Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного состояния и перспектив развития, выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия России с международными финансовыми организациями.
Исследование базируется на анализе истории, динамики целей, принципов, форм и механизмов взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире.
2. Установление роли МФО в экономическом развитии России после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условии сотрудничества.
Введение
1. Международные финансовые организации и их роль в мировых финансовых отношениях
1.1. Международный валютный фонд: история и современные функции
1.2. Подразделения Всемирного банка и региональные организации
2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями
2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями
2.2. Анализ эффективности сотрудничества России с международными финансовыми организациями
3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями
3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций
3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми
организациями: проблемы и пути их решения в будущем
Заключение
Список использованной литературы
Анализ сотрудничества России с МБРР показывает наличие следующих важных тенденций:
1. эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования . программы социально-экономических реформ к поддержке со стороны j Мирового банка точечных проектов в сфере государственного управления, включая управление государственныхмн финансами на федеральном и региональном уровне. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что экономика РФ за эти годы существенно «набрала обороты», справилась с длительным экономическим кризисом и вступила в фазу экономического роста.
2. Происходит сокращение общего размера портфеля займов, и размеров конкретных займов. Крупные проекты, такие как модернизация казначейской системы, предполагается финансировать за счет адаптивного программного займа, состоящего из нескольких последовательных траншей.
Рассмотрим, какими должны быть основные принципы будущего сотрудничества РФ с МФО.
1. Принцип соответствия основным задачам и направлениям социально-экономического развития Российской Федерации
Поскольку средства и опыт МФО могут быть в первую очередь использованы для дальнейшего реформирования российской экономики, то главным принципом сотрудничества в перспективе должно стать максимальное соответствие такого сотрудничества российской программе экономического развития.
В настоящее время принята и реализуется среднесрочная Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005 гг. Она предусматривает, прежде всего, повышение конкурентоспособности России. Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности страны. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных.
2. Принцип коренного изменения в акцептах сотрудничества
Принимая во внимание возможности МФО по содействию реализации программы социально-экономических преобразований о России, представляется нецелесообразным в ближайшей перспективе полный отказ от заимствований у МФО. Полный отказ от заимствований возможен только в результате снижения зависимости бюджетной системы России от доходов, обусловленных внешнеэкономической конъюнктурой, приобретения Россией устойчивого рейтинга первоклассного заемщика, и перехода на проектное финансирование стратегических программ и мероприятий развития экономики в рамках долгосрочного бюджетного планирования. Вместе с тем, как уже упоминалось выше, целесообразность такого отказа даже при выполнении всех этих условий не является очевидной, а требует экономических расчетов.
Устойчивый профицит федерального бюджета Российской Федерации свидетельствует о возможностях государства финансировать весь перечень первоочередных проектов, обеспечивающих реализацию программы социально-экономических преобразовании. Таким образом, Россия о среднесрочной перспективе в меньшей степени, чем раньше, заинтересована с финансовых ресурсах международных финансовых организаций. На первый план выходят такие преимущества сотрудничества с МФО, как возможность решишщии проектного подхода и использование международного опыта при подготовке и реализации стратегических значимых программ институциональных реформ и крупномасштабных инвестиционных проектов.
3. Принцип минимизации суверенных заимствовании
Важным принципом сотрудничества в новых макроэкономических условиях становится минимизация суверенных заимствований. Несмотря на положительный эффект от сотрудничества с МФО, нельзя не учитывать ограничения, накладываемые текущей макроэкономической и бюджетной ситуацией, стоящих задач по ограничению темпов роста непроцентных расходов, сокращению объема внешнего долга. Принцип минимизации суверенных заимствований предполагает привлечение суверенных займов и гарантий только в случае невозможности финансирования проекта за счет доходов федерального бюджета, коммерческого кредитования win предоставлении частичных гарантии.
4. Принцип диверсификации механизмов сотрудничества с МФО Этот принцип предполагает необходимость развития различных механизмов сотрудничества с МФО, а также применение в каждом конкретном случае наиболее оптимального из имеющихся механизмов.
5. Принцип максимального использовании сраппптсльных прспнущссш разных МФО
В настоящее время Российская Федерация сотрудничает с различными МФО. Каждая из этих МФО имеет уникальный мандат, и накопила опыт в его реализации в рамках сотрудничества с Российской Федерацией. В связи с этим целесообразно строить сотрудничество с различными МФО на основе максимального использования возможностей этих организаций по поддержке социально-экономического развитии России, и определять приоритеты в сотрудничестве с каждой из таких организаций
Комплексное применение перечисленных выше принципов призвано обеспечить максимально эффективное использование бюджетных средств, в том числе заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией или под её гарантию.
Рассматриваемые в данном разделе перспективные направления сотрудничества с МФО определены исходя из важнейших задач развития экономики РФ, отраженных в се наиболее важных социально-экономических документах. Направления сотрудничества с МФО сформированы как с учетом первоочередных задач по реформированию российской экономики, так и возможностей каждой МФО оказывать такое эффективное содействие.
1. Реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста
Недостаточное развитие государственной инфраструктуры препятствует диверсификации составляющих экономического роста в России. Особое внимание следует уделить развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Транспортная инфраструктура нуждается в срочной модернизации и расширении для обеспечения решения задачи удвоения ВВП в десятилетний период. Прогнозируемый рост экономики в целом и связанный с этим рост грузооборота требует также обновления парка транспортных средств.
Необходимо скорейшее решение проблем жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование жилищной политики, нацеленное на поддержание надежности функционирования ЖКХ, снижение стоимости услуг комплекса, развитие конкуренции среди предприятий ЖКХ. Проблемы в ЖКХ являются в настоящий момент наиболее значительный причиной несбалансированности местных и региональных бюджетов, поэтому скорейшее реформирование комплекса является первоочередной задачей в сфере развития местного самоуправления, улучшения финансового положения муниципальных образований.
В ближайшие годы необходимо реализовать основные намеченные (электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь) и разрабатываемые (рынок газа) реформы инфраструктурных монополий. Сегодня монополии, не подверженные давлению конкуренции и рыночным ограничениям со стороны спроса, мотивированы исключительно на рост издержек и цен, их растущие потребности в долгосрочном инвестиционном финансировании также покрываются за счет увеличения тарифной нагрузки на потребителей и практически не ведут к привлечению ресурсов российской финансовой системы. Готовящиеся и реализуемые в настоящее время программы реформирования естественных монополий требуют аналитической поддержки высококвалифицированных экспертов, что частично может быть осуществлено МБРР на безвозмездной основе. Кроме того, рассматриваемые в увязке с планами реструктуризации инвестиционные программы естественных монополий предполагают возможность привлечения внешнего финансирования на эти цели, одним из источников которого могут стать МФО.
Таким образом, МФО в среднесрочной перспективе могут оказывать дальнейшее содействие:
- развитию транспортной инфраструктуры;
- проведению реформы ЖКХ;
- осуществлению реформы естественных монополий.
2. Поддержка институциональных преобразований п сфере государственного управления
Без значительного повышения качества государственного управления и проведения реформы судебной системы возможности осуществления важных структурных и институциональных реформ, проведение которых предусмотрено программой социально-экономического развития Российской Федерации, будут существенно ограничены.
Опыт реализации проектов Всемирного банка и ЕБРР в России показал, что сотрудничество с МФО может дать значительный эффект в случае поддержки преобразований государственного сектора и прежде всего той его части, которая определяет эффективность управления бюджетными средствами. При этом приоритетными должны быть проекты, в результате которых увеличиваются доходы в бюджет или создаются условия для эффективного использования бюджетных ресурсов: в частности, могут быть получены аналитические услуги, которые включают обзоры государственных расходов и инвестиций, оценки положения дел в сфере управления закупками и государственными финансами, оценки правового, регулятивного и институционального характера, а также может быть оказано прямое содействие усилиям Правительства Российской Федерации по реформированию государственного управления и обеспечена возможность использования существенной двусторонней поддержки процессу реформирования в форме грантов.
Всемирный банк имеет богатый опыт в совершенствовании управления бюджетом на федеральном и региональном уровнях, внедрении современных информационных технологий в систему государственного управления (в системе налогообложения, судопроизводства, сбора таможенных платежей), повышении качества предоставляемых государственных услуг (особенно основных инфраструктурных и коммунальных услуг). Поддержка институциональных преобразований в указанных сферах имеет решающее значение для улучшения инвестиционного климата и сохранения долгосрочного экономического роста. Дополнительным преимуществом сотрудничества с Банком в этих областях является международное признание качества проводимых реформ.
Предполагается и в дальнейшем использовать участие Всемирного банка в качестве координатора программы донорского содействия в решении задачи повышения эффективности функционирования государственного управления.
Планируется привлечение займа Всемирного банка на содействие реформированию судебной системы. Существенное значение для эффективного функционирования экономики и государственного управления имеет внедрение и массовое распространение комплексных информационных технологий.
Таким образом, в среднесрочной перспективе МФО будут оказывать содействие:
- проведению административной реформы;
- проведению судебной реформы;
- развитию конкуренции путем снижения административных барьеров в экономике;
- формированию системы региональных финансов; -укреплению бюджетной системы на федеральном уровне;
- модернизации таможенной системы: -реформированию налоговой системы.
3. Поддержка социальной инфраструктуры
Недостаточный уровень инвестирования в такие отрасли, как образование, здравоохранение и системы социального обеспечения лишает значительную часть населения доступа к услугам адекватного качества и объема. Система образования не в состоянии удовлетворить стремительно меняющиеся потребности современной экономики, растет неравенство доступа. Показатели средней продолжительности жизни и здоровья населения значительно ниже общеевропейских, широко распространены инфекционные заболевания, в том числе туберкулез и СПИД, обостряется проблема наркомании. Экстенсивное инвестирование в эти сектора в отсутствие структурных реформ не даст желаемых результатов. Необходимо продуманное реформирование этих секторов, что требует тщательного планирования проектов, рационализации механизмов бюджетных и финансовых трансфертов и использования соответствующего между народ ного опыта.
Реализуемые с участием МФО проекты могут помочь в смягчении социального и экологического воздействия структурных реформ, проводимых на федеральном уровне. Хорошо разработанная программа может уменьшить в долгосрочной перспективе бюджетное бремя и сделать программу реформ более привлекательной для частных инвесторов.
Дискуссии о роли Всемирного Банка и МВФ в осуществлении программ стабилизации в России, о будущих ее взаимоотношениях с МФО в целом, безусловно, не окончены. На взгляд автора, еще рано делать окончательные выводы в силу незавершенности системной трансформации в России и сложности вызовов глобализирующегося мира, нередко проявляющихся в тех или иных катаклизмах мирового развития. Время также покажет, насколько будут реализованы современные прогнозы российского правительства. Однако можно смело утверждать, что в ближайшие годы страна еще будет нуждаться и в рекомендациях Всемирного Банка, и, возможно, в его займах, и в кредитах ЕБРР.
В отношении сотрудничества с МВФ прогнозы делать еще сложнее. Характер его сотрудничества с Россией, в том числе в части финансовой помощи, по нашему мнению, следует увязывать с эволюцией проблемы внешней задолженности и увеличением доли внешнего финансирования в покрытии государственных расходов в случае возникновения бюджетного дефицита в России.