Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа
Цель данной работы разработка финансовой стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия;
- провести стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия Utel;
Ведение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия 5
1.1. Сущность стратегического планирования 5
1.2 Процесс стратегического планирования, этапы и их характеристика 8
1.3 Методологические основы стратегического анализа 12
2. Стратегический анализ деятельности ОАО Utel 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО Utel 20
2.2. Анализ внешней среды ОАО Utel 24
2.3. Анализ внутренней среды предприятия 30
3. Обоснование стратегии и разработка мероприятий по ее реализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения
Социальные факторы. Приток молодых специалистов с легкостью осваивающих новые технологии. Заработная плата средняя и высокая производительность труда на рынке телекоммуникаций. Необходимость в высококвалифицированных специалистах. Необходимо улучшать условия труда и быта для работников Utel, совершенствовать систему стимулирования. Высокий уровень коррупции и преступности в целом по стране. Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование. Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.
Технологические факторы. Часть оборудования Utel – устарела. В последние годы, с появлением на рынке современных технологий производства и высокоэффективного оборудования, предприятие делает вложение инвестиций в усовершенствование предоставляемых услуг, улучшение качества связи и модернизацию оборудования. Услуги Utel не являются новыми на российском рынке телекоммуникаций. Также у компании имеются лицензии на оказание услуг фиксированной связи в 48 субъектах федерации и за рубежом. Наличие ресурсосберегающих технологий и эффективное энергосбережение позволяют значительно снизить себестоимость телекоммуникационных услуг и, как следствие, повысить их конкурентоспособность. Широкий спектр предоставления услуг в пакете (фиксированная связь, мобильная связь, Интернет) и возможность продвигать услуги с опорой на доминирующую услугу в пакете. Наличие межрегиональных интеллектуальных платформ сетей фиксированной связи и мобильной связи.
Таблица 2.2 - PEST--анализ Utel
Факторы среды | Оценка фактора | Воздейс-твие фактора | Взве-шенная оценка |
Правовые и политические факторы: |
|
|
|
Жесткие правовые санкции за нарушение техники безопасности | 2 | - 20 | - 40 |
Анализ и применение новых направлений видов деятельности | 3 | +20 | +60 |
Строительство новых дорог | 2 | +10 | +20 |
Стабилизация политической ситуации | 3 | +25 | +75 |
Изменение правил поставки продукции и услуг | 1 | -10 | -10 |
Ужесточение норм антимонопольного законодательства | 2 | -20 | -40 |
Итого: |
|
| +65 |
Экономические факторы: |
|
|
|
Рост цен на эл. энергию | 4 | -30 | -120 |
Уменьшение процентных ставок по кредиту | 2 | +40 | +80 |
Рост курса ЕВРО | 3 | -20 | -20 |
Рост темпа инфляции | 1 | -30 | -30 |
Итого: |
|
| -90 |
Социальные: |
|
|
|
Расширение ассортимента и качества услуг, для удовлетворения потребностей потребителей | 5 | +40 | +90 |
Растущие требования покупателей | 2 | -40 | -80 |
Приток молодых специалистов с легкостью осваивающих новые технологии. | 2 | +20 | +40 |
Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления | 2 | -10 | -20 |
Высокий уровень коррупции и преступности | 2 | -10 | -20 |
Рост уровня образования населения | 2 | +20 | +40 |
Итого: |
|
| +50 |
Технологические: |
|
|
|
Устаревшее оборудование | 2 | -80 | -160 |
Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования | 3 | +40 | +120 |
Использование конкурентами современных технологий | 3 | -50 | -150 |
Ресурсосберегающие технологии | 3 | +40 | +120 |
Лицензирование деятельности, предоставление качественных услуг | 4 | +40 | +160 |
Широкий спектр предоставления услуг в пакете | 2 | +40 | +80 |
Наличие межрегиональных интеллектуальных платформ сетей фиксированной связи и мобильной связи | 2 | +30 | +60 |
Итого: |
|
| +230 |
Всего: |
|
| +255 |
Анализ PEST-факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды носит благоприятный характер. Наибольшую угрозу для Utel представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои усилия.
Далее проведем анализ доминирующих характеристик телекоммуникационной отрасли.
1. Емкость рынка. На сегодняшний день проникновение местной, международной и сотовой связи в Свердловской области не превышает 80%, так что емкость у местного рынка еще есть. Единственное, поскольку количество абонентов ограничено, - конкуренция сместится в сферу обслуживания абонентов. Операторы будут изо всех сил стараться удержать хороших абонентов, следовательно, будут улучшать стандарты обслуживания, вводить программы лояльности и т.п. Данный фактор занимает высокий ранг и получает высокий балл, т.к. Utel в 2011 г. планирует завоевание еще 7% рынка, что говорит о его развитии и вероятном лидерстве.
