Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в исследовании современного состояния и перспектив развития, выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия России с международными финансовыми организациями.
Исследование базируется на анализе истории, динамики целей, принципов, форм и механизмов взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире.
2. Установление роли МФО в экономическом развитии России после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условии сотрудничества.

Содержание

Введение
1. Международные финансовые организации и их роль в мировых финансовых отношениях
1.1. Международный валютный фонд: история и современные функции
1.2. Подразделения Всемирного банка и региональные организации
2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями
2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями
2.2. Анализ эффективности сотрудничества России с международными финансовыми организациями
3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями
3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций
3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми
организациями: проблемы и пути их решения в будущем
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие РФ и международных валютных организаций.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Европейский банк реконструкции и развития

Международным финансовым институтом, играющим в последнее время все более важную роль в регулировании международных финансово-экономических отношений, является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Банк поставил своей целью содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы.

Подписание Соглашения об учреждении Банка состоялось 29 мая 1990 г. В число акционеров Банка входят 58 стран и 2 международные организации — Европейское Сообщество и Европейский инвестиционный банк.

В отличие от других международных финансовых организаций, Устав Банка содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Межамериканский банк

Устав Межамериканского банка развития был ратифицирован, принят и вступил в силу 30 декабря 1959 г., а официально Банк начал свои операции 1 октября 1960 г. Штаб-квартира МЛБР располагается в г. Вашингтон[3]. Первоначально членами МЛБР являлись 19 стран Латинской Америки и США. В настоящий момент МАБР является крупнейшим региональным банком мира, а в его состав входят 28 государств региона и 18 нерегиональных участников (из них 26 стран - получатели помощи, а 20 -доноры).

Устав в ст. I определял цель данного финансового института: оказывать содействие ускорению экономического и социального развития — развивающихся стран-членов Банка.

В своей деятельности МАБР располагает соответствующими финансовыми ресурсами, как собственными, так и привлеченными. Собственные средства складываются из Фонда обычных ресурсов, Фонда специальных операций, резервов, доверительных фондов (приравненных к собственным источникам). Привлеченные средства формируются путем заимствований Байка на международных рынках капиталов за счет размещения его облигационных займов, получения прямых кредитов от правительств, банков, и т.д. Вес фонды МЛБР имеют самостоятельные балансы.

Фонд обычных ресурсов состоит из уставного подписного капитала и отчислений от доходов, полученных Банком от разного рода операций.

Фонд специальных операций был создан для финансирования менее развитых стран региона (классификация на основе уровня ВВП) на льготных условиях.

Дополняют финансовые ресурсы МАБР 36 доверительных фондов, созданных 18 странами и переданных в управление Банку. Основное назначение таких фондов - финансирование экономических проектов, техническое содействие социальным проектам и программам, ориентированным на поддержку малообеспеченных слоев общества в странах региона. Поэтому финансирование может предоставляться безвозмездно и частично — на условиях возвратности. В настоящее время объем финансовых ресурсов, которыми располагают доверительные фонды, составляет 1,4 млрд. долл.

Для оказания финансовой поддержки структурных реформ и частного сектора и качестве дочерних структур МАБР были созданы Межамериканская инвестиционная корпорация (МИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ).

Учрежденная в 1988 г. МИК имеет своей целью поддержку частного предпринимательства, особенно мелкого и среднего, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Уставный капитал МИК составляет200 млн. долл. Основной формой финансирования корпорации является кредитование. Как правило, для получения ее кредитов не требуется правительственных гарантии, а сроки их погашения составляют от 1 года до 12 лет. Все операции корпорации осуществляются в долларах США.

Основной целью МИФ, образованного в 1993 г., стало кредитование структурных экономических реформ в странах региона. Ресурсы МИФ составляют 1,25 млрд. долл. По замыслу создателей, задачами МИФ являются: всемерное содействие реализации экономических реформ, предоставление финансовой поддержки частному предпринимательству, оказание помощи в решении проблем занятости. Основная часть финансирования предоставляется фондом на безвозмездной основе, но он также осуществляет кредитные операции и прямые инвестиции.

Азиатский банк развития

В 1966 г. по решению XXI сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) была учреждена еще одна международная финансовая организация региональной направленности - Азиатский банк развития (АзБР). Штаб-квартира Банка — г. Манила (Филиппины).

Целями являются[4]: стимулирование экономического развития и регионального сотрудничества развивающихся стран азиатско-тихоокеанского региона, предоставление им финансовой, экономической и технической помощи, содействие привлечению в данные страны инвестиций, участие в координации их экономической политики.

За премя своего существования ЛзБР одобрил 1500 проектов на общую сумму 77,3 млрд. долл. США. Объем технического содействия составил 1,613 млрд. долл. США. Непогашенный долг перед АзБР, по данным на 31 декабря 1998 г., составил 23,78 млрд. долл. США.

Банки СЭВ и СНГ

Российская Федерация осуществляет свою деятельность как член МВЭС и МИБ на основании общей правопреемственности СССР. Доля Российской Федерации в уставном капитале МБЭС составляет 46,35 %, а ее оплаченная часть - 66,5 млн. евро.

Российская Федерация является также крупнейшим акционером МИБ, ее квота в уставном капитале банка составляет 44,7 %, а оплаченная часть — 95,9 млн. евро.

Новые экономические задачи развития регионального сотрудничества с партнерами ближнего зарубежья вызвали необходимость учреждения Межгосударственного банка СНГ(МГБ). МГБ является межгосударственной организацией, соглашение об учреждении которого было подписано в 1993 г. главами 10-ти государств СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина). Уставный капитал МГБ составляет 5 млрд. руб., при этом оплаченная его часть — 20 млн. руб. Российской Федерации принадлежит 50% голосов в Совете МГБ, Украине — 20,7%, Республике Беларусь - 8,4%, Казахстану — 6,1%, Узбекистану — 5,5.%, Республике Молдова — 2,9%, Армении — 1,8%, Таджикистану - 1,6%, Туркменистану и Киргизии — по 1,5%, соответственно.

