Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства бизнеса и государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность социального партнерства как категории экономической науки;
Определить понятие сущности социального партнерства;
Рассмотреть основные виды социального партнерства;
Изучить систему социального партнерства бизнеса и государства в России.

Содержание

Введение 4
1 Социальное партнерство, как категория экономической науки 7
1.1 Социальное партнерство: взгляды различных научных школ 7
1.2 Виды социального партнерства и их значения для экономического развития 14
1.3 Условия и факторы развития социального партнерства 19
2 Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России. 22
2.1 Основные черты и тенденции развития социального партнерства в России в период с 2000-2010г. 22
2.2 Проблемы развития социального партнерства в России 30
Заключение 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

макроэкономика.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Развитие  системы социального партнерства  создает возможность достижения относительного баланса интересов  работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости3.

     В индустриально развитых странах  социальное партнерство принимает  различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

     В России система социального партнерства  в его трипартистском варианте еще  только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

     Выделяются  большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

     К средним социальным группам относятся  производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

     К многообразным малым группам  относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные  контакты друг с другом.

     Особенностью  социальных групп в странах с  развитой экономикой в настоящее  время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)4.

     Основными принципами социального партнерства  являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

     Таким образом, принципы социального партнерства  заключаются в цивилизованном регулировании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посредничестве государства. В мировой практике имеется богатый и проверенный временем опыт переговорной политики, как "трипартизма", так и двухсторонних переговорных отношений.

1.2 Виды социального  партнерства и их значения для экономического развития

 

     Согласно  ст. 26 ТК РФ система социального партнерства  включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации.

     На  федеральном уровне образуется постоянно  действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении являются представители общероссийских объединений профсоюзов, об акционерских объединений работодателей, Правительство РФ.

     В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

     На  территориальном уровне могут образовываться трехсторонним комиссии по регулированию  социально-трудовых отношении, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями  об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

     На  отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

     Соглашения, предусматривающие полное или частичное  финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии  представителей соответствующих органов  исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

     На  уровне организации образовываются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного  договора и его заключения5.

     Социальное  партнерство может осуществляться в формах:

     1) коллективных переговоров по  подготовке проектов коллективных  договоров, соглашению и их  заключению;

     2) взаимных консультаций (переговоров)  по вопросам регулирования трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

     З) участия работников, их представителей в управлении организацией;

     4) участия представителей работников  и работодателей в досудебном  разрешении трудовых споров.

     Трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между  органами государственного управления, профсоюзами и представителями  собственников (работодателей) заключаются  с целью установления обязательств сторон в области социально-трудовых отношений. Соглашениями регулируются вопросы организации и оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения.

     Представители работников в социальном партнерстве. Обязанность работодателя обеспечивать деятельность представителей работников

     Согласно  ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемый работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Представлять интересы работников в сфере социального партнерства могут любые профессиональные союзы, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями Федерального закона«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дёятельности» от 12 января 1996 г. 10-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.).

     Согласно  ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах  и соглашениях», помимо профсоюзов, в качестве представителей работников предусматривались органы общественной самостоятельности, образованного  на общем собрании (конференции) работников.

     В соответствии со ст. 29 ТК РФ интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении  коллективного договора, осуществлении  контроля за его выполнением, а также  при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Первичная профсоюзная организация это добровольное

     лишение членов профсоюзов, работающих, как правило, в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профессионального союза.

     Интересы  работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении  соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления  контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляя от соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

     Согласно  ст.30 ТК РФ работники, не являющиеся членами  профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной  организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На основании федерального закона «О профсоюзах», профсоюзы и их органы вправе представлять и защищать права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство.

     Профсоюз -- это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

     Право работников на объединение, включая  право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых нрав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников               ТК РФ (ст. 21).

     Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому. территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные)6.

     Все профсоюзы наделяются равными правами  и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, то есть им неподотчетны и неподконтрольны.

     Права профсоюзов по представительству и  защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия  или отсутствия у них прав юридического лица.

     В своей деятельности профсоюзы руководствуются  законодательством и принятыми  ими самими уставами.

     В правовую основу деятельности профсоюзов входят Конституция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглашения и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

     Среди федеральных законов после Конституции  РФ и ТК РФ первостепенное значение в регулировании отношений с  участием профсоюзов имеют Федеральный  закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», международные акты. ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и указывает на иных представите лей лишь при определенных условиях.

Информация о работе Развитие социального партнерства бизнеса и государства в России