2. Рентабельность отрасли. Она составила 23.7%. Отрасль телекоммуникаций является высоко прибыльной.
3. Потребность в первоначальном капитале. Важным становится момент инвестирования, т.к. данная отрасль имеет большие требования к капиталу.
4. Технологические инновации. Данная отрасль постоянно обновляется технологически, что влечет за собой и продуктовые инновации, т.е. широкое использование связи является мощным толчком для инноваций технологического процесса Utel в направлении увеличения объема и гибкости производства.
5. Цикличность отрасли. Этот фактор не является основным, т.к. на рынке телекоммуникаций цикличность отсутствует. Заключение договоров на предоставление услуг связи не зависит от сезонности (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Оценка доминирующих характеристик отрасли
Факторы | Ранг | Балл | Оценка |
1. Емкость рынка | 0.3 | 5 | 1.5 |
2. Рентабельность отрасли | 0.3 | 5 | 1.5 |
3. Потребность в первоначальном капитале | 0.1 | 3 | 0.3 |
4. Продуктовые и технологические инновации | 0.2 | 5 | 1.0 |
5. Цикличность отрасли | 0.1 | 2 | 0.2 |
Итого: |
| 4 | 4.5 |
Проанализировав эти факторы и подсчитав средний балл по ним можно сказать о том, что данная отрасль получила оценку 4.5 из 5-ти возможных. Другими словами - отрасль является высоко-привлекательной.
Далее проведем конкурентный анализ.
Рынок телекоммуникаций специфичен. Дело в том, что все операторы связи представляют стандартизированный набор услуг - это формат, разрешенный и подтвержденный законодательством РФ. Практически все остальные услуги дифференцированы - это различные тарифы, причем каждая линейка тарифов отличается от другой в одной компании, не говоря уже о различности тарифов между сотовыми компаниями.
На данный момент существует пять компаний, которые являются конкурентами Utel, одна из них ЗАО «Компания ТрансТелеком» является крупнейшим универсальным операторам связи, предоставляющим комплекс услуг: местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, мобильной и спутниковой связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного и интерактивного телевидения. Остальные являются операторами сотовой связи. Поэтому конкуренция на рынке Свердловской области является высокой.
На рынке услуг сотовой связи основными конкурентами Utel являются федеральные сотовые операторы (МТС, Билайн, Мегафон) и региональные операторы Мотив (Свердловская область) и Tele 2 (Челябинская область).
Доля Utel, и его основных конкурентов в сотовой связи в доходах за услуги связи по итогам 4 квартала 2010 г. выглядит следующим образом:
- ОАО «Уралсвязьинформ» (ТМ Utel) – 34,5%
- Другие операторы - 65,5%
в том числе:
- ОАО «МобильныеТелеСистемы» (МТС) - 19,8%
- ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» (Мегафон) - 23,1%
- ОАО «ВымпелКом» (БиЛайн) - 13,6%(рис. 2.4)
Рисунок 2.1 - Доля Utel, и его основных конкурентов в сотовой связи в доходах за услуги связи по итогам 4 квартала 2010 г.
Таблица 2.4 - Анализ конкурентов Utel на рынке Свердловской области
| Количество абонентов в области | Доля абонентовиспользу-ющих беспроводной Интернет в 2010 г. | ARPU в 2010 г. | Кол-во новых услуг, введенных в 2010 г. | Кол-во новых тарифов, введенных в 2010 г. | Кол-во сотруд-ников в Сверд-ловской обл. в 2010 г. | |||
на 01.01.10 тыс чел. | на 01.01.11 тыс чел. | ||||||||
Для частных клиентов | Для корпоративных клиентов | Для частных клиентов | Для корпоративных клиентов | ||||||
ЗАО «Компания ТрансТелеком» | 10023 | 17253 | 45% | 2742 | 12 | 2 | 3 | 1 | 1506 |
Utel (ОАО «Уралсвязь-информ») | 7034 | 9845 | 53% | 1643 | 2 | 3 | 6 | 2 | 1438 |
МТС | 14814 | 16693 | 20% | 2565 | 6 | 6 | 4 | 2 | 641 |
«Мегафон» | 8223 | 10283 | 25% | н/д | 5 | 1 | 3 | 1 | 1506 |
МОТИВ | 1492 | 1716 | 47% | н/д | 2 | 1 | 3 | 1 | 1017 |
«Билайн» | 924 | 1085 | 31% | 250 | 2 | 0 | 1 | 1 | 324 |
ЗАО «Компания ТрансТелеком» (географическое распределение – глобальное) является универсальным оператором связи №1 на Урале по количеству абонентов (17253 тыс. чел.), количеству новых услуг, введенных в 2010 г. (14) и среднемесячному доходу на абонента (ARPU), который в 2010 г. составил 2742 руб. (по данным исследований J'son & Partners Consulting).
