Развитие рынка электроэнергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Стабильное развитие экономики страны невозможно без постоянно развивающейся электроэнергетики. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Представить себе жизнь без электрической энергии уже невозможно. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйство, науку и космос, на

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Теоретические аспекты исследования производства электроэнергии как вида экономической деятельности...................................................................5
Основные тенденции развития электроэнергетики в России…………......5
Производство электроэнергии…………………………………………………7
Объем производства электроэнергии……………………………………….7
Производство электроэнергии в регионах………………………………….9
Генерирующая структура производства электроэнергии……………......13
2.3.1.Тепловые электростанции…………………………………………….13
2.3.2.Гидроэлектростанции…………………………………………………17
2.3.3.Атомные электростанции……………………………………………..21
2.3.4. Электростанции промышленных предприятий…………………….24
Внутренний рынок.............................................................................................25
Объем потребителя………………………………………………………….25
Потребление электроэнергии в регионах………………………………….26
Цены на внутреннем рынке………………………………………………...32
Внешняя торговля (Сальдо-переток электроэнергии)…………………...33
Установленные мощности…………………………………………………….35
Финансовое состояние отрасли………………………………………………37
Прибыль отрасли……………………………………………………………37
Рентабельность……………………………………………………………...40
Финансовая устойчивость………………………………………………….42
Финансовое состояние компаний электроэнергетической отрасли…….47
Прибыль компаний………………………………………………………….47
Рентабельность компаний…………………………………………………..49
Платежеспособность компаний……………………………………….........51
Стратегические направления развития энергетического комплекса в стране……………………………………………………………………………..55
Инновационная и научно-техническая политика в энергетике…………..62
Использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива………………………………………………………………………..72
Заключение………………………………………………………………………….80
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой национальная экономика исследование рынка производства электроэнергии.docx

— 1.54 Мб (Скачать)

В целом, в результате развития генерирующих мощностей:

генерирующие мощности, работающие на газе, к 2030 году будут представлять собой в основном парогазовые  установки с коэффициентом полезного  действия 53 - 55 процентов, газотурбинные  установки или  
в необходимых случаях сочетание последних с котлом-утилизатором;

генерирующие мощности, работающие на угле, будут представлять собой  установки, работающие на суперкритических параметрах пара,  
с коэффициентом полезного действия от 46 до 55 процентов (в случае использования качественного высококалорийного угля), установки, оборудованные котлами с циркулирующим кипящем слоем, котлами с низкотемпературным вихрем, и определенное количество установок, работающих на сверхкритических параметрах пара. Также будут осваиваться установки с газификацией угля и энерготехнологические установки. Общий средний коэффициент полезного действия производства электроэнергии на установках, работающих на угле, составит около 41 процента.

В атомной энергетике будут  работать атомные электростанции с  водо-водяными реакторами, реакторами на быстрых нейтронах с натриевым  теплоносителем, демонстрационные реакторы со свинцовым и свинец-висмутовым теплоносителем, а также высокотемпературный  ядерный реактор с газовым  охлаждением.

Предполагается широко использовать гидроэлектростанции различных  мощностей с их концентрацией  в регионах Сибири и Дальнего Востока, выполняющих системообразующую  роль и участвующих в обеспечении покрытия графика нагрузки.

Энергетика, основанная на возобновляемых источниках энергии, будет развиваться  в том числе в виде малых  гидроэлектростанций, солнечных энергоустановок, геотермальных электростанций и  теплоснабжающих установок, биоэнергетических  и ветровых установок, мусоросжигающих  и мусороперерабатывающих энергокомплексов в крупных городах. Возможно использование  энергии приливов.

Большое развитие получат  установки распределенной генерации  электроэнергии в виде газотурбинных  установок и их сочетания с  котлом-утилизатором, которые будут  замещать существующие котельные. Указанные  установки мощностью от 10 кВт  до 60 - 70 МВт будут выполнять роль как локальных источников энергоснабжения, так и источников покрытия переменной части графика нагрузки, увеличивая тем самым коэффициент использования установленной мощности наиболее мощных энергоустановок. Доля распределенной генерации может достичь 15 процентов в производстве электроэнергии на тепловых электростанциях.

Таким образом, генерирующие мощности в 2030 году будут состоять из энергоустановок, работающих на передовых  технологиях мирового уровня, позволяющих  проводить их эффективную эксплуатацию.

Для повышения управляемости  и обеспечения гарантированной  надежности функционирования электроэнергетических  систем будут широко внедряться гибкие системы передачи электроэнергии, а  также совершенствоваться комплексы  автоматической аварийной защиты и  диспетчерского управления. Будут созданы  межсистемные линии электропередачи  переменного и постоянного тока для транспортировки электрической энергии и мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объемах, не превышающих требований надежности работы Единой энергетической системы России.

В сфере развития электросетевого  комплекса предполагается обеспечить:

оптимизацию конфигурации и  повышение пропускной способности  системообразующих и распределительных  электрических сетей, позволяющих  осуществлять эффективное функционирование Единой энергетической системы России и систем распределенной генерации  электроэнергии с высокими показателями надежности их работы;

Будут обеспечены условия  для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс в объеме, достаточном для  модернизации и реконструкции электрических  сетей и обеспечения надежности электроснабжения потребителей на долгосрочный период, развития электросетевой инфраструктуры, в том числе с целью обеспечения  межсистемных перетоков энергии  и содействия экономическому росту  соответствующих территорий. Будет  осуществлен переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности сетевых компаний, а также разработаны механизмы  консолидации управления распределительными сетями в регионах Российской Федерации, в том числе путем лицензирования деятельности по передаче и распределению  электрической энергии.

Также в электроэнергетике  будет завершено формирование оптового и розничного рынка электрической  энергии (мощности), обеспечены соответствующие  нормативно-правовые и институциональные  условия деятельности сбытовых и  энергосервисных компаний, включая:

изменение порядка учета  и возмещения затрат на технологическое  присоединение к электрическим  сетям;

включение инвестиционной составляющей в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии и в  тарифы государственных компаний, реализующих общесистемные проекты;

усиление контроля за совмещением  группами лиц конкурентных и естественно-монопольных  видов деятельности в электроэнергетике;

Создание условий для беспрепятственного доступа энергосбытовых организаций на оптовый рынок электрической энергии (мощности);

создание условий для  заключения двусторонних договоров  по свободным (нерегулируемым ценам) между  новыми объектами генерации и  потребления в неценовых зонах  и изолированных территориях;

формирование условий  для функционирования системы выбора потребителем поставщика электрической  энергии;

принятие нормативных  правовых актов, регламентирующих порядок  проведения очередных и внеочередных конкурсов на присвоение статуса  гарантирующего поставщика электрической  энергии.

Будут предприняты меры по совершенствованию тарифного регулирования  в сфере естественных монополий (на основе тарифов, предусматривающих  возврат сделанных инвестиций, платы  за резерв пропускной способности, почасовой  тарификации и других). Одновременно с этим будет введена экономическая  ответственность электрогенерирующих  предприятий и предприятий сетевого комплекса за выполнение гарантированных  стандартов надежности и качества обслуживания потребителей.

Государственная долгосрочная тарифная политика в электроэнергетике  будет основываться на следующих  принципах:

расширение использования  рыночных механизмов ценообразования  в указанной сфере, а также  механизмов саморегулирования;

недопущение срыва стратегических планов государства по повышению  жизненного уровня населения и росту  конкурентоспособности российских предприятий из-за необоснованно  высоких удельных затрат на энергоснабжение  населения и предприятий;

сохранение и совершенствование  форм и механизмов участия государства  в регулировании источников инвестиций в электроэнергетику с целью  обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности проектов по развитию генерации и сетевого хозяйства (на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений, в том числе на условиях частно-государственного партнерства);

применение на рынках электрической энергии (мощности) и тепловой энергии механизмов ценообразования, обеспечивающих участникам рынка потенциальный уровень доходности не ниже, чем в других секторах экономики с сопоставимым уровнем рисков;

предсказуемость долгосрочной тарифной политики и ее скоординированность  с другими составляющими государственной  энергетической политики - политикой  в сфере энергоэффективности  и энергосбережения, а также в  области формирования рационального  топливно-энергетического баланса.

Предусматривается, что доля стоимости производства электроэнергии в ее среднеотпускной цене для  конечных потребителей будет уже  на начальных этапах реализации настоящей  Стратегии доведена до 60 - 65 процентов - диапазона значений, являющегося  рациональным в соответствии с существующим международным опытом. Учитывая, что в последние годы в России произошел резкий рост цен на электроэнергию и сохранение этой тенденции сделает экономику страны неконкурентоспособной, на первом этапе реализации настоящей Стратегии необходимо остановить указанный резкий рост цен, разработать и осуществить мероприятия по обеспечению оптимального развития и функционирования электроэнергетических систем, снижению потерь и широкому внедрению эффективных технологий. Это должно обеспечить ограниченный рост среднеотпускной цены электроэнергии для конечных потребителей на последующих этапах реализации стратегии до уровня  
9 - 10 центов США за 1 кВт×ч к концу третьего этапа (при расчете  
в постоянных ценах 2008 года).

