Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства бизнеса и государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность социального партнерства как категории экономической науки;
Определить понятие сущности социального партнерства;
Рассмотреть основные виды социального партнерства;
Изучить систему социального партнерства бизнеса и государства в России.
Введение 4
1 Социальное партнерство, как категория экономической науки 7
1.1 Социальное партнерство: взгляды различных научных школ 7
1.2 Виды социального партнерства и их значения для экономического развития 14
1.3 Условия и факторы развития социального партнерства 19
2 Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России. 22
2.1 Основные черты и тенденции развития социального партнерства в России в период с 2000-2010г. 22
2.2 Проблемы развития социального партнерства в России 30
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ТК РФ предусматривает возможность существования иных представителей работни ков в следующих случаях:
1)
когда на предприятии
2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.
Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза7.
Гарантией, относящейся к деятельности как профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ). Такие обязанности предусматриваются не только ТК РФ, законами, во и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.
Осознание политическими, управленческими элитами исключительной актуальности философии социального партнерства как мудрости человеческого взаимопонимания и индикатора цивилизованного бытия становятся непреложным вектором общественного развития России.
Траектория развития и становления социального партнерства России определяется несколькими факторами:
• выбором политическими элитами способа реформирования экономики — шоковая терапия;
•
неразвитыми институтами
• слабостью и ограниченностью роли различных социальных сетей;
•
недостаточной
У складывающейся системы социального партнерства прослеживаются, по меньшей мере, две стратегические задачи8:
1)
самоопределение НПО,
2)
институционализация
Вывод: К числу основных составляющих элементов целостной государственной политики в области социального партнерства государственных и неправительственных структур относятся следующие:
• сформированная законодательная база, обеспечивающая нормативно-правовое регулирование взаимоотношений государственных структур и неправительственных организаций в области подготовки, принятия и осуществления решений в социальной сфере на основе социального партнерства;
• действующие механизмы, методы и инструменты осуществления взаимодействия государственных структур и правительственных организаций;
•
наличие структур, обеспечивающих и
непосредственно осуществляющих взаимодействие
органов государственной власти
и неправительственных
• наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства, практическую деятельность не правительственных организаций по решению конкретных социальных проблем, а также обеспечивающего информированность населения о механизмах и способах социального партнерства и социального диалога, о возможностях и пре имуществах решения проблем в социальной сфере на основе объединения усилий различных социальных субъектов;
• осуществление взаимодействия между государственные ми структурами и неправительственными организациями на основе постоянно действующего диалога, развивающегося процесса, который является неотъемлемой составляющей социальной политики;
• сформированное общественное мнение в пользу социального партнерства государственных структур и неправительственных организаций в решении проблем социальной сферы.
С
позиций организационно-
В России начало процесса развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней ко- миссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях: на федеральном — РТК и отраслевые тарифные комиссии; в областях и в муниципальных образованиях — региональные и территориальные комиссии; в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.
Первое отраслевое соглашение было заключено в 1992 году Независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Территориальные соглашения к середине 1990-х годов действовали во всех регионах страны. Ежегодно профсоюзами, входящими в ФНПР, заключалось более 120 отраслевых и территориальных соглашений. Иное положение сложилось непосредственно в трудовых коллективах, где коллективных договоров было сравнительно немного.
Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.
Уровни социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.
Социальное партнерство осуществляется на:
- федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов (Табл. 1);
Таблица 1
|
В ряде отраслей экономики ощущалась нехватка субъектов трудовых отношений. Особенно объединений работодателей, которые в основном не были заинтересованы в установлении прочных партнерских отношений. К 2006 году лишь 20 процентов отраслевых тарифных соглашений были заключены с объединениями работодателей, а подавляющая их часть была подписана с федеральными министерствами, их департаментами и другими ведомствами, не располагавшими необходимыми экономическими, финансовыми и властными полномочиями. Такое положение снижало эффективность социального партнерства9.
Незаинтересованную позицию по отношению к социальному партнерству заняло правительство Российской Федерации, не сделав его одним из приоритетных направлений своей деятельности.
За 2002–2005 годы Комиссией было подготовлено и заключено восемь генеральных соглашений, рассмотрено около 400 вопросов, связанных с заключением генеральных соглашений и контролем за их выполнением, экспертизой проектов законодательных актов и федеральных программ, предотвращением трудовых споров и конфликтов. За этот же период более двухсот раз собирались на свои заседания рабочие группы РТК. Однако многие постановления так и не были реализованы. Постепенно функции РТК были сужены, ее лишили права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально- трудовых отношений и отстранили от принятия решений, обязательных для рассмотрения федеральными властями. Все это снизило статус РТК. Комиссия не смогла решить проблему невыплаты долгов по заработной плате, разобраться с вопросами о доходах и уровне жизни населения.
Вместе с тем на основе Генерального соглашения 2006 года была принята Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 2008–2010 годы. Она внесла значительный вклад, в частности, в реформирование налоговой системы, проведение протекционистской политики по отношению к отечественным производителям10.
Одновременно с подготовкой и подписанием Генеральных соглашений на федеральном уровне велась работа по заключению отраслевых тарифных соглашений, особенно касающихся оплаты труда. По данным Министерства труда и социального развития РФ, за период с 2002-го по первую половину 2008 года было заключено 385 отраслевых тарифных соглашений на макроуровне.
Социальное партнерство получило широкое развитие в ряде базовых отраслей народнохозяйственного комплекса РФ.
Важную роль в формировании системы социального партнерства играли региональные соглашения, заключаемые в субъектах РФ. По важнейшим направлениям этих соглашений разрабатывались конкретные программы: содействия занятости населения, социальной поддержки малообеспеченных граждан, их обязательного медицинского страхования и др.
Таким
образом, сложившаяся законодательно
закрепленная за последние годы в
России система регулирования
Модернизация в обществе вызывает к жизни новые явления и процессы, которые необходимо осмыслить, составляя не только теоретические модели, но и, безусловно, изучая практический опыт. Возникновение и формирование нового явления для России требует, прежде всего, разработки сущности понятия социального партнерства, его основных составляющих.
Социальное
партнерство рассматривается
Исследование проблем социального партнерства на уровне предприятия представляется возможным по следующим критериям:
Информация о работе Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России