые меры по недопущению снижения размеров пенсионного обеспечения.

     В настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена тремя  видами социальных программ: социального  страхования, социальной помощи и социального  обслуживания.

     Объём финансовых ресурсов, расходуемых на государственное пенсионное обеспечение  в Республике Беларусь, является самым  большим в структуре финансирования социальной сферы и составляет около 9,6 % ВВП. Так, по данным за период с 1995 г. по 2002 г. удельный вес затрат на пенсионное обеспечение в общем объёме затрат на социальное обеспечение составлял  около 80 %.

     В Республике Беларусь в настоящее  время происходит весьма чувствительное сокращение доли работающих, из чьих заработков уплачиваются страховые взносы, при  увеличении числа пенсионеров. Если в 1990 г. на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в настоящее время  – 60.  Демографический прогноз до 2050 г. показывает, что эти тенденции будут нарастать. Кроме того, ещё в период  2000 – 2002 гг. темпы роста заработной платы  отставали от темпов роста размеров пенсий. Таким образом, резервы Фонда социальной защиты расходовались нерационально. Вместе с тем, с переходом с 1 января 2003 г. на персонифицированный учёт пенсионных взносов работников, в соответствии с Законом об индивидуальном учёте в системе социального страхования, был осуществлён прогрессивный шаг в направлении совершенствования всей системы социальной защиты Республики Беларусь. Персонифицированный учёт даёт возможность ввести в практику социальной защиты социальные нормативы и обеспечить мониторинг ситуации об уровне социальной защищённости отдельных граждан, что в свою очередь также позволяет обеспечить максимальную эффективность расходования финансовых средств и материальных ресурсов и адресно направлять их нуждающимся членам общества.

     На  данный момент свыше 2,6 млн граждан республики являются пенсионерами, и ещё около 0,5 млн человек находятся в предпенсионном возрасте. Очевидно, что состояние пенсионной системы требует особого внимания и решения проблем, сложившихся в ней к настоящему времени. Первый отрицательный момент – высокий тариф отчислений от фонда оплаты труда на нужды социального обеспечения – 36 %, из которых львиная доля – 29,2 % приходится на финансирование именно пенсионного обеспечения. Вторая проблема – низкий уровень размеров пенсий.  Это выражается в том, что размеры пенсий около 90 % пенсионеров не достигают даже черты малообеспеченности.

     Основанная  на принципе солидарности поколений  система пенсионного обеспечения  является самой капиталоёмкой в  социальной сфере. Большое количество льгот для уплаты пенсионных взносов  и возможностей досрочного выхода на пенсию ложатся на плечи работающих членов общества. А тенденция старения населения ещё более  усугубляет демографическую ситуацию, приводит к дефициту средств в пенсионной системе и создаёт  угрозу тенденциям экономического роста и повышению уровня социальной напряжённости. Необходимо принимать меры по реформированию системы пенсионного обеспечения с учётом накопленного отечественного и зарубежного опыта, чтобы обеспечить достойный уровень жизни лицам, честно отработавшим определённое время на производстве. Но в то же время, с другой стороны, нужно создать условия для новых поколений своим трудом обеспечить своё будущее и заработать пенсию, которая отражала бы личный вклад каждого гражданина.

     Как уже отмечалось, решающим моментом в совершенствовании пенсионной системы стало введение  персонифицированного учёта. Возможно также повышение  устойчивости  и за счёт введения более позднего срока выхода на пенсию, снижения льгот; желательным является развитие дополнительного пенсионного  обеспечения.  

     Однако  несмотря на осуществлённые ранее попытки реформирования пенсионной системы, в настоящее время в ней можно выделить следующие недостатки : неотработанность методологии расчёта и низкий уровень пенсий; большой удельный вес в структуре пенсий различных доплат; необоснованные льготы и привилегии; уравнительные тенденции; низкая защита от инфляции; сложное финансовое положение Фонда социальной защиты.

     Вместе  с тем, Республика Беларусь не является исключением из общего правила и  характерная для неё ситуация, связанная со слишком щедрыми  расходами пенсионной системы, значительными  льготами для отдельных категорий  работников, характерна для многих стран с переходной экономикой.

Информация о работе Реализация социальной политики в условиях переходной экономики