8.2 Использование  возобновляемых источников энергии  и местных видов топлива

Стратегическими целями использования  возобновляемых источников энергии  и местных видов топлива являются:

снижение темпов роста  антропогенной нагрузки на окружающую среду и противодействие климатическим  изменениям при необходимости удовлетворения растущего потребления энергии;

рациональное использование  и снижение темпов роста потребления  имеющихся ресурсов ископаемого  топлива в условиях неизбежного  истощения его запасов;

сохранение здоровья населения  и качества жизни путем замедления темпов роста загрязнения окружающей среды при использовании ископаемого  топлива, а также снижение общегосударственных  расходов на здравоохранение;

замедление темпов роста  затрат на распределение и транспортировку  электрической энергии и топлива  и возникающих при этом потерь;

вовлечение в топливно-энергетический баланс дополнительных топливно-энергетических ресурсов;

повышение уровня энергетической безопасности и надежности энергоснабжения  за счет увеличения уровня его децентрализации.

По существующим оценкам, технический ресурс возобновляемых источников энергии, преобладающую  долю в котором имеет потенциал  использования энергии солнца и  энергии ветра, составляет не менее 4,5 млрд. тонн условного топлива в год, что более чем в 4 раза превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России. Экономический потенциал возобновляемых источников энергии зависит от существующих экономических условий, стоимости, наличия и качества запасов ископаемых топливно-энергетических ресурсов, а также региональных особенностей. Указанный потенциал меняется во времени и должен специально оцениваться в ходе подготовки и реализации конкретных программ и проектов по развитию возобновляемых источников энергии (с учетом комплексной оценки их конкретного вклада в достижение указанных стратегических целей).

В перспективе намечается обеспечить рациональный, экономически обоснованный рост использования различных  видов возобновляемых источников энергии  для производства электрической  и тепловой энергии,  
а также расширить использование альтернативных видов топлива для транспорта и энергетики.

В соответствии с Основными  направлениями государственной  политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики  на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года целевым ориентиром на указанный  период является увеличение относительного объема производства и потребления  электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме  гидроэлектростанций установленной  мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5 до 4,5 процента. Для достижения намеченных объемов производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии  необходимо уже в указанный период обеспечить ввод генерирующих объектов (малых гидроэлектростанций, ветроэлектрических станций, приливных электростанций, геотермальных электростанций, тепловых электростанций, использующих биомассу  
в качестве одного из топлив, прочих видов электроустановок) с суммарной установленной мощностью до 25 ГВт.

Для решения этой задачи необходимо формирование комплекса мер государственной политики в указанной сфере, предусматривающих системную государственную поддержку этого направления и увязанных  
с намечаемыми и реально осуществляемыми темпами развития возобновляемых источников энергии. Указанные темпы должны быть также увязаны с созданием необходимой инфраструктуры, повышением конкурентоспособности производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии, а также их рациональным участием  
в формировании топливно-энергетических балансов конкретных регионов.

В этих целях предусматривается  разработка и регулярное уточнение  схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования  возобновляемых источников энергии  на территории Российской Федерации  с учетом размещения производительных сил, перспективы социально-экономического развития регионов и ресурсной базы, включая перечень проектов сооружения новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, функционирующих  на основе использования возобновляемых источников энергии.

На третьем этапе реализации настоящей Стратегии в условиях растущего объема производства электроэнергии планируется обеспечить как минимум  не снижающуюся долю возобновляемых источников энергии в этом объеме, что соответствует производству к 2030 году на базе возобновляемых источников энергии не менее 80 - 100 млрд. кВт×ч в год.

В целом государственная  политика в сфере использования  возобновляемых источников энергии  на период до 2030 года будет предусматривать:

координацию мероприятий  в области развития электроэнергетики  и возобновляемой энергетики;

рациональное применение мер государственной поддержки  развития возобновляемой энергетики, в том числе путем оплаты электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии, при ее реализации на оптовом рынке, с учетом надбавок к равновесной цене оптового рынка, а также путем возмещения платы за технологическое присоединение к сетям;

разработку комплекса  мер по государственной поддержке  промышленности и научных институтов для обеспечения отрасли возобновляемых источников энергии российским оборудованием, комплектующими и передовыми технологиями, в том числе с использованием трансферта технологий и локализации  на российских предприятиях производства комплектующих для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии;

создание благоприятных  условий для привлечения внебюджетных инвестиций с целью сооружения новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и использование механизма венчурных фондов для инвестирования в объекты возобновляемой энергетики;

Информация о работе Развитие рынка электроэнергии