Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного состояния и перспектив развития, выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия России с международными финансовыми организациями.
Исследование базируется на анализе истории, динамики целей, принципов, форм и механизмов взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире.
2. Установление роли МФО в экономическом развитии России после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условии сотрудничества.
Введение
1. Международные финансовые организации и их роль в мировых финансовых отношениях
1.1. Международный валютный фонд: история и современные функции
1.2. Подразделения Всемирного банка и региональные организации
2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями
2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями
2.2. Анализ эффективности сотрудничества России с международными финансовыми организациями
3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями
3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций
3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми
организациями: проблемы и пути их решения в будущем
Заключение
Список использованной литературы
Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методических позиций отдельных общественно-политических сил.
Всемирный банк (МБРР)
Целями Банка являются оказание помощи в развитии экономики стран-членов и её структурной перестройке, содействие частным иностранным инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях, предоставляемых частными инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов. Уставный капитал Банка составляет 142 млрд. долл. Основные направления его деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных отраслях экономики стран-заёмщиков. Он также принимает активное участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании.
В 1992 г. на Совете директоров МБРР было одобрено решение о выделении России первого кредита на сумму 600 млн. долл.
Европейский банк реконструкции и развития
В соответствии со стратегией ЕБРР в отношении России планируется осуществление 39 проектов технического содействия и 38 проектов, предусматривающих финансовое участие Банка. Общая стоимость проектов ЕБРР- 9,5 млрд. долл. Россия - крупнейший получатель технической помощи со стороны ЕБРР. В настоящее время Консультативным советом Банка одобрено 63 проекта (объем содействия- порядка 48,2 млн. долл.).
За прошедшие годы деятельности в Российской Федерации ЕБРР стал одним из крупнейших иностранных инвесторов в частный сектор российской экономики. В соответствии с мандатом Банка основными по объему российскими заемщиками ЕБРР являются предприятия негосударственного сектора, на которые приходится 87% одобренного финансирования из собственных средств Банка и 84% общей по России суммы заключенных кредитных и инвестиционных соглашений.
Банк за прошедшие годы осуществлял инвестиции практически во все сектора российской экономики. География инвестиционных проектов ЕБРР распространяется от Калининградской области (проект улучшения водоснабжения и водоочистки г. Калининграда - 16,5 млн. Евро) до Камчатки (проект строительства Мутносской геотермальной электростанции -85,6 млн. евро).
Северный инвестиционный банк, Европейский инвестиционный банк, Черноморский Банк Торговли и Развития
Сотрудничество с СИБ и ЕИБ
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве было подписано 7 апреля 1997 г., а вступило в силу после его ратификации в марте 1998 г. Финансируются проекты, содействующие экономическому развитию или оказывающие позитивное воздействие на состояние окружающей среды. В России право на получение экологических кредитов имеют частные и государственные предприятия Калининградской области и северо-западных регионов.
В России наиболее активно проводится программа Финансирования Приграничных Проектов в области экологии.
Многие исследователи сходятся в том, что изначально специфика нашей экономики недооценивалась, а возможности влиять на нее с помощью одного только монетарного инструментария переоценивались. Новые регуляторы оказались недостаточно эффективными в только еще формирующейся рыночной среде. Не менее болезненной оказывается "шоковая терапия" и в социальном отношении, угрожая к тому же обострением политической ситуации.
Взаимодействие России с МБРР способствовало приобретению страной позитивного международного опыта в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, выходу на новый уровень профессионализма широкого круга отечественных специалистов, работавших совместно с представителями Банка. Кроме того, прогресс в законодательных и институциональных преобразованиях, структурных реформах в стране без содействия Всемирного Банка был бы достигнут в более длительные сроки.
Динамика внешнего долга России
В настоящее время Российская Федерация активно сотрудничает с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Северный инвестиционный банк (СИБ) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Наибольший удельный вес заимствований приходится на Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Кроме того, логично рассматривать сотрудничество России с МБРР в контексте динамики внешнего долга России и внешнего долга по отношению ВВП.
Профицит федерального бюджета в последнем квартале 2007г. по объему финансирования составил 264,7 млрд руб., т.е. 4% к ВВП. Доходы федерального бюджета с учетом ЕСН сложились в сумме 1 трлн 421,9 млрд руб.. Доходы бюджета без учета ЕСН составили 1 трлн 339,7 млрд руб. (20% к ВВП). Расходы федерального бюджета за отчетный квартал зафиксированы на уровне 1 трлн 306,5 млрд руб. (19,5% к ВВП)[6].
