Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:13, курсовая работа
Цель: определить тенденции и перспективы развития некоммерческого сектора российской экономики. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к некоммерческому сектору экономики;
2) провести анализ развития сектора некоммерческих организаций в России в пореформенный период (1990-2000-е гг.);
3) обосновать пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики России.
Динамика изменения численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2004-2009 гг. (выборочно) представлена на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2004–2009 гг., по данным Росстата на 01.01.2009
Рисунок 3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2004–2009 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2009)
По критериям ООН
В
числе организаций, которые официальная
статистика относит к «некоммерческим»
(опираясь на определение ГК РФ), есть
такие, которые не относятся к
структурам гражданского общества. Для
статистического определения
На этих основаниях из общей численности НКО (по данным Росстата) следует исключить организации, не соответствующие указанным критериям. Наиболее многочисленные группы — это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы. За их минусом число российских зарегистрированных НКО составляло по данным на 1 января 2009 г. примерно 360 тыс. организаций.
Рисунок 4. Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (по данным Росстата на 01.01.2009)
Не
секрет, что ряд организаций существует
только на бумаге, не ведет по тем
или иным причинам деятельности, предусмотренной
их уставами. Такие организации искажают
наши представления о потенциале
российского некоммерческого
Вместе с тем информация о динамике численности реально действующих НКО могла бы послужить важным индикатором качества среды, в которой живет российский некоммерческий сектор, а также индикатором состояния гражданского общества.
Согласно результатам всероссийского обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ в 2007 году, доля реально действующих НКО в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38%.
Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в России входят приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.
Согласно данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий — уровня безработицы и т.п. Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости — 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.
Рисунок 5. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2008 году, данные по России — 2009 г.)
Уровень вовлеченности
Труд
добровольцев в той или иной мере
используют более 75% российских НКО. Общий
уровень вовлеченности в
Выводы ко 2 главе:
Представление о сущности некоммерческих организаций в настоящее время подвержено тщательному пересмотру. По количеству НКО Россия практически догнала западные страны, однако значительная часть организаций пассивны.
В
последние годы постоянно происходит
изменение законодательства, регулирующего
деятельность некоммерческих организаций.
Наиболее важным из которых оказалось
принятие закона об НКО и закона
о целевом капитале. Также Минэкономразвития
и торговли осуществило проект Федерального
Закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации».
Можно подчеркнуть, что за последние
годы произошли серьезные изменения
законодательства в сфере НКО, но
они все еще во многом недоработанным.
Таким образом, по оценкам ведущих
российских экономистов следующий
президентский цикл станет решающим
для России: страну ждет либо турецкий
вариант развития, либо движение в
сторону некоммерческого
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ.
3.1 Пути дальнейшего развития некоммерческого сектора экономики.
Российские
НКО сегодня оказались в
Ослабление позиций НКО, впрочем, не связано с уменьшением их поддержки в обществе и среди представителей власти: ее и раньше-то особенно не было. Например, согласно исследованию фонда "Институт экономики города", в 2002 году доля государственной поддержки в финансировании НКО составила всего лишь 1,2%. Правда, в 1990-е годы отсутствие этой поддержки объяснялось прежде всего равнодушием, а сегодня - уже недоверием. Но основной удар российским НКО нанесло резкое сокращение финансирования со стороны западных фондов, начавшееся в 2000-е годы (только в северных регионах страны сохранилась интенсивная грантовая поддержка из Скандинавских стран). Фонды переключились на работу с властью и ее представителями, отмечает Лев Шлосберг. Как следствие, многие НКО выпали из международных сетей, где они систематически обменивались знаниями и опытом.
Результатом этих событий стала серьезная трансформация "третьего сектора". Если раньше "общественники" могли надеяться на постоянное финансирование фондов и за счет этого спокойно обслуживали свою целевую группу, то сегодня западные доноры выделяют средства в основном на пилотные проекты и разработку новых методик. "НКО встали перед выбором: или прекращать оказание социальных услуг и сосредоточиться на методологии, или искать способы взаимодействия с государством и бизнесом", - говорит исполнительный директор петербургского Центра развития некоммерческих организаций Евгений Мачнев. Сегодня выживают только сильные - те, кто смог найти долгосрочных партнеров внутри страны.
Инновационный потенциал НКО вытекает из самого характера их деятельности. Как отмечает директор архангельского центра поддержки НКО "Гарант" Федор Логинов, негосударственные организации мобильнее, ближе к потребителю услуг, способны быстрее меняться и подстраиваться под ситуацию, чем бюджетные учреждения. НКО, как правило, лучше знают потребности своей целевой группы и обладают более высокой мотивацией. Кроме того, объединяясь в сети, НКО обмениваются профессиональным опытом и создают те самые инновационные социальные продукты. Это, например, учебные программы "школ диабета", система временных приемных семей, программы реабилитации наркозависимых, разные методики помощи пожилым. Наиболее яркий пример сетевого взаимодействия на Северо-Западе - петербургская ассоциация "ГАООРДИ", которая объединяет около 140 организаций, помогающих детям-инвалидам и их семьям, и реализует серию комплексных программ реабилитации и развития.
Еще одно преимущество НКО состоит в том, что им приходится конкурировать с бюджетными организациями, предлагая лучшее качество обслуживания за меньшие или сравнимые деньги. Государственные и муниципальные учреждения не имеют стимулов к повышению качества своей работы, поскольку финансирование им предоставляется без условий. Напротив, негосударственная организация, которая получает финансирование на конкурсной основе, должна предложить более выгодный проект и продемонстрировать четкий результат (конечно, и тут возможны злоупотребления, но это - отдельная проблема). Разумеется, в социальной сфере речь о прибыльности не идет, но сотрудничество с НКО позволяет государству более экономно и рационально расходовать свои ресурсы.
Сегодня в России потенциал НКО так и остается потенциалом. Лишь наиболее активные организации, пользующиеся постоянной поддержкой бизнеса и государства, смогли создать разветвленные и стабильные программы социальной помощи, но даже им остро не хватает средств. "У большинства российских НКО нет текущего финансирования, и они обречены на ситуативную деятельность", - отмечает Федор Логинов. Такие организации могут реализовать разовый, пилотный проект, в лучшем случае обслуживают небольшую группу населения в конкретной местности и не более того.
Основные источники доходов НКО - это членские взносы и пожертвования со стороны бизнеса. Как утверждают эксперты Института экономики города, "высокий уровень безвозмездных пожертвований, образующих финансовую базу НКО, говорит о щедрости российского бизнеса, благотворительных фондов и населения. Но в то же время он является показателем финансовой неустойчивости, нестабильности положения сектора в целом". Конечно, сегодня НКО стремятся выстраивать более долгосрочные отношения с бизнесом, однако недостаток бюджетного финансирования все равно означает риск для стабильной работы по оказанию социальных услуг.
Как говорит руководитель проектов направления "Социальная политика" Института экономики города Кирилл Чагин, полноценного рынка социальных услуг в России не существует, поскольку система социальной помощи монополизирована бюджетными учреждениями. Эти учреждения всегда находятся в более выгодной позиции, чем НКО. С одной стороны, они имеют постоянное гарантированное финансирование, которое привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. С другой стороны, они располагают пусть устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили.
Информация о работе Развитие некоммерческого сектора экономики России