Развитие некоммерческого сектора экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 126.92 Кб (Скачать)

     Как следствие, большинство НКО вынуждены  ограничивать свою деятельность простыми социальными услугами. Это программы  социально-психологической реабилитации, консультирование по всевозможным льготам, ЖКХ и другим социальным проблемам, надомное обслуживание пенсионеров и инвалидов, сбор пожертвований, закупка одежды и лекарств, несложные учебные программы, организация трудовой практики и досуга. "Третий сектор" по большому счету лишь дополняет деятельность традиционных учреждений соцзащиты и не составляет им никакой конкуренции.

     Государство постепенно осознает возможности НКО  в решении социальных проблем и сотрудничество между властью и "третьим сектором" неизбежно будет развиваться. В некоторых городах это взаимодействие уже закреплено на уровне целевых программ. Так, в Петербурге ассоциация "ГАООРДИ" выступила одним из разработчиков и исполнителей программы "Дети-инвалиды", по которой ежегодно проходят реабилитацию несколько тысяч детей. Архангельский центр "Гарант" ежегодно получает по городской целевой программе около 1,5 млн рублей бюджетных денег и обязан привлечь столько же внебюджетных средств; полученная сумма по конкурсу распределяется между поставщиками социальных услуг. В Петрозаводске и Мурманске в 2006 году впервые проводятся конкурсы муниципальных грантов для НКО. В Пскове положение о муниципальном гранте находится на рассмотрении в Городской думе.

     Однако  это финансирование пока не имеет системного характера и ограничивается небольшими суммами. В том же Мурманске на гранты НКО в бюджете 2006 года выделено всего 370 тыс. рублей. Центр "Гарант" около 75% финансирования направляет бюджетным учреждениям, которые за счет своей инфраструктуры имеют преимущество в любом конкурсе. Фактически эта государственная поддержка сводится к поощрению наиболее успешных организаций.

     Специалисты Института экономики города настаивают, что этих мер недостаточно: назрела  радикальная демонополизация рынка  социальных услуг, и государство должно обеспечить реальную конкуренцию за бюджетные средства в этой сфере. С одной стороны, необходимо допустить НКО к конкурентной борьбе за бюджетные деньги, выделяя гранты на социальные проекты в рамках бюджетной программы соцзащиты. С другой стороны, следует сделать государственные и муниципальные учреждения самостоятельными и обязать их участвовать в конкурсах наравне с НКО.

     Конечно, речь не идет о полном переводе системы социальной защиты на конкурсную основу. Этого нет ни в Европе, ни в США, и, как отмечает Кирилл Чагин, во многих случаях конкурсный принцип будет неэффективен просто из-за отсутствия потенциальных конкурсантов. Кроме того, конкурсы надо вводить постепенно, начиная с тех услуг, которые не требуют серьезного инфраструктурного обеспечения. Однако в любом случае нужно всячески поощрять движение региональных и местных властей в сторону демонополизации этого рынка. Пока же, по информации Чагина, лишь в Тюмени несколько учреждений соцзащиты были преобразованы в автономные некоммерческие организации и должны участвовать в конкурсах на муниципальные гранты; подобная инициатива рассматривается также в Перми. Власти других городов и регионов к столь серьезным шагам не готовы.

     Еще одна проблема, которую непременно нужно решить для перехода на рыночный формат отношений, - это единые правила игры для участников рынка, то есть стандарты оказания социальных услуг. Разработки таких стандартов ведутся во многих регионах. При Законодательном собрании Санкт-Петербурга, например, создана рабочая группа по подготовке подобного документа с участием представителей НКО; по словам Евгения Мачнева, результат ожидается в течение ближайших полутора-двух лет. Однако, как замечает Кирилл Чагин, на практике разработчики стандартов социальной помощи сталкиваются с большими трудностями - они понимают, например, цель оказания услуги, но не могут сформулировать ни четкие критерии оценки ее качества, ни требования к порядку ее оказания. На местах попросту не хватает экспертов, способных описать соцзащиту как систему продуктов, и это существенно тормозит процесс создания конкурентного рынка социальных услуг.

