Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3
1.СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………...5
1.1 Общие сведения об обязательном медицинском страховании………..5
1.2 Особенности добровольного медицинского страхования…………......9
1.3 Модели системы обязательного медицинского страхования…………12
1.4 Финансирование медицинского страхования………..………………...18
2.СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………………..…….…23
2.1 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В УФЕ…………..….23
2.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ………....28
4. ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36
-обязанность страхования
- обязанность страховать может быть возложена
на указанных в законе лиц в случае возникновения
страхового риска, то есть в случае причинения
вреда жизни, здоровью или имуществу других
определенных в законе лиц, или нарушения договоров с другими
Медицинское страхование не соответствует
этим признакам, кроме первого, который относится к ОМС.
Во-первых, объектом медицинского
страхования является поддержание здоровья
граждан путем оказания медицинской помощи
за счет средств медицинского страхования.
Во-вторых,
заключение договора страхования не предполагает
наличие страхового риска, а страховая
выплата осуществляется не при наступлении
страхового случая. Более того, оказание
медицинской помощи предполагает и проведение
профилактических мер. Все эти особенности
характерны как для обязательного, так
и для добровольного медицинского страхования,
так как объектом ДМС также является поддержание
здоровья граждан, но путем оказания дополнительной
медицинской помощи (дополнительных медицинских
услуг), сверх установленной программами
ОМС. В этом случае вызывает сомнение данное
в ст.3 действующего закона о медицинском
страховании определение объекта добровольного
медицинского страхования, так как говорить
о страховом риске и о страховом случае
для добровольного медицинского страхования,
на наш взгляд, также неправомерно, как
и для обязательного медицинского страхования.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей,
свойственных именно добровольному медицинскому
страхованию, то есть основных отличий
его от обязательного медицинского
Отличия обязательного и добровольного
медицинского страхования состоят в следующем:
1. Обязанность страхования при ОМС вытекает
из закона, а при ДМС - основана только
на договорных отношениях, что, однако,
не исключает необходимости осуществления
ОМС путем заключения договора страхования
страхователем со страховщиком (ст.936 ГК
РФ ч.2).
2. Главное различие между ОМС и ДМС лежит
в сфере отношений, возникающих между
их субъектами при предоставлении медицинской
помощи за счет страховых средств. Если
ОМС осуществляется в целях обеспечения
социальных интересов граждан, работодателей
и интересов государства, то ДМС реализуется
лишь в целях обеспечения социальных интересов
граждан (индивидуальных или коллективных)
и работодателей.
3. Из предыдущего отличия вытекает, в частности,
и различие в том, кто является страхователями
при ОМС и ДМС: при ОМС - это органы исполнительной
власти и работодатели, при ДМС - граждане
и работодатели.
4. Отношения по ДМС также, как и ОМС, относятся
к социальному страхованию, преследующему
цель организации и финансирования предоставления
застрахованному контингенту медицинской
помощи определенного объема и качества,но по программам ДМС.
Однако ДМС, в отличие от ОМС, не относится
к государственному социальному
страхованию. Во-первых, вследствие различия
в реализуемых ими социальных интересах.
Во-вторых, вследствие различия форм собственности
и организационно-правовых форм страховых
организаций, осуществляющих социальное
страхование. При этом имеется в виду,
что социальное страхование может быть
не только государственным, но и муниципальным,
а учитывая различия в его внутренней
организации - также профессиональным
(по отраслевому-профессиональному признаку)
и международным.
Однако классификация социального страхования
по признаку форм собственности и различий
в его внутренней организации (государственное,
муниципальное, профессиональное, международное)
не совпадает с классификацией по формам
социального страхования - обязательное
и добровольное.
Таким образом, ОМС и ДМС отличаются друг
от друга по вышеназванным видам классификации.
5. Вследствие вышесказанного, преследуя
общие цели и имея общий объект страхования
- ОМС и ДМС существенно различаются по
субъектам страхования - у них различные
не только страхователи, но и страховщики.
У ДМС - это негосударственные организации,
имеющие любую организационно-правовую
форму, у ОМС - государственные организации.
6. ОМС и ДМС также отличаются по источникам
поступления средств. У ДМС - личные доходы
граждан или доходы организаций, у ОМС
– налогоподобные сборы и налоги.
Отличий может быть перечислено много,
например, по механизмам правового регулирования,
но это самые основные.
Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее инфраструктура вбирает огромный спектр политических, социальных и экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько типов реализации, зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем, входящих в систему ОМС, наличие связей различного характера между ними, влияние подсистем на обеспечение государственной политики в деле внедрения ОМС. Базисом каждой системы ОМС является порядок движения финансовых средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат последних за оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового события.
Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых средств:
Существование различных схем финансовых потоков обусловлено рядом факторов, в том числе:
Таким образом, движение финансовых потоков предопределяется функционально-организационной структурой системы. Изменение организационной подсистемы ОМС (территориального фонда в дальнейшем) предопределяет движение финансовых средств по двум вариантам: страховые взносы могут перечисляться страхователем на:
Сложившийся
на различных территориях
В части субъектов РФ в настоящее время созданы модели системы ОМС, которые целесообразно подразделяют на две группы:
Денежные
средства от территориальных фондов
на финансирование территориальной
программы ОМС могут
Первостепенная роль в формировании модели системы ОМС принадлежит месту, занимаемому территориальным фондом в системе ОМС. Иногда фонд теряет свою самостоятельность, уступая бразды правления страховой медицинской организации или органу управления здравоохранением.
В таких условиях формирование модели системы ОМС происходит по типу:
Осуществляется это через прямую сильную вертикальную связь, идущую от органов власти (администрации) территории правления территориального фонда, т.е. органов уполномоченных управлять территориальным фондом.
Наименьшей финансовой устойчивостью обладает модель «Орган управления здравоохранения», т.к. за счет средств ОМС решаются зачастую проблемы бюджетного финансирования: включение в территориальную программу объемов и видов медицинской помощи, которые должны финансироваться из бюджета, приобретение дорогостоящего оборудования, транспорта, обеспечение целевых программ, включение в себестоимость медицинских услуг, оказываемых в рамках программы ОМС практически всех затрат по статьям сметы.
В 1997 году на территориях 29 субъектов РФ ОМС полностью соответствовало законодательной модели. Цепочка финансового обеспечения субъектов выстраивалась от территориального фонда ОМС через СМО. СМО финансировались территориальных фондом по числу застрахованных граждан в соответствии с дифференцируемыми подушевыми нормативами. СМО, в свою очередь, производило расчет с медицинскими учреждениями, используя различные способы оплаты, контролировало качество медицинской помощи и защиту прав застрахованных.
21
субъект РФ использовал
В 24 субъектах РФ функции страховщика выполняли только филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Иногда
на территориях сочетаются элементы
той или другой модели, формируются
другие типы системы ОМС, легитимность
в существовании которых
В Красноярском крае финансирование амбулаторн6о-поликлинической помощи осуществляется СМО, а стационарной – ТФ, минуя СМО. В ряде территорий финансирование СМО проводиться не в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами, а в соответствии с объемами оказываемой населению медицинской помощи, превращая фонд в условиях отсутствия должного контроля за объемами медицинской помощи в дойную коров.
Поэтому
для стабильного
Объекты и субъекты медицинского страхования
Как и в любом предмете экономического исследования, в страховании, в том числе и в медицинском, имеют место объекты и субъекты.
В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение.
Страховщик – это специальная организация (государственная или негосударственная), ведающая созданием и использованием денежного фонда. В медицинском страховании – это страховые медицинские организации – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие право заниматься медицинским страхованием.
Страхователь – юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи. В добровольном и обязательном медицинском страховании страхователи отличаются. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения – органы государственного управления республик, краев, областей, городов, местная администрация; для работающего населения – предприятия, учреждения, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или предприятия и организации, представляющие интересы граждан.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Объектом обязательного медицинского страхования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Более
подробно оба вида медицинского страхования
рассмотрены во второй главе данной курсовой
работы.
Договор медицинского страхования
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между сторонами медицинского страхования. Условия договора медицинского страхования регулируются ст.4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ».
Договор медицинского страхования должен содержать:
Информация о работе Развитие медицинского страхования в городах Республики Башкортостан