Развитие некоммерческого сектора экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 126.92 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     В нашем стремительно развивающемся  последние два десятилетия обществе наиболее актуальной становится вопрос трансформации экономической системы, а проблемы, связанные с функционированием  некоммерческого сектора являются одними из основных и сложнейших для  решения. Тема вызывает интерес, прежде всего попыткой анализа в изменении  третьего сектора экономики в  переходный период, ее состояние на данный момент, попыткой понять еще не достаточно изученную сферу общественной жизни. Объектом проводимого исследования является экономика России с переходного периода в условиях рыночной трансформации экономической системы до настоящего времени. Предмет исследования - трансформация некоммерческого сектора.

     Цель: определить тенденции и перспективы  развития некоммерческого сектора  российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

    1) изучить теоретические подходы  к некоммерческому сектору экономики;

    2) провести анализ развития сектора  некоммерческих организаций в  России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);

    3) обосновать пути дальнейшего  развития некоммерческого сектора  экономики России.

     Теоретической основой исследования являлись труды  отечественных и зарубежных экономистов, также использовались различные  нормативно-правовые акты российской Федерации, методические материалы  по изучаемой проблеме. В процессе исследования применялись основные методы научного познания: метод научной  абстракции, диалектический метод, метод  сравнения и аналогий, системный  подход, индукция и дедукция, исторический метод.

Работа  состоит из трех глав. Глава первая раскрывает сущность некоммерческого сектора и его роль в экономике, включает в себя понятие некоммерческих организаций, их виды, нормативно-правовые основы деятельности. Во второй ведется анализ деятельности некоммерческих организаций в России в трансформационный период и на современном этапе. Третья глава рассматривает перспективы развития некоммерческого сектора экономики, государственное регулирование некоммерческих организаций в России и пути его совершенствования.

     Основные  положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы для решения проблем, связанных  с функционирование некоммерческого  сектора экономики, также они  могут быть использованы для изменения  государственного курса по отношению  к деятельности «третьего» сектора. Еще можно добавить, что выбор  данной темы связан с незаслуженной  непопулярностью некоммерческого  сектора, поэтому также на практике его результаты могут применяться  для повышения роли этого сектора.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К НЕКОММЕРЧЕСКОМУ  СЕКТОРУ ЭКОНОМИКИ

    1. Понятие некоммерческого сектора экономики

     Некоммерческий  сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует  переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в  системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования  рыночных отношений экономические  проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все  большее теоретическое и практическое значение как в России, так и  за рубежом.

     На  протяжении длительного времени  российская экономическая наука  подразделяла национальное хозяйство  на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения  национального дохода. К непроизводственной сфере относили такие отрасли  как «культура и искусство», «наука и научное обслуживание», «здравоохранение», «социальное обеспечение» и т.д. Термин «непроизводственный» объяснялся тем, что данная сфера не только не возмещает использованные фонды, но и не производит имеющую самостоятельное  движение продукцию.

     В настоящее время использование  понятий производственной и непроизводственной сферы утратило свою актуальность, что вызвано, прежде всего, пересмотром  ряда экономических категорий.

     Любую сферу экономики можно считать  «производительной», так как она  занимается созданием различного рода благ, материальных или нематериальных. Под производством нематериальных благ чаще всего подразумевается  процесс создания духовных, интеллектуальных, культурных и иных ценностей, направленных на сохранение и расширение образовательного, трудового потенциала общества, формирование условий всестороннего развития личности, воздействие на общественное сознание.

     Результаты  нематериального производства имеют  различные формы проявления. Они  могут выступать в качестве индивидуальных (образование, лечение и др.) и  общественно-полезных эффектов (повышение  культурного уровня и др.). В конечном счете, производство нематериальных благ является одним из решающих факторов роста производительности труда  в материальном производстве. В соответствии с этим в экономической литературе вместо понятий производственной и  непроизводственной сферы все чаще используются понятия коммерческого  и некоммерческого сектора, получившие широкое распространение после  принятия Гражданского Кодекса Российской Федерации.

     Согласно  ГК РФ, к коммерческому сектору  относятся различного рода предприятия, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.

     Итак, миссия некоммерческих организаций  отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона. Вместе с  тем, формулировка миссии отнюдь не запрещает  некоммерческим организациям заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких организаций требует  использования полученной прибыли  исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.

     Главное предназначение некоммерческих организаций - делать добро. НКО стали одной  из форм проявления потребности людей  быть активными, решать совместными  силами свои проблемы и проблемы окружающих, удовлетворять собственные интересы. Участие в общественной организации  дает возможность наиболее активным членам общества публично выражать свою позицию по тому или иному вопросу. С годами эта энергия во все большем количестве НКО соединяется с профессионализмом, умелым подходом к решению сложных задач. Кроме того, НКО:

     • может быть конструктивной оппозицией органам власти и управления;

     • способствует популяризации в обществе каких-либо идей, взглядов;

     • одна из самых доступных и эффективных  форм самовыражения граждан;

     • дает широкое поле деятельности для  занятия благотворительностью.

     Можно добавить о том, что делает какая-либо организация в Омске

     Характеристика  некоммерческого сектора может  включать различные компоненты. С  точки зрения его "полезности" считаю наиболее привлекательными два  момента: непосредственное обращение  к людям, организациям, их идеям и  инициативам, и возможности осуществления  профессиональной деятельности с новой  мерой ответственности. Сочетание  этих компонентов позволяет иметь "на выходе" общественной работы замечательные результаты:

     • поиск и "обнажение" новых проблем  общества, апробирование оригинальных путей их разрешения;

     • использование дополнительных источников финансирования;

     • привлечение волонтерской помощи людей  и организаций;

     • консолидирование различных групп  общества и его лидеров;

     • предоставление возможности людям  в реализации их гражданских и  профессиональных прав;

     • обеспечение альтернативности в  решении различных проблем, в  формировании политики в различных  областях деятельности.

     Активное  привлечение некоммерческого сектора  к совместному с государственными органами обсуждению и разработке федеральных  программ и проектов, в том числе, выполняемых по линии государственного социального заказа, а также координация  программ, принимаемых на федеральном уровне, с программами, самостоятельно осуществляемыми неправительственными некоммерческими организациями, имеет огромный потенциал. Во-первых, значительно возрастает вероятность появления нетрадиционных решений острых социально значимых проблем. Во-вторых, появляется возможность более эффективного и рационального использования ресурсов государства и некоммерческого сектора, в том числе и финансовых. В-третьих, устанавливается обратная связь между населением и государством, что, безусловно, положительно влияет на социально-политическую стабильность в обществе.

     Говоря  о роли некоммерческого сектора  в экономике, следует отметить, что  выделение НКО в отдельную  отрасль – вполне обоснованное требование современной экономики. Третий сектор экономики в настоящее время  выполняет во всем мире социально  значимые, важные задачи, он находится  в постоянном развитии, расширяет  сферы своего влияния. Роль некоммерческого  сектора в экономике России возрастает, его приоритеты похожи на зарубежные — это образование, культура, здравоохранение  и социальная сфера. Доля россиян, готовых  участвовать в благотворительной  и иной общественной деятельности (около 60%, по данным опросов), также сопоставима  с европейскими и американскими  показателями. Однако эта готовность пока не реализуется.

     Согласно  ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации  могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в  иных целях, направленных на достижение общественных благ. Таким образом, одними из основных задач некоммерческого  сектора являются, во-первых, задачи социальные и образовательные. Как  пример можно отметить создание по инициативе В.В. Путина фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Финансироваться фонд будет как из бюджета, так и из внебюджетных источников. Трудности в жизни, по представлению правительства, испытывают не только сироты, инвалиды, ребята, оставшиеся без попечения родителей или живущие в неблагополучных семьях. В поддержке не откажут также малолетним преступникам и детям из спецшкол, которых принято называть "трудными". Кроме того, проекты фонда будут направлены еще и на то, чтобы поддержать и обеспечить необходимыми знаниями специалистов - психологов, социальных работников и преподавателей, которым предстоит выручать детей из беды. Национальный благотворительный фонд распределил 400 млн. рублей на программы поддержки малоимущих граждан, фонд "Знание" - на проекты в области образования, искусства, культуры (270 млн. руб.), фонд подготовки кадрового резерва "Государственный клуб" - на поддержку молодежных инициатив (230 млн. руб.), "Лига здоровья нации" - на программы по здравоохранению и окружающей среде (150 млн. руб.), некоммерческое партнерство "В поддержку гражданского общества" - на правозащитные программы (135 млн. руб.), Институт общественного проектирования - на социологию и мониторинг гражданского общества (60 млн. руб.)1

     Важную  роль играет некоммерческий сектор и  в деле жилищного просвещения. Именно некоммерческие организации являются носителями уникального опыта, который, к сожалению, недоступен федеральным  органам власти. В этом смысле некоммерческие организации становятся важным ресурсом, своего рода банком данных. Именно сюда приходят люди со своими проблемами, вопросами  и жалобами, именно здесь можно  понять, какие процессы, в том  числе и негативные, происходят в  жилищной сфере. Но этим функции некоммерческих организаций не исчерпываются. Они  могут представлять интересы жителей в отношениях с управляющими организациями.2

     Еще одно направление деятельности некоммерческого  сектора – сфера досуга. И НКО  имеют здесь свои преимущества: удобный  режим работы, возможность получать услуги бесплатно при условии  их надлежащего качества (не ниже, чем  в коммерческом секторе), возможность  получить услугу у квалифицированных  специалистов бесплатно. Также к  числу лидирующих преимуществ можно  отнести предоставляемые возможности  самореализации, неформальное общение.

     Важной  ролью некоммерческого сектора  является поддержка культуры и искусства. Ведь сбалансированности культурной жизни  общества можно достичь за счет усиления противовеса коммерциализации со стороны  некоммерческих форм культуры, искусства, массовых коммуникаций. В результате роль и объем некоммерческого  сектора в этой сфере должны не снижаться, а увеличиваться.

 

    1. Нормативно-правовые основы деятельности некоммерческих организаций

     Как известно, в России деятельность некоммерческих организаций регулируется Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом Российской Федерации от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”  и другими федеральными законами об отдельных формах и видах НКО.

     В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно перечисленным выше документам НКО могут создаваться в форме:

    • потребительских кооперативов;
    • общественных или религиозных организаций (объединений);
    • благотворительных и иных фондов;
    • учреждений;
    • объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов);
    • некоммерческого партнерства;
    • автономной некоммерческой организации;
    • государственной корпорации.

Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России