Этапы сотрудничества России с МФО
Первый резервный кредит «стэнд-бап» МВФ Россия получила уже в августе 1992 г. в рамках первой кредитной доли квоты. Он составлял 1,04 млрд. долл. и использовался для пополнения валютных резервов, платежей по внешнему долгу и интервенций на валютном рынке Кредит фактически был предоставлен под Меморандум об экономической политике правительства Е.Гайдара, предлагавший обеспечить снижение темпов инфляции до 10% в месяц, а размер дефицита госбюджета — до 5% от ВВП.
Неспособность России и других постсоциалистических стран выполнять требования монетарной и фискальной политики, выдвигавшиеся Фондом в качестве основы для предоставления стандартных резервных кредитов, привела к созданию нового механизма финансирования структурных преобразований (Systemic Transformation Facility — STF). Он предназначался для целевой поддержки стран с переходной экономикой в 1993-1995 гг., испытывавших трудности с платежными балансами из-за серьезных нарушений во внешней торговле и платежах и обладал более льготными по сравнению со стандартными условиями резервных и стабилизационных кредитов: кредиты подлежали погашению в срок от 4,5 до 10 лет. МВФ выдал системные кредиты 20 странам, однако крупнейшим их получателем в 1993 г. стала Россия: на ее долю пришлось 3 млрд. долл.[7].
Системные кредиты несколько отличались от стандартных целевой направленностью. Оли предназначались для: либерализации валютной и торговой систем, включая введение обратимости по текущим операциям; сокращения уровня и количества внешнеторговых тарифов; ликвидации нетарифных мер регулирования экспорта; ускоренной приватизации; создания юридической базы рыночной экономики.
В этот период правительство РФ отменило институт спецэкспортеров, пошлины на экспорт нефти, заменив их индексированным акцизом.
Первый полномасштабный кредит стэнд-бай в объеме квоты (6,8 млрд. долл.) России удалось получить лишь в 1995 г. Правительство использовало его на пополнение золотовалютных резервов, погашение внешней задолженности и финансирование дефицита государственного бюджета.
Предоставление России кредитов расширенного финансирования (EFF) стало возможным лишь во второй половине 90-х гг. К этому времени правительству удалось обуздать инфляцию и обеспечить другие параметры, открывающие доступ к этому виду финансовой помощи Фонда. Решение о выдаче первого кредита EFF было принято в 1996 г. и отражало признание Фондом определенных успехов страны в рыночных преобразованиях. Он составлял 10,1 млрд. долл. (160% квоты) и стал в то время самым крупным подобным кредитом за всю историю МВФ.
Расширенный кредит предназначался для пополнения валютных резервов, реализации среднесрочных бюджетных целей и на этой основе -осуществления дальнейшей структурной перестройки экономики. Финансирование было рассчитано на три года: в 1996 г. России предстояло получить 65% своей квоты, в 1997 г. - 55% и в 1998 г. - 40%. Он предоставлялся с четырехлетним льготным сроком, при этом уровень процентной ставки был ниже, че.м по предыдущему резервному кредиту. Практически каждый очередной транш выдавался с двух-трехмесячной задержкой, что было вызвано недовольством экспертов МВФ недовыполнением Россией своих обязательств.
К 1998 г. экономическая ситуация в стране ухудшилась и реализация программы на этот год столкнулась с серьезными трудностями. Финансовая система РФ стала испытывать нарастающее негативное влияние ряда внешних и внутренних факторов[8].
Начиная с 1999 г. кредитные отношения МВФ с Россией были фактически заморожены, и лишь в последние несколько лет Россия начала активно восстанавливать связи и осуществлять выплаты по долгу (в т.ч. и досрочные).
Сотрудничество с МВФ предполагается продолжить: Фонд готов оказывать техническую поддержку в области совершенствования налоговой политики, налогового администрирования и совершенствования и либерализации валютного законодательства, а также законодательства о Банке России. Более того, МВФ одобрил включение российского рубля в «корзину» резервных валют Фонда[9].
Сотрудничество России с ЕБРР также было весьма непростым и не всегда складывалось гладко. На начальном этапе усилия банка были сосредоточенны не на инвестициях в акционерные капиталы предприятий, а на консультационных услугах и техническом содействии. При этом интересы концентрировались в сфере приватизации государственных предприятий, распределении сельскохозяйственной продукции, создании сети коммерческих банков, финансировании и стимулировании частных капиталовложений в энергетический сектор. Последние два направления деятельности остаются приоритетными и сегодня.
По мере развития российских экономических реформ и роста их результативности происходило и смещение приоритетов в сторону осуществления конкретных инвестиционных программ и предоставления кредитов, реализации проектов, связанных уже с долгосрочными финансовыми вложениями. Евробанк начал активно участвовать в создании новых структур: Фонда содействия приватизации крупных государственных предприятий (совместно с МБРР и МФК), региональных фондов венчурного капитала - РФВЬС, Фонда поддержки малых предприятий - ФПМПР. Через них ЕБРР не только осуществляет инвестиции, предоставляет капитал для помощи приватизированным предприятиям, но и оказывает им техническое содействие в подготовке и реализации проектов. В каждом фонде капитал банка, составляющий, как правило, 30 млн. долл., должен дополняться взносом правительства в размере 20 млн. долл.
Усилилась коммерческая направленность деятельности ЕБРР в России. Ее основу составляет участие банка в акционерных капиталах инвестиционных фондов, которые, в свою очередь, вкладывают средства в акции российских предприятий, преимущественно нефтегазового сектора. В первые восемь лет сотрудничества более 30% всех средств, предоставляемых нашей стране, направлялись именно в эту отрасль[10]. Ключевой элемент стратегии Евробанка - инвестирование в частный сектор. На предприятия и организации российского негосударственного сектора приходится 85% финансирования по одобренным проектам из собственных средств банка и 82% общей по России суммы заключенных кредитных и инвестиционных соглашений[11].
В то же время, несмотря на определенные успехи, Россия остается для ЕБРР одной из самых проблемных стран - на нее приходится до 80% всех невозвращенных ему кредитов. В результате кризиса 1998 г. убытки Евробанка в России достигли 260 млн. долл. Объем кредитования России после кризиса упал с 750 млн. евро в 1997 г. до 220 млн. евро в 1999 г. Но уже в 2000 г. займы банка превысили предкризисный уровень, составив 874 млн. евро, и продолжают увеличиваться.
В перспективе ЕБРР намеревается расширить сотрудничество с Россией.
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес заимствований приходится на Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Вот почему следует уделить первостепенное внимание данному финансовому институту и предложить более детальную периодизацию отношений с этой организацией.
В течение 1992-2002 гг. портфель проектов в Российской Федерации, финансируемый из средств займов МБРР, формировался с учетом текущей социально-экономической ситуации в России, а также исходя из основных целей осуществляемых на конкретном этапе реформ.
Первый этап сотрудничества Poccu н международных финансовых организации (1992-1993 гг.) был ориентирован на ограниченную поддержку со стороны Мирового банка мер по созданию условий для проведения ряда радикальных экономических реформ (либерализация цен, широкомасштабная приватизация). В связи с этим общий объем займов, предоставленных в этот период, составлял 750 млн. долл.
Заемные средства в этот период направлялись на следующие цели: - обеспечение критическим импортом экономики России (1-й реабилитационный проект — 250 млн. долл., средства поступали немедленно на счета Центрального Банка, 350 млн. долл. — на закупки по контрактам на основании конкурсных процедур).
- содействие программе приватизации (проект поддержки осуществления приватизации - 90 млн. долл.).
- укрепление и развитие системы социальной защиты и службы занятости. Это было необходимо для того, чтобы они были в состоянии справиться с ростом безработицы, который, как ожидалось, будет сопровождать начавшиеся процессы приватизации и реструктуризации предприятий (проект развития служб занятости и социальной защиты населения- 60 млн. долл.).
В 1998 г. общий объем привлеченных у МБРР средств резко сократился по сравнению предыдущим периодом и вернулся на уровень 1993 г. (400 млн. долл. в год), а в 1999 г. заимствования практически прекратились (было подписано только одно соглашение на предоставление займа на финансирование проекта реформирования государственной статистики (30 млн. долл.).
Огромными совместными усилиями российской стороны и Банка эту ситуацию во многом удалось преодолеть. В 1999 г. Банком были признаны «удовлетворительными» около 30% проектов. В связи с этим была проведена реструктуризация портфеля, критически пересмотрены компоненты многих проектов на их соответствие изменившейся социально-экономической ситуации в стране. Общий размер займов был сокращен на сумму свыше 2,2 млрд. долл. (включая 1,1 млрд. долл. бюджетозамешающего займа SAL III). Обзоры портфеля проектов стали проводиться в два раза чаще, чем раньше. Была пересмотрена программа заимствований у МБРР в целом. В результате в феврале 2006 г. 80% портфеля проектов были признаны «удовлетворительными»[12].