Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в исследовании современного состояния и перспектив развития, выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия России с международными финансовыми организациями.
Исследование базируется на анализе истории, динамики целей, принципов, форм и механизмов взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире.
2. Установление роли МФО в экономическом развитии России после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условии сотрудничества.

Содержание

Введение
1. Международные финансовые организации и их роль в мировых финансовых отношениях
1.1. Международный валютный фонд: история и современные функции
1.2. Подразделения Всемирного банка и региональные организации
2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями
2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями
2.2. Анализ эффективности сотрудничества России с международными финансовыми организациями
3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями
3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций
3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми
организациями: проблемы и пути их решения в будущем
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие РФ и международных валютных организаций.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Анализ сотрудничества России с МБРР показывает наличие следующих важных тенденций:

1. эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования . программы социально-экономических реформ к поддержке со стороны j Мирового банка точечных проектов в сфере государственного управления, включая управление государственныхмн финансами на федеральном и региональном уровне. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что экономика РФ за эти годы существенно «набрала обороты», справилась с длительным экономическим кризисом и вступила в фазу экономического роста.

2. Происходит сокращение общего размера портфеля займов, и размеров конкретных займов. Крупные проекты, такие как модернизация казначейской системы, предполагается финансировать за счет адаптивного программного займа, состоящего из нескольких последовательных траншей.


3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями

 

3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций

Рассмотрим, какими должны быть основные принципы будущего сотрудничества РФ с МФО.

1. Принцип соответствия основным задачам и направлениям социально-экономического развития Российской Федерации

Поскольку средства и опыт МФО могут быть в первую очередь использованы для дальнейшего реформирования российской экономики, то главным принципом сотрудничества в перспективе должно стать максимальное соответствие такого сотрудничества российской программе экономического развития.

В настоящее время принята и реализуется среднесрочная Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005 гг. Она предусматривает, прежде всего, повышение конкурентоспособности России. Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности страны. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных.

2. Принцип коренного изменения в акцептах сотрудничества

Принимая во внимание возможности МФО по содействию реализации программы социально-экономических преобразований о России, представляется нецелесообразным в ближайшей перспективе полный отказ от заимствований у МФО. Полный отказ от заимствований возможен только в результате снижения зависимости бюджетной системы России от доходов, обусловленных внешнеэкономической конъюнктурой, приобретения Россией устойчивого рейтинга первоклассного заемщика, и перехода на проектное финансирование стратегических программ и мероприятий развития экономики в рамках долгосрочного бюджетного планирования. Вместе с тем, как уже упоминалось выше, целесообразность такого отказа даже при выполнении всех этих условий не является очевидной, а требует экономических расчетов.

Устойчивый профицит федерального бюджета Российской Федерации свидетельствует о возможностях государства финансировать весь перечень первоочередных проектов, обеспечивающих реализацию программы социально-экономических преобразовании. Таким образом, Россия о среднесрочной перспективе в меньшей степени, чем раньше, заинтересована с финансовых ресурсах международных финансовых организаций. На первый план выходят такие преимущества сотрудничества с МФО, как возможность решишщии проектного подхода и использование международного опыта при подготовке и реализации стратегических значимых программ институциональных реформ и крупномасштабных инвестиционных проектов.

3. Принцип минимизации суверенных заимствовании

Важным принципом сотрудничества в новых макроэкономических условиях становится минимизация суверенных заимствований. Несмотря на положительный эффект от сотрудничества с МФО, нельзя не учитывать ограничения, накладываемые текущей макроэкономической и бюджетной ситуацией, стоящих задач по ограничению темпов роста непроцентных расходов, сокращению объема внешнего долга. Принцип минимизации суверенных заимствований предполагает привлечение суверенных займов и гарантий только в случае невозможности финансирования проекта за счет доходов федерального бюджета, коммерческого кредитования win предоставлении частичных гарантии.

