Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа
Цель данной работы разработка финансовой стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия;
- провести стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия Utel;
Ведение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия 5
1.1. Сущность стратегического планирования 5
1.2 Процесс стратегического планирования, этапы и их характеристика 8
1.3 Методологические основы стратегического анализа 12
2. Стратегический анализ деятельности ОАО Utel 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО Utel 20
2.2. Анализ внешней среды ОАО Utel 24
2.3. Анализ внутренней среды предприятия 30
3. Обоснование стратегии и разработка мероприятий по ее реализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия 5
1.1. Сущность стратегического планирования
1.2 Процесс стратегического планирования, этапы и их характеристика 8
1.3 Методологические основы стратегического анализа 12
2. Стратегический анализ деятельности ОАО Utel 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО Utel
2.2. Анализ внешней среды ОАО Utel
2.3. Анализ внутренней среды предприятия
3. Обоснование стратегии и разработка мероприятий по ее реализации 36
Заключение
Список использованной литературы 44
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
В современных условиях ни одна солидная организация не может развиваться без стратегических ориентиров или планов. И это утверждение имеет смысл как для выработки общей стратегии развития предприятия, так и отдельных сторон его деятельности.
На предприятиях сегодня все активнее внедряются системы стратегического планирования и бюджетирования. Это означает, что все больше российских предприятий грамотно подходят к управлению финансами. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
Стратегия является одной из важнейших характеристик управления. Если управление строится на добротной стратегии и с учетом ее основных положений, такое управление называется стратегическим управлением. Стратегия - это также как и тактика, категория выбора и предмет разработки. Успех стратегии определяется тактикой управления, которая представляет собой выбор путей и этапов движения к цели в рамках стратегического направления или направления, устанавливаемого стратегией.
Цель данной работы разработка финансовой стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия;
- провести стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия Utel;
- повести обоснование стратегии и разработку мероприятий по ее реализации.
Объектом практического исследования явилась компания ОАО Utel - универсальный оператор связи в УрФО.
Предмет исследования – стратегическое планирование на микроуровне.
Информационной базой исследования послужили научная литература, освещающая вопросы стратегического развития предприятия, отчетность предприятия Utel;.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность стратегического планирования
И. Ансофф трактует понятие стратегия (др.-греч. στρατηγία - «искусство полководца») как общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели[1].
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам[2]. Стратегия организации - по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегическое управление - это комплексная система установки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.[3]
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
В задачи стратегического управления входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.
Основные функции управления: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.[4] Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Стратегический план - план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.
Можно выделить три основные задачи разработки стратегического плана организации:
1.Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).
2.Определение основных целей и задач развития организации с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.
3.Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития.
Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
1.2 Процесс стратегического планирования: этапы и их характеристика
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов: определение миссии и целей организации; анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации; анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения[5] (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Процесс стратегического планирования
Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами; адресность и контролируемость.
Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.
Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке. Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих: внешней среды; непосредственного окружения; внутренней среды организации.[6]
Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом: конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования; перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования; в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.
Информация о работе Разработка финансовой стратегии ОАО Utel