     Федеральный центр не может напрямую заниматься созданием конкурентных рынков социальных услуг на местах, навязывая региональным властям правила социального заказа, стандарты и условия работы с НКО. Это было бы и неэффективно, и идеологически неправильно. А вот инициатива ОП о выделении грантов - позитивный шаг, и не только из-за объема выделяемых средств (на самом деле он не так велик), ведь грантовый конкурс может стать примером для региональных и местных чиновников. Неважно даже, кто именно победит в конкурсе, главное, что федеральный центр способен подать местным властям импульс к действию. Но кроме этого импульса нужны и другие шаги: с одной стороны, расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, а с другой - поддержка "третьего сектора" и по иным каналам, включая законодательные стимулы для благотворительности.

 

3.2 Государственное  регулирование некоммерческих  организаций в  России и пути  его совершенствования.

     Формы государственной поддержки НКО  определяются вышеописанными функциями  сектора. В общем виде это может  быть:

  • оплата за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление. Например, четко сформулированный государственный (муниципальный) заказ на предоставление общественно значимых услуг. Если в социальной сфере осуществлен принцип «деньги следуют за потребителем услуги», то используется система «ваучеров», и клиент самостоятельно решает, услугами какой организации он будет пользоваться;
  • более «мягкие» формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют «стандартизированные» способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации. Например, выделение государственных или муниципальных грантов на реализацию исследовательских или социальных проектов;
  • субсидирование деятельности НКО в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие операционных (текущих) расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации;
  • специальные государственные программы развития инфраструктуры некоммерческого сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса. Например, финансирование центров поддержки НКО, центров социального партнерства, обучающих программ и т.п.;
  • специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений. Например, финансирование деятельности различных общественных палат, экспертных советов, проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации государственных программ, участия неправительственных организаций в подготовке докладов о ходе реализации приоритетных национальных проектов и т.п.

     В международной практике используются самые разнообразные механизмы  финансирования НКО. Это может быть прямое (прямые бюджетные расходы) или  косвенное финансирование (льготы, предоставленные НКО или физическим и юридическим лицам, которые  делают пожертвования в адрес  НКО. Среди таких льгот особый интерес представляет механизм так  называемых «1% отчислений»: налогоплательщик имеет право дать налоговым органам  поручение перечислить определенный процент подоходного налога в  пользу одной из некоммерческих организаций  из утвержденного государством перечня).

     Прямое  финансирование может предоставляться  либо непосредственно через бюджетные  программы (например, предусматривается  конкурсное размещение государственного заказа на выполнение услуг или государственного гранта), либо через специально созданные  государственные фонды. Если первый механизм известен в России, то второй практически не применяется.

     Основной  способ повышения эффективности  НКО - активная государственная поддержка, которая заключается в следующем: оплата за оказание услуг, ответственность  за предоставление которых несет  государство или местное самоуправление, более «мягкие» формы государственного финансирования, субсидирование деятельности НКО в целом, специальные государственные  программы развития инфраструктуры, специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства  и общества в процессе принятия и  реализации решений.

     Вывод по главе: Функционирование третьего сектора  связано с наличием ряда проблем  для решения, которых необходима как инициатива государства, так  и представителей третьего сектора.

     Основные  проблемы функционирования некоммерческого  сектора - поиск источников финансирования, отсутствие специалистов, непрозрачность деятельности НКО, проблема привлечения  интеллектуальных ресурсов профессиональных исследователей

     В настоящее время важно иметь  возможность судить о том, насколько  успешно НКО решают стоящие перед  ними задачи. Оценка эффективности  НКО осложняется множественностью и нечеткостью целей некоммерческих организаций, а также отсутствием  операциональных и поддающихся  измерению формулировок их миссий.

     Но  на основе соответствующих выводов  из статистики мы можем сказать, что  по сравнению с государственными структурами НКО в большинстве  случаев гораздо более эффективны.

     Основной  способ повышения эффективности  НКО - активная государственная поддержка.

     Формы государственной поддержки НКО  определяются вышеописанными функциями  сектора. В общем виде это может  быть: 

       оплата за оказание услуг, ответственность  за предоставление которых несет  государство или местное самоуправление. Например, четко сформулированный  государственный (муниципальный)  заказ на предоставление общественно  значимых услуг. Если в социальной  сфере осуществлен принцип «деньги  следуют за потребителем услуги»,  то используется система «ваучеров», и клиент самостоятельно решает, услугами какой организации он  будет пользоваться; 

       более «мягкие» формы государственного  финансирования в тех случаях,  когда отсутствуют «стандартизированные»  способы решения социальной проблемы  или есть необходимость стимулировать  инновации. Например, выделение государственных  или муниципальных грантов на  реализацию исследовательских или  социальных проектов; 

       субсидирование деятельности НКО  в целом, не связанное с конкретными  проектами, используется на покрытие  операционных (текущих) расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации; 

       специальные государственные программы  развития инфраструктуры некоммерческого  сектора по аналогии с развитием  инфраструктуры малого бизнеса.  Например, финансирование центров  поддержки НКО, центров социального  партнерства, обучающих программ  и т.п.; 

       специальные программы развития  инфраструктуры взаимодействия  государства и общества в процессе  принятия и реализации решений.  Например, финансирование деятельности  различных общественных палат,  экспертных советов, проведения  независимой экспертизы и мониторинга  реализации государственных программ, участия неправительственных организаций  в подготовке докладов о ходе  реализации приоритетных национальных  проектов и т.п.

     В международной практике используются самые разнообразные механизмы  финансирования НКО. Это может быть прямое (прямые бюджетные расходы) или  косвенное финансирование (льготы, предоставленные НКО или физическим и юридическим лицам, которые  делают пожертвования в адрес  НКО. Среди таких льгот особый интерес представляет механизм так  называемых «1% отчислений»: налогоплательщик имеет право дать налоговым органам  поручение перечислить определенный процент подоходного налога в  пользу одной из некоммерческих организаций  из утвержденного государством перечня).

     Прямое  финансирование может предоставляться  либо непосредственно через бюджетные  программы (например, предусматривается  конкурсное размещение государственного заказа на выполнение услуг или государственного гранта), либо через специально созданные  государственные фонды. Если первый механизм известен в России, то второй практически не применяется. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, в данной работе была проанализирована трансформация некоммерческого  сектора экономики в переходный период. Результаты исследования:

     Определено  понятие некоммерческого третьего сектора экономики, перечислены  основные законы и законодательные  акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, кратко охарактеризованы основные формы существования НКО;

     Проанализирована  роль и основные приоритеты некоммерческого  сектора в экономике;

     Показана  трансформация третьего сектора  в переходный период, изменения, произошедшие в законодательстве, представлены оценки специалистов о дальнейшем развитии сектора;

     Выявлены  основные проблемы, связанные с функционированием  НКО, предложены возможные пути их решения;

     Таким образом, проанализировав теоретическую  базу по вопросам трансформации некоммерческого  сектора, был сделан ряд выводов  имеющих как положительную, так  и отрицательную динамику:

     Под некоммерческой организацией понимают такую организацию, которая не имеет  извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут  создаваться в различных формах.

     Роль  некоммерческого «третьего» сектора  экономики достаточно велика, и она  имеет тенденцию к дальнейшему  своему расширению.

     Представление о сущности некоммерческих организаций  в настоящее время подвержено тщательному пересмотру.

     Население не замечает активности некоммерческих организаций, реакция власти и бизнеса  на их деятельность минимальна, сам  третий сектор оценивает свою влиятельность  как слабую. Но именно слабая степень  развития института НКО создает возможности для интенсивной и быстрой самореализации.

Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России