Развитие медицинского страхования в городах Республики Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3
1.СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………...5
1.1 Общие сведения об обязательном медицинском страховании………..5
1.2 Особенности добровольного медицинского страхования…………......9
1.3 Модели системы обязательного медицинского страхования…………12
1.4 Финансирование медицинского страхования………..………………...18
2.СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………………..…….…23
2.1 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В УФЕ…………..….23
2.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ………....28
4. ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     -осуществляет финансово - кредитную деятельность по обеспечению обязательного медицинского страхования;

     -накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

     -разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан Республики Башкортостан;

     -осуществляет выравнивание условий по обеспечению финансирования Республиканской программы обязательного медицинского страхования в городах и районах Республики Башкортостан на дифференцированной основе с использованием экономических, социально - демографических критериев и показателей здоровья населения;

     -осуществляет финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

     -осуществляет централизованный контроль за целевым и рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования филиалами Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан;

     -участвует в разработке Республиканской программы обязательного медицинского страхования;

     -аккумулирует финансовые средства Фонда на обязательное медицинское страхование граждан;

     -согласовывает  тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

     -вносит в Правительство Республики Башкортостан предложения о размерах страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

     -разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

     -осуществляет в пределах своей компетенции организационно - методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

     -организует подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

     -осуществляет иные предусмотренные законодательством и Уставом функции по организации обязательного медицинского страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Зарубежный опыт  медицинского страхования

        

    Анализ  мировой  практики  применения  различных  систем  управления  и финансирования здравоохранения позволяет выделить несколько  основных  типов таких  систем:  от  полностью  децентрализованного,  основанного  на   чисто рыночных регуляторах (например,  в  США)  до  централизованной  государством монополии на охрану здоровья ( например, в бывшем СССР).

          Итогом  изучения  этапов  развития  страхования  является  констатация принципиальной  возможности  опираться  на  зарубежный  опыт,  так  как   он содержит  множество  действующих  вариантов  финансирования   и   управления здравоохранением стран с  разной  степенью  участия  государства  в  системе охраны здоровья населения. Без такого участия (в той или  иной  степени)  не работает  ни  одна  из  существующих  систем  здравоохранения.   Современное государство не может оставить без внимания  такую  важную  социальную  сферу как охрана здоровья граждан. Поэтому в государственной сфере  осуществляется сбор  информации  о  здоровье  населения,  проводятся   мониторинга   силами независимых  организаций,  осуществляется  контроль  за  оборотом  денег   в

системе рыночных отношений, правовым урегулированием возникших споров.

          Коренные отличия системы регулируемого  страхования здоровья от частной платной системы страхования выглядят следующим образом. В странах  Европы  в здравоохранении  утвердился  принцип  социальной  солидарности,  а   в   США продолжает господствовать философия индивидуализма  и  жесткой  конкуренции.

    Регулируемый  характер страхования здоровья обусловлен принятыми в XIX - XX столетиях законами о базисном страховании  населения  европейских  стран.  В этих  странах  в  обязательном  страховании  здоровья  не  участвует  только элитарная  высоко  оплачиваемая  часть  населения.  В  США  же   страхование здоровья  -  частное  дело  каждого  (исключение   составляют   контингента, обслуживаемые по государственным программам  “Медикер”  и  “Медикейд”);  при этом незастрахованными  остаются  значительные  группы  населения  с  низким доходом.

      Социальная  солидарность,  основанная   на   профсоюзном   и   социал-

демократическом   движениях,   религиозной   благотворительности,    привела европейские страны к тому,  что  объем  медицинской  помощи,  оговоренный  в базисных страховых программах, стал значительно выше, чем в  США.  Так,  при регулируемом страховании здоровья от доплат за лечение освобождаются лица  с низким доходом, хронически и тяжело больные. Системы предусматривают оплату подавляющей части расходов на лекарства (во Франции  -  на  95  %),  очки  и протезы (80 - 95 % ), лабораторные анализы (80 -90 %). В  Германии,  Швеции, Бельгии  возмещаются  расходы  на  транспортировку  больных  (  в   пределах установленных сумм , а также на их долечивание в санаториях.  В  США  пакет базовых страховых услуг остается стабильно  низким  в  течение  долгих  лет, нередко даже уменьшается.

          Высокий  уровень  страхования,  большой   объем   медицинской   помощи застрахованным   в    европейских    странах    обусловлены    значительными правительственными субсидиями, а  также  порядком  перераспределения  фондов между страховыми компаниями. В то же время в США работающая часть  населения (моложе 65 лет)  практически полностью лишена  правительственных субсидий (исключая клиентов программы "Медикейд"),  а между страховыми  компаниями идет жестокая конкурентная борьба.

          Система регулируемого страхования   здоровья  чаще  всего обеспечивает каждому застрахованному  возможность  обращения  к  любому  врачу,  в  любую больницу с последующим сравнительно простым  методом  оплаты  за  полученную медицинскую помощь. В США в 80-90-е годы  получила  распространение  система найма врачей  в  Общества  поддержания  Здоровья;  при  этом  пациент  может обращаться только к этим врачам.  Таким  образом,  в  странах  регулируемого страхования расширяется свобода пациента относительно выбора  врача,  метода лечения, больницы.

          В  европейских  странах  разработана  система   сдерживания   цен   за медицинские  услуги.  Закон  и  установившаяся  практика  переговоров  между страховыми компаниями и врачебными ассоциациями  (иногда  прямые,  иногда  с участием  правительственных  чиновников)   помогают   удерживать   цены   на достаточно низком уровне, учитывая, впрочем,  уровень  инфляции.  В  США  же отмечается  безудержный  рост  цен  и  беспомощность  правительства   в   их сдерживании.

          Вышеперечисленные   отличия   обуславливают    сравнительно    большую удовлетворенность  населения  и  правительств   европейских   стран   своими системами  страхования  здоровья,  по  сравнению  с   Соединенными   Штатами Америки.

          Итог проведенного сравнения  - не в пользу частной системы  страхования здоровья.  Преимущество   следует   признать   за   системой   регулируемого страхования здоровья, разработанной в течение  столетий  развитыми  странами Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.    Пути развития медицинского страхования 

    Существует  два пути дальнейшего развития медицинского страхования.

           Первый - отказ от попытки создания механизма социального страхования и переход полностью на модель государственного социального обеспечения. При этом все средства социального и подоходного налога обязательно должны быть объединены в целевой социальный бюджет и через казначейство распределяться по их назначению. Плюсы этого пути – повышается ответственность и система становится более прозрачна, понятна и конкретна. С позиции субъекта ответственности - это только исполнительная власть. При этом, сокращается число посредников в цепочке финансирования и укорачивается путь прохождения финансовых средств.  

      Второй - последовательное развитие экономического механизма медицинского страхования, предполагающее изначально четкое разделение обязательств, источников финансирования этих обязательств, организационных структур и ответственности между исполнительной властью и страховыми институтами, создание систем страховой статистики. И обязательное условие при этом - вывод страховщиков из-под юрисдикции правительства.

  Скорее  всего первый путь не будет принят из-за политических соображений, и, прежде всего, из-за якобы потери статуса государства либерально-демократического типа.

   Второй путь не будет принят из-за сложившегося типа экономических интересов всех участников современной схемы перераспределения средств социального налога.

  Поэтому существующая модель будет модернизироваться, но крайне медленно, так, чтобы не допустить роста социальных обязательств консолидированного бюджета, а значит рассчитывать населению страны на качественно более высокий уровень медицинской помощи в ближайшей и среднесрочной перспективе не приходится.

     Реформа системы здравоохранения предполагает сокращение наиболее затратного стационарного лечения, частично переложив его на амбулаторное, что позволит снизить суммарные обязательства по медицинским услугам в рамках Базовой программы ОМС. Но это масштабное мероприятие требует больших единовременных затрат опять-таки из бюджета страны.

   Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за проведение реформы не приводят экономического и технологического обоснования реальности последствий реализации такой реструктуризации в масштабах всей страны. Ведь нельзя же считать за обоснование привычные ссылки на опыт развитых стран, где плотность населения многократно выше и структура услуг принципиально иная. В России, с большой долей сельского населения и низкой транспортной доступностью, понятно, что требуются другие ориентиры. При этом, один из основных разработчиков этой концепции И.М. Шейман считает, что в системе “денег достаточно”, нужна только одноканальная система финансирования здравоохранения.

    Что касается самой реформы обязательного  страхования, то и здесь все обсуждаемые идеи сосредоточены в русле путей сокращения обязательств перед населением. А такой ключевой вопрос как стандартизация медицинских услуг, который позволит, с одной стороны, более четко очертить обязательства страховщика, а с другой - права застрахованных, снят с обсуждения ввиду того, что он требует больших затрат из федерального бюджета.

    Пока  не найден надежный источник финансирования и механизм страхования неработающего  населения. Правительство выступает  против идеи определения целевого источника  финансирования своих обязательств по страхованию для регионов в виде определенной доли от какого-то налога (например - подоходного). В замену этого предлагается использовать для страхования пенсионеров средства Пенсионного фонда России (остаток средств ЕСН от базовой пенсии в федеральном бюджете).

    Это означает, что во-первых, базовая  пенсия будет индексироваться только по инфляции и подтягивать ее к  прожиточному минимуму не собираются, а соответственно, во-вторых, это  опять означает перекладывание на всех пенсионеров нагрузки по собственному страхования, результатом чего будет снижение уровня пенсионного обеспечения.

    Другим  шагом по снижению обязательств предлагается возможность ухода из обязательного  страхования в добровольное медицинское  страхование вместе с частью взноса по ЕСН тем предпринимателям, которые обязуются страховать своих сотрудников в системе добровольного страхования.

    Как видно, схема развития в обязательном медицинском страховании, не продвигается в направлении защиты застрахованных от социальных рисков. Реформа усовершенствует существующие модели лишь с позиции защиты интересов крупного бизнеса, небольшой группы высокооплачиваемого населения и госбюджета. 
 
 
 

             Заключение

 

    В условиях кризисного состояния здравоохранения  большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

    Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует  собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

    К большому сожалению, практика работы ежедневно  убеждает в малой правовой осведомленности  населения республики о своих  правах в системе обязательного  медицинского страхования. Для защиты своих прав на получение медицинских  услуг в системе ОМС гражданину необходимо обладать информацией о видах медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, о лечебно-профилактических учреждениях, где эту помощь можно получить, о стандартах стационарной медицинской помощи. Вся эта информация доступна каждому застрахованному по ОМС, так как в страховом медицинском полисе обязательного страхования граждан, имеющемся у него на руках, указаны реквизиты страховщика, который и осуществляет защиту прав застрахованных. Гражданин вправе обратиться к своему страховщику по любому вопросу, касающемуся реализации его права на медицинскую помощь в рамках Программы госгарантий, и предъявить претензии в случае нарушения этого права. Страховщик обязан информировать застрахованного по всем вопросам, касающимся реализации его права на медицинскую помощь в рамках Программы госгарантий. Более того, страховщик защищает интересы и права застрахованного на получение медицинской помощи в ЛПУ, работающих в системе ОМС.

Информация о работе Развитие медицинского страхования в городах Республики Башкортостан