Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:13, курсовая работа
Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.
2.1 Анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в переходный период.
За шесть лет после развала Советского Союза (1991-1996 гг.) Минюст РФ зарегистрировал 3214 организации, а региональные органы юстиции - 54 861. На 1 января 1997 г. в стране действовала 2701 общественная организация, претендующая на роль политической партии (из них Минюст РФ подтвердил статус общероссийских у 88). Такой значительный рост обусловлен многими причинами, среди которых следует выделить оформление правовой базы:
Не менее важной причиной стало осознание: многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго не будут эффективно и качественно решаться ни государственными силами, ни бизнесом. Поняв это, люди стали брать инициативу в свои руки. Многие из них нуждаются в помощи и поддержке по таким вопросам, как менеджмент, организационное строительство и развитие, сбор средств и привлечение ресурсов, планирование и проектирование, и активно работают на семинарах для некоммерческих организаций.
На
сегодня мало кто в действительности
понимает, чем занимаются благотворительные
фонды. История благотворительности
в новой России насчитывает всего
два десятилетия. Первым иностранным
фондом, который начал работу еще
в СССР, был фонд Сороса (1987). Благотворительность,
часто становящаяся бюджетозамещающей,
вначале сводилась
В ст. 30 действующей Конституции РФ (1993 г.) записано, что каждый гражданин "имеет право на объединение", причем "свобода деятельности общественных объединений гарантируется". Данное конституционное право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать или не вступать в уже существующие объединения, а также право беспрепятственно выходить из них. Оно может осуществляться гражданами, достигшими 18 лет, а применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям - 14 и детским объединениям - 10 лет.
В 1994 г. конституционные положения получили дальнейшее развитие в Гражданском кодексе, где в ряде статей были закреплены понятие некоммерческой организации как юридического лица, основные характеристики некоторых форм некоммерческих организаций (в частности общественных и религиозных объединений, фондов, их ассоциаций и союзов) и правовые основы их деятельности. Само же понятие некоммерческой организации как субъекта правоотношений впервые было введено Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.
Кроме
этого, до 1995 г. на территории России действовал
Закон СССР "Об общественных объединениях"
(принятый в октябре 1990 г.), который
впервые заменил разрешительный
порядок возникновения
В настоящее время количество законов и подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность НКО, исчисляется уже сотнями, а сами нормы относятся к различным отраслям права. Они присутствуют в международных договорах и иных международных документах, имеющих силу на территории России; Конституции Российской Федерации; федеральных конституционных законах; федеральных законах; нормативных правовых актах субъектов РФ; Указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; нормативных правовых актах органов исполнительной власти; корпоративных (локальных) нормативных актах НКО; договорах, а также в актах судебной власти. Некоммерческие организации - полноценные субъекты права, хотя и обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые содержатся в их уставе. Правовое регулирование деятельности НКО включает обширный перечень вопросов, в том числе порядок взаимоотношений НКО между собой, с гражданами, с государством и с бизнесом, но главным остается установление их правового статуса.
Основы
деятельности некоммерческого сектора
на территории России, заложил Федеральный
закон РФ "О некоммерческих организациях",
вступивший в силу 12 января 1996 г. В
нем определены правовое положение,
порядок создания, деятельности, реорганизации
и ликвидации некоммерческих организаций
как юридических лиц, закреплены
правила формирования и использования
имущества некоммерческих организаций,
права и обязанности их учредителей и
участников, основы управления некоммерческими
организациями и возможные формы их поддержки
органами государственной власти и органами
местного самоуправления. В соответствии
с этим законом, НКО могут создаваться
для достижения самых разнообразных общественно
полезных целей: социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных
и управленческих, в целях охраны здоровья
граждан, развития физической культуры
и спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан,
защиты прав, законных интересов граждан
и организаций, разрешения споров и конфликтов,
оказания юридической помощи и т.п.
2.2 Анализ деятельности некоммерческих организаций в России на современном этапе.
Уже
несколько лет
Причинами низкой активности российских НКО является:
В любом деле важен стартовый импульс, который в России всегда исходит сверху. Сейчас власть начинает инвестировать в третий сектор, что значительно подогревает общественный интерес, который привык реагировать именно на такого рода импульсы. И власть помогает гражданскому обществу в решении его проблем. Формируется экономическая база, работают социальные лифты, возникает необходимость решать новые интересные задачи. Эта сумма факторов, как представляется, и позволит обеспечить приток в НКО активной части молодежи и даже людей средних возрастов.
Изучив
деятельность российского «третьего
сектора», Общественная палата пришла
к выводу, что по количеству НКО
мы уже практически догнали
Около
70 исследователей социальной политики
и представителей российских и международных
некоммерческих организаций (НКО) приняли
участие в презентации проекта
"Создание информационно-аналитической
площадки для взаимодействия исследователей
социальной политики и НКО", которая
прошла в январе в Государственном
Университете - Высшей школе экономики
(ГУ-ВШЭ). Главной темой обсуждения
на презентации стало
Изменение
законодательства, регулирующего деятельность
некоммерческих организаций, происходит
постоянно. Закон об НКО ввел многочисленные
дополнительные административные барьеры
и уровни контроля со стороны государства
в деятельность некоммерческих организаций.
В соответствии с этим законом
появилась новая
В конце минувшего года был подписан второй документ: очень важный для "третьего сектора" закон о целевом капитале (эндаументе), направленный на создание дополнительных механизмов финансовой устойчивости некоммерческих организаций. Существенно возрос интерес к эндаументам с принятия поправки к Налоговому кодексу РФ, согласно которой, начиная с 1 января 2008 года начало действовать льготное налогообложение на доход эндаументов (освобождаются от налога на прибыль средства, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности, и исключаются из налогооблагаемой базы по НДС операции по безвозмездной передаче средств на формирование целевого капитала некоммерческой организации). Таким образом, новый Закон снимает два главных препятствия на пути развития массовой благотворительности в России: двойное налогообложение и бесконтрольность в использовании пожертвованных средств.7
По
данным Росстата, общая численность
некоммерческих организаций (исключая
органы государственной и
Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.
Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 1).
Рисунок 1. Структура некоммерческого сектора
По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.
Опережающими темпами росло число ТСЖ (почти на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год составил 2,2%).
Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России