Универсальный оператор связи компания Utel (географическое распределение – глобальное) занимает 2 строчку рейтинга и является лидером по доли абонентов, использующих беспроводной Интернет в 2010 г. (53%) и второе место по количеству новых тарифов, введенных в 2010 г. (8). Среднемесячный доход на абонента (ARPU) в 2010 г. составил 1643 руб.
МТС. Географическое распределение - глобальное. Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 16 миллионов абонентов в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане. Среднемесячный доход на 1 абонента (ARPU) в 2010 г. составил 2565 руб. Среди представленных компаний сотовой связи компания «МТС» имеет самую широкую линейку тарифных планов, она составляет 25 тарифов и 8 корпоративных тарифов. Количество центров продаж и обслуживания – 14.
Мегафон. Географическое распределение - национальное. Лицензионное покрытие Федеральной сети «МегаФон» охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек. Количество тарифов предлагаемых абонентам Свердловской области составляет 10 (пять из которых введены в 2010 г.), корпоративных тоже клиентов10. Компания имеет в наличии 4 центра экспресс-обслуживания.
Билайн (Вымпелком). Географическое распределение - глобальное. ОАО «ВымпелКом» входит в Ассоциацию операторов GSM, которая объединяет компании, работающие в стандарте GSM-900 и GSM-1800 на территории России и ряда стран СНГ. Компания Билайн в 2010 г. обслуживала 1085 тыс. абонентов. Компания предлагает всего 4 тарифа для своих абонентов, корпоративных тарифа всего 2. Количество центров обслуживания. Центральный офис находится в городе Екатеригбурге, еще имеются 9 эксклюзивных салонов-центров обслуживания.
МОТИВ. Географическое распределение - региональное. Компания первой среди уральских операторов получила лицензию на предоставление услуг сотовой связи на территории Свердловской области. На данный момент компания «МОТИВ» предлагает 19 тарифов для подключения абонентов к сети данного оператора. Для корпоративных клиентов существует 17 тарифов. Компания имеет 10 центров комплексного обслуживания абонентов в Свердловской области.
Билайн, МТС и Мегафон являются федеральными операторами, т.е. оказывают услуги сотовой связи во всех или почти во всех регионах РФ и ближнем зарубежье, соответственно предоставляя возможность своим абонентам пользоваться внутрисетевым роумингом.
На рынке услуг Интернет основными конкурентами Utel являются домовые сети, ориентированные, в первую очередь, на услугу доступа к сети Интернет. В условиях надлежащего применения регулирования и легализации контента у домовых сетей нет перспектив развития и существования, поэтому домовые сети являются предметом поглощения со стороны конкурентов (крупных федеральных операторов).
Кроме домовых сетей на рынке присутствуют крупные федеральные и региональные операторы (Голден Телеком (Билайн), Кабинет, Эр-Телеком, Комстар (МТС) и Интерсвязь), стратегией которых является активный рост абонентской базы в целевых сегментах.
Доля Utel по услуге Интернет в финансовых показателях на IV квартал 2010 г. составила 48,4%.
2.3. Анализ внутренней среды предприятия
В общем виде стратегическое видение Utel можно выразить следующей фразой - "Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассной сети передачи данных».
Свою миссию Utel видит во внесении вклада в решение задач, стоящих на пути развития гражданского общества в целом, и России в частности: построение общей информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство. Как и любая другая телекоммуникационная компания, Utel содействует построению информационного общества, путем организации подключения пользователей к сетям передачи данных. Возможности и финансово-экономическая политика Utel позволяют устанавливать невысокие цены на услуги компании при неизменно высоком их качестве, тем самым делая более привлекательным телекоммуникационный бизнес в России, косвенно влияя на снижение уровня цен на этом рынке и увеличение количества конечных российских пользователей услугами доступа к мировым информационным ресурсам.
В ближайших планах развития сети Utel - дальнейшее расширение канальной емкости и увеличение точек присутствия в Европе, Юго-Восточной Азии, США. В планах 2011 г. - организация узлов связи в Лондоне и Гонконге, а также подсоединение к точке международного обмена трафиком в Лондоне (LINX).
Основная цель Utel - занимать лидирующие позиции на рынке телекоммуникаций за счет создания и совершенствования сетей передачи данных.
Информация о работе Разработка финансовой стратегии ОАО Utel