Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства бизнеса и государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность социального партнерства как категории экономической науки;
Определить понятие сущности социального партнерства;
Рассмотреть основные виды социального партнерства;
Изучить систему социального партнерства бизнеса и государства в России.

Содержание

Введение 4
1 Социальное партнерство, как категория экономической науки 7
1.1 Социальное партнерство: взгляды различных научных школ 7
1.2 Виды социального партнерства и их значения для экономического развития 14
1.3 Условия и факторы развития социального партнерства 19
2 Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России. 22
2.1 Основные черты и тенденции развития социального партнерства в России в период с 2000-2010г. 22
2.2 Проблемы развития социального партнерства в России 30
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

макроэкономика.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     ТК  РФ предусматривает возможность существования иных представителей работни ков в следующих случаях:

     1) когда на предприятии отсутствуют  профсоюзные органы;

     2) когда имеющаяся профсоюзная  организация объединяет менее  половины работников. Федеральный  закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

     Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза7.

     Гарантией, относящейся к деятельности как  профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ). Такие обязанности предусматриваются не только ТК РФ, законами, во и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.

1.3 Условия и факторы развития социального партнерства

 

     Осознание политическими, управленческими элитами  исключительной актуальности философии социального партнерства как мудрости человеческого взаимопонимания и индикатора цивилизованного бытия становятся непреложным вектором общественного развития России.

     Траектория  развития и становления социального  партнерства России определяется несколькими факторами:

     • выбором политическими элитами  способа реформирования экономики  — шоковая терапия;

     • неразвитыми институтами гражданского общества;

     • слабостью и ограниченностью  роли различных социальных сетей;

     • недостаточной структурированностью сферы общественной жизни.

     У складывающейся системы социального  партнерства прослеживаются, по меньшей  мере, две стратегические задачи8:

     1) самоопределение НПО, превращение  их в самостоятельную равноправную  и общественную подсистему в  целях формирования гражданского общества, преодоления структурного кризиса и перехода к экономическому росту;

     2) институционализация социального  партнерства для преодоления  конфликтного характера развития  многообразных социальных отношений  и снижения социальной напряженности во всех сферах жизнедеятельности.

     Вывод: К числу основных составляющих элементов целостной государственной политики в области социального партнерства государственных и неправительственных структур относятся следующие:

     • сформированная законодательная база, обеспечивающая нормативно-правовое регулирование взаимоотношений государственных структур и неправительственных организаций в области подготовки, принятия и осуществления решений в социальной сфере на основе социального партнерства;

     • действующие механизмы, методы и инструменты осуществления взаимодействия государственных структур и правительственных организаций;

     • наличие структур, обеспечивающих и  непосредственно осуществляющих взаимодействие органов государственной власти и неправительственных организаций на принципах социального партнерства;

     • наличие информационного поля, освещающего  процессы социального партнерства, практическую деятельность не правительственных  организаций по решению конкретных социальных проблем, а также обеспечивающего  информированность населения о механизмах и способах социального партнерства и социального диалога, о возможностях и пре имуществах решения проблем в социальной сфере на основе объединения усилий различных социальных субъектов;

     • осуществление взаимодействия между  государственные ми структурами и неправительственными организациями на основе постоянно действующего диалога, развивающегося процесса, который является неотъемлемой составляющей социальной политики;

     • сформированное общественное мнение в  пользу социального партнерства государственных структур и неправительственных организаций в решении проблем социальной сферы.

     С позиций организационно-содержательного  подхода можно констатировать, что  в Российской Федерации сложилась  разнообразная практика взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в социальной сфере.

 

2 Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России.

2.1 Основные черты  и  тенденции  развития социального  партнерства в  России в период  с 2000-2010г.

 

     В России начало процесса развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней ко- миссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях: на федеральном — РТК и отраслевые тарифные комиссии; в областях и в муниципальных образованиях — региональные и территориальные комиссии; в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.

     Первое  отраслевое соглашение было заключено  в 1992 году Независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Территориальные  соглашения к середине 1990-х годов  действовали во всех регионах страны. Ежегодно профсоюзами, входящими в  ФНПР, заключалось более 120 отраслевых и территориальных соглашений. Иное положение сложилось непосредственно в трудовых коллективах, где коллективных договоров было сравнительно немного.

     Социальное  партнерство способно разрешить  многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.

     Уровни социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.

     Социальное партнерство осуществляется на:

     - федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;

     - межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов (Табл. 1);

     Таблица 1

Система социального партнерства Российской Федерации

Уровни  коллективно-договорного  регулирования Виды  соглашений Участники соглашений
Федеральный Генеральное Общероссийские  объединения работодателей;

Общероссийские  объединения профсоюзов;

Правительство РФ

  Отраслевое (тарифное);

Профессиональное (тарифное)

Министерства, комитеты,

объединения работодателей;

Отраслевые  объединения профсоюзов;

Минтруд РФ

Субъект РФ (республика, край, область, автономная область, города федерального значения, автономный округ) Специальное;

Региональные;

Отраслевые;

межотраслевые

Объединения работодателей

субъектов РФ;

Объединения профсоюзов

субъекта  РФ;

Орган исполнительной власти РФ

Территориальный (район, город) Профессиональные (тарифные);

Территориальные

Территориальные объединения (организации) работодателей;

Территориальные объединения (организации) профсоюзов;

Органы  исполнительной власти (местного самоуправления)

Предприятия Коллективный  договор Представительные  органы работников (профсоюз, совет  трудового коллектива и др.); руководитель предприятия или иное уполномоченное лицо

     В ряде отраслей экономики ощущалась  нехватка субъектов трудовых отношений. Особенно объединений работодателей, которые в основном не были заинтересованы в установлении прочных партнерских  отношений. К 2006 году лишь 20 процентов отраслевых тарифных соглашений были заключены с объединениями работодателей, а подавляющая их часть была подписана с федеральными министерствами, их департаментами и другими ведомствами, не располагавшими необходимыми экономическими, финансовыми и властными полномочиями. Такое положение снижало эффективность социального партнерства9.

     Незаинтересованную  позицию по отношению к социальному  партнерству заняло правительство  Российской Федерации, не сделав его  одним из приоритетных направлений  своей деятельности.

     За 2002–2005 годы Комиссией было подготовлено и заключено восемь генеральных соглашений, рассмотрено около 400 вопросов, связанных с заключением генеральных соглашений и контролем за их выполнением, экспертизой проектов законодательных актов и федеральных программ, предотвращением трудовых споров и конфликтов. За этот же период более двухсот раз собирались на свои заседания рабочие группы РТК. Однако многие постановления так и не были реализованы. Постепенно функции РТК были сужены, ее лишили права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально- трудовых отношений и отстранили от принятия решений, обязательных для рассмотрения федеральными властями. Все это снизило статус РТК. Комиссия не смогла решить проблему невыплаты долгов по заработной плате, разобраться с вопросами о доходах и уровне жизни населения.

     Вместе  с тем на основе Генерального соглашения 2006 года была принята Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 2008–2010 годы. Она внесла значительный вклад, в частности, в реформирование налоговой системы, проведение протекционистской политики по отношению к отечественным производителям10.

     Одновременно  с подготовкой и подписанием  Генеральных соглашений на федеральном  уровне велась работа по заключению отраслевых тарифных соглашений, особенно касающихся оплаты труда. По данным Министерства труда и социального развития РФ, за период с 2002-го по первую половину 2008 года было заключено 385 отраслевых тарифных соглашений на макроуровне.

     Социальное  партнерство получило широкое развитие в ряде базовых отраслей народнохозяйственного комплекса РФ.

     Важную  роль в формировании системы социального  партнерства играли региональные соглашения, заключаемые в субъектах РФ. По важнейшим направлениям этих соглашений разрабатывались конкретные программы: содействия занятости населения, социальной поддержки малообеспеченных граждан, их обязательного медицинского страхования и др.

     Таким образом, сложившаяся законодательно закрепленная за последние годы в  России система регулирования социально-трудовых отношений хотя и смогла адаптироваться к новым экономическим условиям, тем не менее еще не сумела в полной мере сбалансировать интересы наемных работников и работодателей, стабилизировать социальную ситуацию как в стране, так и в отдельных ее регионах. Пока систематически нарушаются трудовые права наемных работников, согласие и нормальный диалог не могут состояться.

     Модернизация  в обществе вызывает к жизни новые  явления и процессы, которые необходимо осмыслить, составляя не только теоретические модели, но и, безусловно, изучая практический опыт. Возникновение и формирование нового явления для России требует, прежде всего, разработки сущности понятия социального партнерства, его основных составляющих.

     Социальное  партнерство рассматривается автором  предлагаемого материала в двух ипостасях как некая социальная система и как разновидность социального действия. В качестве системы изучение социального партнерства предполагает исследование институтов, механизмов и процедур, уровней, в целом представление моделей социального партнерства. Изучая социальное партнерство в качестве разновидности социального действия, необходимо познать субъекты, их интересы и потребности, предметную область, способы регулирования социальных проблем. Поскольку к задачам статьи не относится исследование теоретических вопросов проблемы социального партнерства, прежде всего она нацелена на изучение и анализ случаев партнерства на микроуровне (предприятии), то использование двух подходов будем рассматривать за исходные данные11.

     Исследование проблем социального партнерства на уровне предприятия представляется возможным по следующим критериям:

  • Развитие правовой базы
  • Представительность форм социального партнерства
  • Конструктивизм работодателя, нацеленность на достижение социального мира на предприятии
  • Статусная позиция профсоюзной организации (место и роль).

Информация о работе Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России