4. Принцип диверсификации механизмов сотрудничества с МФО Этот принцип предполагает необходимость развития различных механизмов сотрудничества с МФО, а также применение в каждом конкретном случае наиболее оптимального из имеющихся механизмов.

5. Принцип максимального использовании сраппптсльных прспнущссш разных МФО

В настоящее время Российская Федерация сотрудничает с различными МФО. Каждая из этих МФО имеет уникальный мандат, и накопила опыт в его реализации в рамках сотрудничества с Российской Федерацией. В связи с этим целесообразно строить сотрудничество с различными МФО на основе максимального использования возможностей этих организаций по поддержке социально-экономического развитии России, и определять приоритеты в сотрудничестве с каждой из таких организаций

Комплексное применение перечисленных выше принципов призвано обеспечить максимально эффективное использование бюджетных средств, в том числе заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией или под её гарантию.

 

3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми

организациями: проблемы и пути их решения в будущем

 

Рассматриваемые в данном разделе перспективные направления сотрудничества с МФО определены исходя из важнейших задач развития экономики РФ, отраженных в се наиболее важных социально-экономических документах. Направления сотрудничества с МФО сформированы как с учетом первоочередных задач по реформированию российской экономики, так и возможностей каждой МФО оказывать такое эффективное содействие.

1. Реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста

Недостаточное развитие государственной инфраструктуры препятствует диверсификации составляющих экономического роста в России. Особое внимание следует уделить развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Транспортная инфраструктура нуждается в срочной модернизации и расширении для обеспечения решения задачи удвоения ВВП в десятилетний период. Прогнозируемый рост экономики в целом и связанный с этим рост грузооборота требует также обновления парка транспортных средств.

Необходимо скорейшее решение проблем жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование жилищной политики, нацеленное на поддержание надежности функционирования ЖКХ, снижение стоимости услуг комплекса, развитие конкуренции среди предприятий ЖКХ. Проблемы в ЖКХ являются в настоящий момент наиболее значительный причиной несбалансированности местных и региональных бюджетов, поэтому скорейшее реформирование комплекса является первоочередной задачей в сфере развития местного самоуправления, улучшения финансового положения муниципальных образований.

В ближайшие годы необходимо реализовать основные намеченные (электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь) и разрабатываемые (рынок газа) реформы инфраструктурных монополий. Сегодня монополии, не подверженные давлению конкуренции и рыночным ограничениям со стороны спроса, мотивированы исключительно на рост издержек и цен, их растущие потребности в долгосрочном инвестиционном финансировании также покрываются за счет увеличения тарифной нагрузки на потребителей и практически не ведут к привлечению ресурсов российской финансовой системы. Готовящиеся и реализуемые в настоящее время программы реформирования естественных монополий требуют аналитической поддержки высококвалифицированных экспертов, что частично может быть осуществлено МБРР на безвозмездной основе. Кроме того, рассматриваемые в увязке с планами реструктуризации инвестиционные программы естественных монополий предполагают возможность привлечения внешнего финансирования на эти цели, одним из источников которого могут стать МФО.

Таким образом, МФО в среднесрочной перспективе могут оказывать дальнейшее содействие:

- развитию транспортной инфраструктуры;

- проведению реформы ЖКХ;

- осуществлению реформы естественных монополий.

2. Поддержка институциональных преобразований п сфере государственного управления

Без значительного повышения качества государственного управления и проведения реформы судебной системы возможности осуществления важных структурных и институциональных реформ, проведение которых предусмотрено программой социально-экономического развития Российской Федерации, будут существенно ограничены.

