Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3
1.СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………...5
1.1 Общие сведения об обязательном медицинском страховании………..5
1.2 Особенности добровольного медицинского страхования…………......9
1.3 Модели системы обязательного медицинского страхования…………12
1.4 Финансирование медицинского страхования………..………………...18
2.СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………………..…….…23
2.1 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В УФЕ…………..….23
2.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ………....28
4. ПУТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36
Медицинский полис
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.
Страховой
медицинский полис имеет силу на
всей территории Российской Федерации,
а также на территориях других государств,
с которыми Российской Федерации имеет
соглашения о медицинском страховании
граждан.
1.4
Финансирование
медицинского страхования
Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.
По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.
В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.
Основными
источниками лечебно-
Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между ЛПУ и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
Из этих источников формируются:
Финансовые средства государственной системы ОМС предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:
В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников:
Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.
Добровольное
медицинское страхование
Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).1
В
формировании и использовании фондов
обязательного медицинского страхования
есть свои особенности. Задуманные как
страховые, они не всегда соответствуют
принципам формирования и использования
страховых фондов. В их деятельности
очевидны черты бюджетного подхода: обязательность
и нормативность отчислений, плановое
расходование средств, отсутствие персонификации2
накоплений и др. По экономической сущности
эти фонды не являются страховыми, по форме
они относятся к внебюджетным фондам.
Однако нельзя не отметить, что наряду
с обязательным государственным страхованием
развиваются негосударственные – добровольные.
Тарифы медицинского страхования
Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда (в настоящее время в размере 3,6%) по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.
Тарифы
на медицинские и другие услуги при
добровольном медицинском страховании
устанавливаются по соглашению страховых
медицинских организаций и предприятием,
организацией, учреждением или лицом,
предоставляющим эти услуги.
2.
Система медицинского
страхования: местные
особенности и зарубежный
опыт
2.1
Система медицинского
страхования в Уфе
Система
обязательного медицинского страхования
– одна из форм социальной защиты интересов
населения Республики Башкортостан.
В ее основе лежат «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан», Закон Российской Федерации
«О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации», Кодекс Республики
Башкортостан об охране здоровья граждан
и Закон Республики Башкортостан «О медицинском
страховании граждан в Республике Башкортостан».
В
соответствии с Законом Республики
Башкортостан «О медицинском страховании
граждан в Республике Башкортостан» финансовое
обеспечение прав граждан на медицинскую
помощь возложено в республике на Республиканский
фонд обязательного медицинского страхования
Республики Башкортостан (далее - РФОМС
РБ) и, кроме того, на РФОМС РБ возложена
функция по контролю качества медицинской
помощи в рамках обязательного медицинского
страхования. Законом четко определены
страхователи для работающего и неработающего
населения и круг лиц, имеющих право на
получение страхового медицинского полиса
обязательного медицинского страхования
и, соответственно, получение бесплатной
медицинской помощи.
Порядок,
виды и объемы предоставления медицинской
помощи застрахованному населению
ежегодно определяются Программой государственных
гарантий оказания бесплатной медицинской
помощи гражданам в Республике Башкортостан.
Республиканский фонд обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан
РФОМС РБ создан в целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на основании постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 14 июля 1993 года № ВС-18/40 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан Республики Башкортостан на 1993 год».
Республиканский фонд обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан осуществляет свою деятельность согласно Закону Республики Башкортостан «О медицинском страховании граждан в Республике Башкортостан» от 15 июня 1992 года № ВС-12/31 (ред. от 3 ноября 2006 года №363-3) Республиканский фонд обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Фонд ОМС РБ осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 декабря 1998 года № 307 (ред. от 6 июля 2006 года №193), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и гербовую печать.
Управление Республиканским фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан осуществляется коллегиальным органом - правлением Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан. Состав правления, структура и состав исполнительной дирекции Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан утверждаются в порядке, установленном законодательством.
Структура исполнительной дирекции фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 июля 1999 года № 215 (ред. от 14 марта 2006 года №59) и представлена исполнительным директором, 5 заместителями (включая главного бухгалтера) и 18 структурными подразделениями.
Республиканский фонд ОМС
Основные задачи:
-реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
-обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
-обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования;
-обеспечение в системе обязательного медицинского страхования принципов социальной справедливости и равенства всех граждан в получении медицинских услуг;
-обеспечение
финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования.
Основные функции:
-заключает договоры с субъектами обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством;
-осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования;
Информация о работе Развитие медицинского страхования в городах Республики Башкортостан