МГБ создавался в качестве расчетного центра по обслуживанию существовавшей в тот период "рублевой зоны" на территории стран бывшего СССР. В связи с изменениями, произошедшими за 10 лет в экономике стран-участниц МГБ, первоначальные цели создания МГБ устарели - все страны-участницы МГБ ввели собственные национальные валюты и осуществляют независимую денежно-кредитную и валютную политики. Вместе с тем, возрастает заинтересованность стран в создании условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения путем долгосрочного финансирования производства и программ развития. В качестве одного из вариантов преобразования МГБ в организацию, отвечающую задачам развития стран-участниц, в настоящее время Правительством Российской Федерации рассматривается возможность, развития d МГБ платежно-расчетной системы на базе национальных валют и, наряду с этим, активное развитие инвестиционной деятельности в странах-членах банка.

В настоящее время Правительством Российской Федерации рассматривается возможность трансформации данного международного финансового института в полноценный международный банк развития, призванный способствовать расширению экономического и финансового сотрудничества стран-членов.


2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями

 

2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями

 

Рассмотрим теперь более подробно различные аспекты сотрудничества России с важнейшими МФО, кратко охарактеризованными в предыдущей главе. Для этого кратко остановимся на вопросах общего объема внешней задолженности РФ, с распределением по секторам экономики, а дальнейший анализ, в силу специфики заимствования у различных финансовых институтов, обозначенной выше, проведем в разрезе конкретных МФО.

Таблица 1.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2008 года[5]

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

40.4

28.0

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1.4

1.0

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

2.0

1.4

Задолженность бывшим странам СЭВ

1.5

1.0

Коммерческая задолженность бывшего СССР

0.8

0.6

Задолженность перед международными финансовыми организациями

4.6

3.2

Задолженность по еврооблигационным займам

27.7

19.2

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1.8

1.2

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0.6

 


 

Парижский клуб кредиторов

Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов, в которое входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия стала членом Парижского клуба с 1997 г.

Парижский клуб — крупнейший кредитор России, причем практически вся задолженность была сформирована в 70-80-е гг. XX века. Гласные ресурсы для экономического роста в этот период страна получала за счет экспорта нефти и газа. Государство экспортировало нефть и газ по высоким ценам на Запад, а в обмен закупало зерно, оборудование и потребительские товары. Потом цены на нефть упали, а заложенные в пятилетнем плане объемы закупок остались. В рыночной экономике падение доходов привело бы к урезанию расходов. В социалистической экономике продолжали выполнять план и для этого стали брать в долг. В результате к середине 80-х гг., государственный долг СССР составлял 35 млрд. долл.

За следующие пять лет этот долг возрос вдвое, превысив 70 млрд. долл. Причина роста долга оставалась прежней: продолжал выполняться план по закупке импортного оборудования, товаров и продовольствия. Таким образом, долги России Парижскому клубу это - задолженность перед экономически развитыми странами (США, Канада, страны ЕС), возникшая на основании договоров между правительствами.

Долгое время обсуждался вопрос о возможности списания долгов России Парижскому клубу. В период тяжелого экономического положения РФ шансы хоть частично списать его были ничтожно малы. Во-первых,

Россия не входит в число стран, которые могли бы претендовать на рассмотрение такого вопроса в Парижском клубе. В 1996 г. Всемирным банком и МВФ была разработана система помощи сорок одной стране, испытывающей трудности с обслуживанием внешнего долга. Россия не подпадает под действие этой программы ни по одному показателю: ни по ВНП на душу населения (он должен быть ниже 695 долл.), ни по отношению дисконтированного объема долга к экспорту (он должен превышать 220%). Во-вторых, Россия является не просто должником Парижского клуба, она -еще и член клуба. На данный момент не было прецедента списания долга государству - члену клуба и, скорее всего, он создан не будет. Это противоречило бы самому принципу клуба кредиторов: нельзя требовать от стран третьего мира финансовой дисциплины, если сами участники Парижского клуба не выполняют своих обязательств.

В настоящее время ситуация с выплатой долгов Россией кардинально изменилась: обсуждается вопрос о досрочном погашении долгов Парижскому клубу.

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около тысячи членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с платежными проблемами Заира.

Всего в 1981-1983 гг. заключено четырнадцать соглашений на 10 млрд. долл., а в последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 г. - 47 соглашений на 130 млрд. долл. В 1994-1996 гг. Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона). В клуб сегодня входит около 1000 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

Россия является одной из главных стран-должников Лондонскому клубу (после Бразилии, Мексики и Аргентины). Ее долг перед клубом унаследован от бывшего СССР и представляет собой задолженность по межбанковским кредитам, предоставленным Внешэкономбанку СССР частными коммерческими банками ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран в советское время, т.е. до 1 ' января 1992 г., а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода. После распада СССР предполагалось, что каждая бывшая союзная республика будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу страны, однако ввиду их неплатежеспособности все долги по взаимному согласию взяла на себя Россия в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР (так называемый "нулевой вариант"). Сумма унаследованного Российской Федерацией долга СССР составила на тот период около 90 млрд. долл., в т.ч. по обязательствам перед иностранными коммерческими банками — членами Лондонского клуба порядка 30 млрд. долл.

Международный валютный фонд

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и палгатпо-фипансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и четырнадцать других бывших союзных республик. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций.

Информация о работе Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями