Развитие рынка розничных банковских продуктов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ развития рынка розничных банковских продуктов в России.
Исходя из цели, определим задачи работы:
изучить организацию розничного бизнеса в банке;
рассмотреть функции рынка банковских розничных продуктов и условия его развития;
выявить перспективы развития рынка банковских розничных продуктов и услуг в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация розничного бизнеса в банке 6
1.1. Специфика розничных банковских продуктов и их виды 6
1.2. Разработка и продвижение банковских розничных продуктов на рынок 21
1.3. Роль информационных технологий в предоставлении банковских розничных продуктов и услуг 27
Глава 2. Функции рынка банковских розничных продуктов и условия его развития 34
2.1. Роль рынка розничных банковских продуктов в современной экономике 34
2.2. Факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских продуктов 37
2.3. Риски розничных операций банков в России 50
Глава 3. Перспективы развития рынка банковских розничных продуктов и услуг в России 58
3.1. Развитие рынка розничных банковских продуктов в докризисный период 58
3.2. Особенности ведения розничного бизнеса в российских банках (на примере UniCredit Bank) 63
3.3. Роль государства в развитии рынка банковских розничных продуктов и услуг 71
Заключение 73
Список литературы 76

Работа содержит 1 файл

Развитие рынка розничных банковских продуктов в России.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

Российский рынок банковских услуг  характеризуется неравными условиями  конкуренции или неравноправной конкуренцией. Это связано с тем, что часть банков, обслуживая бюджетные счета, имеют доступ к бюджетным средствам, и получаемые дешевые и долгосрочные или постоянно возобновляемые ресурсы приобретают решающее значение в обеспечении ликвидности кредитных организаций. В условиях перехода на казначейскую систему распределения бюджетных средств роль данного фактора снижается.

Второй момент - это банки с государственным участием. В России сейчас мощные государственные банки работают в том же правовом поле и в тех же условиях, что и коммерческие банки.

По мнению Standart&Poor's, доминирование госбанков ограничивает конкуренцию не только в банковском секторе, но и в экономике в целом: государство может использовать свой контроль для административного распределения ресурсов в определенную отрасль и бизнес. Многие специалисты справедливо считают, что если госбанки создаются под конкретные федеральные программы, их функции должны быть ограничены рамками программ.

Лидирующая роль на рынке розничных  банковских услуг в нашей стране принадлежит Сберегательному банку. На начало 2008 года доля Сбербанка на рынке вкладов физических лиц в рублях составила 64,4%, доля на рынке розничных кредитных услуг более 50%. Такое положение обусловлено наличием разветвленной филиальной сети по всей стране и существовавшей только у данного банка государственной гарантией возврата вкладов. Это создавало банку дополнительные конкурентные преимущества, и население традиционно продолжает выбирать этот банк.

В РФ в 1999 году был принят Федеральный  закон «О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг». Проблема заключается в том, что закон составлен по аналогии с законом о конкуренции на товарных рынках и не учитывает специфики банковской деятельности.

В законе есть понятие недобросовестной конкуренции как действий участников рынка, нарушающих федеральное законодательство или обычаи делового оборота, но четко эти действия не определены. В этой связи в закон необходимо ввести поправки, четко определяющие неравноправную конкуренцию. Следующим шагом должно стать уравнивание в правах и поддержание равных условий конкуренции в банковской деятельности.

Банковская конкуренция выступает  и двигателем прогресса, заставляя  банки разрабатывать и предлагать новые продукты, повышать качество услуг.

Усиление и ожесточение конкуренции  в сегменте корпоративного банковского  бизнеса способствует развитию рынка розничных услуг, который пока не насыщен. Кроме того, при сложившейся практике, когда банки, привязанные к одному или нескольким крупным клиентам, оказываются в зависимом положении, уход одного такого клиента может привести к возникновению проблем с ликвидностью и доходностью.

Развитию розничных услуг способствует активное формирование среднего класса, который за рубежом является основным потребителем розничных услуг. Вопрос определения и характеристики среднего класса является важным, поскольку многие компания (в том числе и финансовые), работающие на российском рынке, позиционируют свою продукцию для среднего класса, на долю которого приходится от 40 до 70% потребления различных товаров и услуг в натуральном и от 50 до 85% - в стоимостном выражении.

Одним из немногих исследований, посвященных  изучению среднего класса, является проект журнала «Эксперт» - «Стиль жизни  среднего класса». Автор проекта, И. Березин определяет средний класс  как «социальную группу, представители  которой зарабатывают на жизнь своим трудом, но не бедны; выполняют в обществе стабилизирующую функцию и избегают крайностей, свойственных как бедным, так и богатым; заинтересованы в экономическом развитии страны». В социологии для проведения социальной стратификации общества используется множество критериев, таких как, отношение к собственности на средства производства, размер накопленного материального богатства семьи, способ и источники получения доходов, сфера деятельности и характер труда. В исследовании журнала «Эксперт» критериями для определения среднего класса послужили уровень текущих денежных доходов и объем потребления благ.

К среднему классу была отнесена группа населения, имеющая доходы свыше 800 долларов в месяц на одного члена семьи. Граница в 800 долларов была установлена эмпирическим путем в ходе исследования. Именно начиная с этой границы, доля расходов на питание в семье не опускается ниже 40%. И появляются свободные деньги для приобретения товаров длительного пользования, а также для оплаты услуг.

По данным Федеральной службы государственной  статистики доля населения в нашей  стране с доходом свыше 800 долларов составляет 14%. Таким образом, это  подтверждает наличие у нас среднего класса, который в мировой практике рассматривается как основной потребитель банковских услуг.

Важнейшим фактором является наличие информации. Уровень информационного обеспечения выражает степень прозрачности банковского бизнеса, или иначе степени доступности для клиентов информации о деятельности банка. Для выражения степени прозрачности используют термины информационная открытость и информационная транспарентность20.

Информационная открытость означает степень раскрытия банком информации о своей деятельности. Однако представленная информация может быть сложной для понимания. В таком случае используют термин «транспарентность», означающий понятность, ясность происходящих процессов или структуры объектов.

Для нашей страны ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии и политике банков и неспособности большинства частных клиентов адекватно оценить доступную информацию можно отнести к актуальным проблемам развития банковских услуг.

В настоящее время  население может получить информацию о банке из публикуемой отчетности и банковских рейтингов. Однако финансовая отчетность банков является сложной  для интерпретации клиентами  банка, особенно населением. В этой связи возникает потребность в результатах анализа, проводимого компетентными специалистами.

Рейтинговые агентства  предлагают рейтинги банков и, таким  образом, информируют клиентов об их деятельности. Рейтинги помогают ориентироваться  и выбрать объект инвестирования, служат инструментом поддержки принятия инвестиционного решения. В зависимости от положения в рейтинге формируется субъективное мнение клиента о надежности банка, которое выражается в доверии конкретному банку. Однако и сами рейтинги должны пользоваться доверием пользователей21.

Потребность в информации испытывают не только клиенты, но и  сами банки. Предоставляя кредиты, банки  стремятся получить полную и достоверную  информацию о заемщиках. В последние  годы кредитование населения активно развивается. По данным Центрального банка РФ, объем рублевых кредитов, выданных в России частным лицам на 1.01.2008 года, достиг 525 млрд. рублей, что в два раза больше, чем за предыдущий год. Несмотря на то, что большинство заемщиков являются добросовестными клиентами, риск непогашения кредитов достаточно велик. Поэтому банки заинтересованы в получении точной, проверенной и объективной информации. Сбором и предоставлением такой информации в зарубежных странах занимаются кредитные бюро. Кредитные бюро, повышая осведомленность банков о потенциальных заемщиках, позволят точнее прогнозировать возвратность выданных ссуд, а значит уменьшить банковские риски. Деятельность кредитных бюро поможет также снизить плату за поиск необходимой информации, так как получение в подобной организации за умеренную плату сведений дешевле, чем организация самостоятельного сбора информации.

Федеральный закон «О кредитных историях» был принят в декабре 2004 года. Процесс создание кредитных бюро начался еще несколько  лет назад в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. В 1995 году ряд российских банков начал работу по созданию «Межбанковского бюро кредитной информации». Следует отметить, что над решением проблемы создания бюро кредитных историй работали и работают как на уровне законодательных, так и исполнительных органов власти. Не дожидаясь принятия закона, Ассоциация .российских банков приступила к созданию Национального кредитного бюро. Основная задача бюро, по словам советника президента АРБ Александра Викулина, состоит в снижении рисков участников Кредитного бюро путем оперативного обмена информацией о заемщиках.

При сборе информации для Бюро особое внимание будет уделяться  физическим лицам. Кредитные истории  солидных корпораций АРБ создавать  не собирается.

В сентябре 2004 года было объявлено о создании бюро кредитных историй Experian Interfax, основателями которого стали компания Experian и информационная группа Интерфакс.

Повышению доверия, формированию уверенности клиента в банке как в стабильном финансово-устойчивом кредитном учреждении будет способствовать реализация Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Закон обсуждался более 10 лет и был принят в декабре 2003 года. Российский закон разрабатывался с учетом международного опыта, и соответствует международной практике.

Системы гарантирования вкладов начали формироваться в  зарубежных странах в начале прошлого века. Основной причиной разработки и  введения схемы защиты банковских вкладов  послужили финансовые кризисы, поражающие как развитые (США, Италию, Японию), так и развивающиеся страны (в основном страны Латинской Америки). В США фонд страхования депозитов появился во времена Великой депрессии, в Великобритании - во время банковского кризиса 70-х годов прошлого века, в Италии — в связи с крахом крупнейшего «Банко Амброзиано».

Первые попытки создания систем страхования с участием государства  были предприняты в США на уровне отдельных штатов в 1829 году. Федеральная  корпорация страхования депозитов  в США была создана в 1933 году. Дискуссии по этому вопросу продолжались около 10 лет, и в Конгрессе рассматривалось более 100 законопроектов.

В конце XIX века кооперативные  банки Германии создали первую негосударственную  систему взаимного гарантирования вкладов, которая стала основой действующей сейчас в Германии добровольной системы.

Начиная с 70-х годов, многие развивающиеся страны стремились повысить устойчивость своих банковских систем и в этих целях вводили системы  страхования вкладов, например, Чили, Колумбия, Кения, Нигерия.

В 90-х годах в связи  с переходом к рыночной экономике  в бывших социалистических странах  также стали применяться различные  схемы гарантирования вкладов22.

В мировой банковской практике сложились различные способы  защиты вкладов. В зависимости от задач, которые ставятся в той или иной стране перед системой страхования депозитов, можно выделить три её разновидности:

  • система страхования клиентских вкладов;
  • система гарантий (косвенная защита вкладов путем принятия комплекса мер, направленных на недопущение банкротства банков);
  • смешанная система, сочетающая элементы двух предыдущих.

Системы страхования  депозитов различны в каждой стране, но можно выделить некоторые общие черты.

Страхование вкладов  делится на обязательное и добровольное. При обязательном страховании в систему входят все банки страны, как, например, в Канаде, Японии или Великобритании. Если банки принимают участие в системе страхования на основе договора, то система является договорной - во Франции, Германии.

Системы страхования  различаются в зависимости от типа управления фондом. Выделяют государственные фонды (США, Великобритания, Канада), которые создаются, управляются и частично финансируются государством. Частные фонды (во Франции, Германии) управляются общественными корпорациями, а финансируются банками. Смешанный тип управления, принятый в Японии, - это совместное управление представителями банков и государства. Финансируют фонд только кредитные организации.

По-разному определяется и сумма взносов в каждой стране. Существуют стабильные и дифференцированные ставки. Дифференцированные ставки могут различаться в зависимости от состояния банковского сектора в конкретный период времени, а, кроме того, от класса банка. Например, в США, Англии, Польше и некоторых других странах величина взносов в фонд определяется кредитной историей. В Чехии, например, взнос составляет 0,2% от суммы привлеченных вкладов для устойчивых банков и 0,4 -для остальных. В Канаде платежи неизменны для всех банков и составляют около 0,33%.

Различается и уровень  покрытия по вкладам. Минимальная сумма гарантий установлена в Македонии (эквивалентна 183 долл.), максимальная - в Норвегии (эквивалентна 260 800 долл.), а в европейских странах составляет в среднем около 20 000 евро. В Великобритании по Банковскому акту 1979 года в обязательном порядке подлежат страхованию вклады всех банков, за исключением филиалов некоторых зарубежных банков. Вообще возмещение может быть полным или частичным.

Согласно Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» гарантом возврата банковских вкладов граждан выступает Агентство по страхованию вкладов. Страховой фонд формируется за счет базовых средств в сумме 3 млрд. рублей, представленных в результате ликвидации АРКО, и ежеквартальных отчислений банков в фонд по единой ставке 0,15% от суммы привлеченных вкладов.

По закону стопроцентная  гарантия распространяется на суммарные  вклады в одном банке до 100 тысяч  рублей. Формирование системы страхования  вкладов началось. Банк России вынес  решения по всем банкам, подавшим ходатайства до 27 июня 2004 года. В системе страхования участвуют 824 банка, в которых сосредоточено 98% всех вкладов23.

Информация о работе Развитие рынка розничных банковских продуктов в России