Опыт реализации проектов Всемирного банка и ЕБРР в России показал, что сотрудничество с МФО может дать значительный эффект в случае поддержки преобразований государственного сектора и прежде всего той его части, которая определяет эффективность управления бюджетными средствами. При этом приоритетными должны быть проекты, в результате которых увеличиваются доходы в бюджет или создаются условия для эффективного использования бюджетных ресурсов: в частности, могут быть получены аналитические услуги, которые включают обзоры государственных расходов и инвестиций, оценки положения дел в сфере управления закупками и государственными финансами, оценки правового, регулятивного и институционального характера, а также может быть оказано прямое содействие усилиям Правительства Российской Федерации по реформированию государственного управления и обеспечена возможность использования существенной двусторонней поддержки процессу реформирования в форме грантов.

Всемирный банк имеет богатый опыт в совершенствовании управления бюджетом на федеральном и региональном уровнях, внедрении современных информационных технологий в систему государственного управления (в системе налогообложения, судопроизводства, сбора таможенных платежей), повышении качества предоставляемых государственных услуг (особенно основных инфраструктурных и коммунальных услуг). Поддержка институциональных преобразований в указанных сферах имеет решающее значение для улучшения инвестиционного климата и сохранения долгосрочного экономического роста. Дополнительным преимуществом сотрудничества с Банком в этих областях является международное признание качества проводимых реформ.

Предполагается и в дальнейшем использовать участие Всемирного банка в качестве координатора программы донорского содействия в решении задачи повышения эффективности функционирования государственного управления.

Планируется привлечение займа Всемирного банка на содействие реформированию судебной системы. Существенное значение для эффективного функционирования экономики и государственного управления имеет внедрение и массовое распространение комплексных информационных технологий.

Таким образом, в среднесрочной перспективе МФО будут оказывать содействие:

- проведению административной реформы;

- проведению судебной реформы;

- развитию конкуренции путем снижения административных барьеров в экономике;

- формированию системы региональных финансов; -укреплению бюджетной системы на федеральном уровне;

- модернизации таможенной системы: -реформированию налоговой системы.

3. Поддержка социальной инфраструктуры

Недостаточный уровень инвестирования в такие отрасли, как образование, здравоохранение и системы социального обеспечения лишает значительную часть населения доступа к услугам адекватного качества и объема. Система образования не в состоянии удовлетворить стремительно меняющиеся потребности современной экономики, растет неравенство доступа. Показатели средней продолжительности жизни и здоровья населения значительно ниже общеевропейских, широко распространены инфекционные заболевания, в том числе туберкулез и СПИД, обостряется проблема наркомании. Экстенсивное инвестирование в эти сектора в отсутствие структурных реформ не даст желаемых результатов. Необходимо продуманное реформирование этих секторов, что требует тщательного планирования проектов, рационализации механизмов бюджетных и финансовых трансфертов и использования соответствующего между народ ного опыта.

Реализуемые с участием МФО проекты могут помочь в смягчении социального и экологического воздействия структурных реформ, проводимых на федеральном уровне. Хорошо разработанная программа может уменьшить в долгосрочной перспективе бюджетное бремя и сделать программу реформ более привлекательной для частных инвесторов.


Заключение

Дискуссии о роли Всемирного Банка и МВФ в осуществлении программ стабилизации в России, о будущих ее взаимоотношениях с МФО в целом, безусловно, не окончены. На взгляд автора, еще рано делать окончательные выводы в силу незавершенности системной трансформации в России и сложности вызовов глобализирующегося мира, нередко проявляющихся в тех или иных катаклизмах мирового развития. Время также покажет, насколько будут реализованы современные прогнозы российского правительства. Однако можно смело утверждать, что в ближайшие годы страна еще будет нуждаться и в рекомендациях Всемирного Банка, и, возможно, в его займах, и в кредитах ЕБРР.

В отношении сотрудничества с МВФ прогнозы делать еще сложнее. Характер его сотрудничества с Россией, в том числе в части финансовой помощи, по нашему мнению, следует увязывать с эволюцией проблемы внешней задолженности и увеличением доли внешнего финансирования в покрытии государственных расходов в случае возникновения бюджетного дефицита в России.

Информация о работе Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями