Разработка пути повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;
- оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;
- проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
и продукции 6
1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности
продукции 19
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 26
2.1 Организационно-правовая характеристика 26
2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования
персонала 28
2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами
и эффективности их использования 34
2.4 Оценка финансового состояния организации 42
3 ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 59
3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг 59
3.2 Расширение сферы оказываемых услуг 63
3.3 Основные направления повышения экономической
эффективности использования трудовых ресурсов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 7

Работа содержит 1 файл

диплом повышение конкурентоспособности.doc

— 783.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              3

1              КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:

              МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ              6

              1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации

и продукции              6

              1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности

продукции              19

2              ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

              ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА              26

2.1 Организационно-правовая характеристика              26

2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования

персонала              28

2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами

и эффективности их использования              34

              2.4 Оценка финансового состояния организации              42

3              ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ

              ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

              ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА              59

              3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг              59

              3.2 Расширение сферы оказываемых услуг              63

              3.3 Основные направления повышения экономической

эффективности использования трудовых ресурсов              65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              76

ПРИЛОЖЕНИЯ              79

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Среди основных условий преодоления стагнации отечественного производства и его подъема следует отметить повышение конкурентоспособности организаций.

Профессиональное решение вопросов повышения конкурентоспособности организаций позволит заложить прочный фундамент роста конкурентоспособности национального производственного сектора на мировом рынке и будет способствовать приобретению Россией независимой позиции в международном товарообмене.

Особая роль в эффективном достижении конкурентных преимуществ отводится качеству продукции, которое представляет собой конкретное выражение общественной полезности продукции, характеризующей степень ее пригодности для удовлетворения потребности общества при его определенных затратах.

Одной из главных причин неконкурентоспособности нашей страны является то, что в России системно и профессионально проблемами конкурентоспособности никогда никто не занимался. Россия более 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук, ни Министерство образования Российской Федерации и другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблемы конкурентоспособности России.

Впервые на государственном уровне актуальность повышения конкурентоспособности России прозвучала в Ежегодном послании первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох». Здесь только отметим, что «главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности России. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: «способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России».

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не возникала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.

С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка.

Задачи дипломной работы:

-    изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;

-    оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;

-    проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;

-    оценить ликвидность баланса и финансовой устойчивости объекта исследования;

-  оценить рентабельность деятельности объекта исследования;

-  рассмотреть пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг;

-  разработать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности объекта исследования.

Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «Ротонда» г. Краснодар.

Предметом исследования являются пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО "Ротонда".

В работе были использованы следующие методы исследований: монографический, экономико-статистический, финансового анализа, расчетно-конструктивный, сравнения и др.

Источниками для получения информации послужили экономическая и бухгалтерская отчетность ООО «Ротонда» за 2003-2005 годы, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов.


1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ

 

1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации и продукции

 

Термин "конкурентоспособность" имеет целый спектр интерпретаций, что связано с его многоаспектностью, с множеством субъектов, в котором этот термин может быть отнесен.

По общему определению, конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке; она определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке. По мнению этого ученого конкурентоспособность - это главный фактор развития общества, представляющий научную и практическую ценность [22, с. 89].

Исследование проблемы конкурентоспособности показало, что данное понятие включает две основные составляющие: конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность производства. Согласно одной из наиболее разработанных теорий конкуренции М. Портера конкурентоспособность продукции — это способность приносить потребителю дополнительный потребительный эффект сверх оплаченного им в цене товара. Конкурентоспособность продукции проявляется в удовлетворении платежеспособного спроса потребителей с наименьшими затратами их денежных средств, времени и энергии. В основе этой теории лежит понятие потребительной ценности (эффекта от потребления) того или иного товара [14, с. 57].

Конкуренцию в ее классическом виде характеризуют качественные и количественные измерители. Например, при сбыте традиционных товаров успехом в конкуренции можно считать увеличение объема реализации продукции предприятия за счет вытеснения с рынка своих конкурентов. Поставку на рынок принципиально новых изделий также можно расценить как успех предприятия в конкуренции, если это уменьшает потенциальные возможности сбыта конкурентами.

Конкурентоспособность товара означает комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке. Как правило, уровень конкурентоспособности продукции зависит не только от потребительских свойств, но и ее стоимости. Потребительские свойства влияют на потребление товара, характеризуют его полезный эффект. Чем выше эти характеристики, чем ниже стоимость, тем быстрее товар будет реализован.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли. Производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

Уровень конкурентоспособности продукции зависит от факторов внешнего формирования, качественных и экономических показателей.

К факторам внешнего формирования относятся тенденции развития экономики и рынка, научно-технический прогресс, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры и, наконец, состав конкурентов. Немаловажное значение здесь имеют также имидж и престиж предприятия, авторитет страны производителя.

Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции. При определении качества товара исходят из положений международной организации по стандартизации (ИСО).

Мировой опыт утверждает, что именно в условиях рыночной экономики и острой конкуренции качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.

Современная стратегия управления качеством направлена на удовлетворение интересов потребителей. Она предполагает достижение качества продукта за счет улучшения всей организационной структуры предприятия, применения новейших технологий. Качество должно быть обеспечено как в производственном цикле, так и в процессе маркетинга, послепродажного обслуживания.

К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и цену товара [19, с. 44].

Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

-  противоположности целей и средств субъектов рынка;

-  учета особенностей различных сегментов рынка;

-  квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;

-  преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

В связи с этим отношения потребителя и производителя можно выразить матрицей противоположности целей и средств в процессе товарно-денежного обмена между субъектами рыночных отношений (таблица 1).

Таблица 1

Матрица противоположности целей и средств в процессе

оценки конкурентоспособности продукции

 

Субъекты

Факторы конкурентоспособности

 

 

Качество

Цена

 

1. Качество процесса

3. Затраты, связанные

Производитель

производства продукции

с производством продук-

 

(средство)

ции (цель)

 

2. Качество продукции

4. Затраты, связанные

Потребитель

(цель)

с потреблением продук-

 

 

ции (средство)

Информация о работе Разработка пути повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка