Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства бизнеса и государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность социального партнерства как категории экономической науки;
Определить понятие сущности социального партнерства;
Рассмотреть основные виды социального партнерства;
Изучить систему социального партнерства бизнеса и государства в России.

Содержание

Введение 4
1 Социальное партнерство, как категория экономической науки 7
1.1 Социальное партнерство: взгляды различных научных школ 7
1.2 Виды социального партнерства и их значения для экономического развития 14
1.3 Условия и факторы развития социального партнерства 19
2 Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России. 22
2.1 Основные черты и тенденции развития социального партнерства в России в период с 2000-2010г. 22
2.2 Проблемы развития социального партнерства в России 30
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

макроэкономика.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение.

 

     Актуальность  исследования темы. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

     В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях  и находящая выражение в достигнутых  соглашениях.

     Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных  актов и положений, регламентирующих виды, формы и порядок регулирования  социально-трудовых отношений в  рамках социального партнерства.

     Степень разработанности темы: В отечественной  социологической литературе достаточно широко освещались различные проблемы трудовых отношений, а также социального партнерства. В числе наиболее важных исследований следует отметить работы Барсуковой С.Ю., Герчикова В.И., Радаева ВВ.ДГаленко В.Н., Якимца В.Н., Гавры Д.П., Заславской Т.И., Гордона Л., Клопова Э., Пронина С, Столповского Б., Кабалиной В.И., Ильина В.И., Смолькова В.Г., Ященко А. А. и др.Тем не менее, анализ литературы позволил сделать вывод, что социологические аспекты социального партнерства в сфере трудовых отношений изучены в меньшей степени, нежели правовые, экономические аспекты. Несмотря на проведение исследований, посвященных различным аспектам социального партнерства, развитие института социального партнерства на уровне промышленного предприятия не получило комплексного изучения.

     Цель  и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства бизнеса и государства.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить сущность социального партнерства как категории экономической науки;
  2. Определить понятие сущности социального партнерства;
  3. Рассмотреть основные виды социального партнерства;
  4. Изучить систему социального партнерства бизнеса и государства в России.

     Объект: социальное партнерство как явление.

     Предметом: система социального партнерства на предприятии.

     Методологическая  основа исследования: в основе данной работы лежит вторичный анализ исследуемого предприятия. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме и труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, управления персоналом, экономической теории и экономики труда, материалы научно-практических конференций и семинаров. А также информационной базой являются законодательные акты Президента РФ, Федеральные законы РФ и субъектов РФ, имеющие отношение к предмету исследования. Использовались материалы Федеральной службы статистики, нормативные документы, ресурсы Интернет.

     Новизна и практическая значимость: вопросы  содержания социальной сферы общества, общие методологические подходы  к анализу социального партнерства  освещены в работах В.М. Баутина, Н.А. Волгина. Исторический аспект становления  социального партнерства нашел отражение в трудах Б. М. Генкина, Г. Микратчяна, И. Чистякова, В.А. Михеева и др.

     Вместе  с тем, несмотря на достаточную разработанность  вопросов реализации системы социального  партнерства на федеральном и  региональном уровнях, проблема ее формирования на первичном уровне реализации отношений между работодателем и наемными работниками - на предприятии, не стала объектом комплексного изучения.

     Отдельные аспекты социального партнерства  на уровне предприятия нашли отражение  в работах С. Маркова, Ю. Кокина, А.В. Соловьева, Л.И. Дорофеевой, А. Силина, опубликованных преимущественно в экономических журналах. Эти работы посвящены, главным образом, социальному и правовому аспекту регулирования социально-трудовых отношений. Однако экономическая сторона социального партнерства до настоящего времени не нашла отражения в специальной экономической литературе.

     Структура работы. Курсовая работа состоит:

    • из введения на двух страницах;
    • двух глав, на двадцати девяти листах;
    • одной таблицы;
    • заключения на трёх страницах;
    • списка литературы, включающего в себя двадцать источников.

 

1 Социальное партнерство, как категория экономической науки

1.1 Социальное партнерство: взгляды различных научных школ

 

     Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем.

     На  первых этапах становления капиталистических  отношений, элементы социального партнерства  находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Долгое время они не были объектом научного исследования. Хотя некоторые суждения касательно этих элементов, можно увидеть в работах многих ученых, которые хотели осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства.

     Разработка  теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия. Государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.) один из первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Он выделял в конфликте кроме разрушительной функции, ещё и созидательную. Макиавелли, считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство1.

     Английский  философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) первым осуществил теоретический анализ системы социально - трудовых отношений. Он указал на то, что к возникновению конфликтов ведут пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов.

     Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). В этом трактате, опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения.

     Взаимоотношения работника и капиталиста - работодателя впервые изучены в трудах Адама  Смита (1723-1790 гг.). Признавая корыстный  интерес основным мотивом хозяйственной  деятельности, он считал "естественным порядком" экономической жизни свободную конкуренцию, господство частной собственности, свободу торговли, невмешательство государства в экономику. Адам Смит рассматривал противоборство между наемными работниками и капиталистами как источник поступательного развития общества, а соперничество - как определенное благо человечества.

     Немецкие  ученые Готфрид Лейбниц (1646 - 1716 гг.) и Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считали, что на основе договора и компромисса  должно устанавливаться состояние мира и согласия между людьми.

     Макс  Вебер (1864 -1920 гг.) выделил в теории социального действия четыре её основных типа:

     1. Целенаправленное, характеризующееся  ясность осознания действующим  субъектом своей цели, соотнесенной  с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение.

     2. Ценностно-рациональное заключает  в себе нечто "иррациональное", так как абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид  и социальная группа.

     3. Аффективное определяется соответствующими  эмоциональными состояниями субъекта:

     - любовной страстью или ненавистью  и гневом;

     - воодушевлением, ужасом или приливом  отваги.

     - традиционное формируется на  основе подражания, тем или иным  образцам поведения, закрепленным  в культурной традиции и не  подлежащим рациональной критике.

     В трудах Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917 гг.) отведено центральное место проблемам  солидарности, разработка которых взаимосвязана  с теоретико-концептуальными основами социального партнерства. Социальной солидарностью характеризуется  всякое общество. В первобытном, она была "механической", т.е. основана на кровном родстве. В современном мире она "органическая", т.к. основана на разделении труда, на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Именно Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций - как новых органов общественной солидарности.

     Во  второй половине XIX века возникают и развиваются теоретические школы, направления, противопоставляющие социальному партнерству идею классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом. Эти школы и направления представляются в основном марксистское направление. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса есть фундаментальные положения об анализе процессов партнерства в сфере социально-трудовых отношений. Например, взаимность, взаимодействие рассматривалось ими как важнейшая составляющая в характеристике социальных отношений.

     В концепциях "индустриального", "постиндустриального", "гражданского общества" и др. разработаны идеи современного социального  партнерства.

     Американский  социолог Даниел Белл (1919г.), разработчик  концепции постиндустриального  общества, обосновал положения о  постепенном превращении его  в антагонистическое общество, закрепляющее конфликты между управляющими и  управляемыми, проявляющиеся не в противоречиях между трудом и капиталом, а в борьбе между знаниями и некомпетентностью.

     На  рубеже XIX - XX вв. исследования проблем формирования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух основных непримиримых направлений:

     - Сторонники одного выступали за революционное переустройство капиталистического общества;

     - Представители другого направления  обосновали возможность капитализма  к саморазвитию и выступали  за эволюционные преобразования  путем реформирования и достижения  компромисса.

     Одним из лидеров второго направления  на этом этапе выступил Эдуард Бернштейн (1850 - 1931гг.). Он противопоставил марксистской теории революционного переустройства общества концепцию эволюционной трансформации  капитализма в социализм. Э.Бернштейн развил теорию "демократизации капитала" на основе возрастания роли акционерных компаний, превращений наемных работников в совладельцев производства, формирования нового среднего класса2.

     В 80-90-е гг. XIX века в России разрабатывается фабричное и заводское законодательство, в практику вводятся расчетные книжки работников, в них формулируются отдельные положения трудовых отношений работника и работодателя. А с началом ХХ столетия распространение получает процесс заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений.

     Таким образом, теория социального партнерства, цивилизованного регулирования  противоречий между трудом и капиталом, формирующаяся в течение нескольких столетий, получает реальное воплощение в качестве важнейшего компонента социально-трудовых отношений.

     Социальное  партнерство - система институтов и  механизмов согласования интересов  участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его  различных формах - важная составная  часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Информация о работе Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России