Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного состояния и перспектив развития, выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия России с международными финансовыми организациями.
Исследование базируется на анализе истории, динамики целей, принципов, форм и механизмов взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире.
2. Установление роли МФО в экономическом развитии России после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условии сотрудничества.
Введение
1. Международные финансовые организации и их роль в мировых финансовых отношениях
1.1. Международный валютный фонд: история и современные функции
1.2. Подразделения Всемирного банка и региональные организации
2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями
2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями
2.2. Анализ эффективности сотрудничества России с международными финансовыми организациями
3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями
3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций
3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми
организациями: проблемы и пути их решения в будущем
Заключение
Список использованной литературы
3
Оглавление
Введение
1. Международные финансовые организации и их роль в мировых финансовых отношениях
1.1. Международный валютный фонд: история и современные функции
1.2. Подразделения Всемирного банка и региональные организации
2. Сотрудничество РФ с важными международными финансовыми организациями
2.1. Сотрудничество РФ с международными финансовыми организациями
2.2. Анализ эффективности сотрудничества России с международными финансовыми организациями
3.Пути расширения и повышения эффективности сотрудничества взаимодействия России с международными финансовыми организациями
3.1. Принципы взаимодействия в свете расширения глобальных экономических тенденций
3.2. Направления взаимодействия РФ с международными финансовыми
организациями: проблемы и пути их решения в будущем
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность вопрос взаимоотношений России и МФО приобретает в связи с тем, что в настоящее время экономика Российской Федерации поменяла вектор развития. Длительный период экономического спада и трансформационного кризиса сменился периодом экономического роста. Следовательно, используемые на предыдущем этапе развития цели, принципы, формы и методы взаимоотношения с МФО должны быть пересмотрены, необходима взвешенная оценка преимуществ и недостатков сотрудничества на различных этапах сотрудничества и выработка новых механизмов взаимодействия с МФО. С учетом происходящих изменений требуется также выработать и проводить в жизнь активную позицию России во взаимодействии с важнейшими МФО.
Новые условия и задачи сотрудничества РФ с МФО предопределили большое теоретическое и прикладное значение исследования этапов, целей, принципов, форм, направлений и механизмов такого сотрудничества.
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного состояния и перспектив развития, выработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия России с международными финансовыми организациями.
Исследование базируется на анализе истории, динамики целей, принципов, форм и механизмов взаимодействия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире.
2. Установление роли МФО в экономическом развитии России после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условии сотрудничества.
3. Выявление основных проблем и преимуществ сотрудничества России и МФО и оценка целесообразности такого сотрудничества в перспективе.
5. Оценка потенциала сотрудничества России и МФО на перспективу и выработка основных принципов такого сотрудничества.
6. Определение перспективных направлении сотрудничества России и МФО
Совершенствование системы международного регулирования финансовой сферы, прежде всего, связано с МВФ и группой Всемирного банка. Их значение для международных экономических отношений трудно переоценить, поскольку, располагая большими полномочиями и финансовыми ресурсами, они непосредственно участвуют в управлении трансграничным движением капитала, разрабатывают рекомендации по валютной и кредитно-финансовой политике, обеспечивают сбор и распространение информации по актуальным проблемам валютно-финансовых отношений.
Совокупное рассмотрение этих организации неслучайно. МВФ, как правило, финансирует их на первоначальном этапе становления при помощи краткосрочных экономических программ. Предоставление же долгосрочных кредитов и гарантирование частных инвестиций является прерогативой группы организаций Всемирного банка. При этом, не являясь членом МВФ, никто не может рассчитывать на предоставление займа Банком, а решение одной из организаций о приостановлении выплаты кредита практически всегда влечет за собой аналогичные меры со стороны другой. Кредиты этих организаций служат своеобразным катализатором частных инвестиций и рассматриваются в мировом финансовом сообществе как «аттестат доверия», подтверждающий надежность вложения капитала и кредитоспособность заемщика.
Предоставляя кредиты, МВФ, естественно, должен быть уверен в том, что заемщик проводит политику, направленную на сокращение или устранение его проблем в сфере внешних платежей. Поэтому в обмен на финансовую помощь Фонда страна принимает прямое обязательство о проведении корректирующих мер, которые гарантируют, что реципиент будет в состоянии своевременно погашать свою задолженность Фонду и обеспечивать, тем самым, возобновляемость его кредитных ресурсов. В отличие от других институтов внешнего финансирования, МВФ, МБРР и его филиалы занимают особое место в международных кредитных обязательствах стран-заемщиков, поскольку кредиты, выдаваемые им данными организациями, не подлежат ни пролонгированию, ни реструктуризации.
Кредитная политика - наиболее эффективный рычаг воздействия на экономику стран, обращающихся к Фонду за финансовой помощью. Вот почему, предоставляя кредиты, он, по сути, принуждает заемщиков устранять валютные ограничения по текущим операциям и открываться, таким образом, для внешнеэкономической экспансии развитых государств.
В качестве крупнейшего кредитного учреждения Фонд формирует собственные финансовые ресурсы главным образом из взносов, поступающих в порядке оплаты квоты стран-членов. В связи с увеличением их потребности в финансовой поддержке и изменением роли отдельных государств в мировом хозяйстве, квоты периодически пересматриваются. В конечном итоге именно их размер определяет, с одной стороны, степень влияния (число голосов) страны на деятельность организации, а с другой -сумму взноса в резервных активах и национальной валюте, совокупный объем кредитов, которые она может получить у МВФ и долю СДР при их распределении (эмиссии).
Ныне в дополнение к собственному капиталу, основу которого составляют квотные ресурсы, МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. Наиболее часто и эффективно для этой цели используется Генеральное соглашение о займах (General Arrangement to Borrow — ГСЗ)[1],заключенное МВФ с «группой 10» в 1962 г. и неоднократно продлевавшееся по мере необходимости. Финансовые кризисы и острая нехватка кредитных ресурсов в соответствующие периоды обусловили появление в середине 90-х гг. дополнительного их источника. Локальные и региональные финансовые кризисы 90-х гг. привели к исключительно высокому спросу на ресурсы Фонда, обострили проблему их нехватки. В 1998 г. в результате предоставления крупных кредитов странам, пострадавшим от азиатского кризиса, ресурсы организации практически были исчерпаны. Коэффициент ликвидности МВФ (отношение величины несвязанных резервов к ликвидным обязательствам) понизился до 36% при среднем показателе за несколько последних лет - 70%'°.
Возрастание масштабов финансовых кризисов, и, соответственно, потребностей кредитования, заставило руководство организации предпринять скорейшие меры по увеличению ее финансирования главными акционерами, и задуматься об эффективности использования затратного механизма. Таким источником стало Новое соглашение о займах (New Arrangements to Borrow, NAB), которое не заменяет, а дополняет ранее созданный механизм заимствований, расширяет объемы привлекаемых финансовых средств. В соответствии с упомянутыми соглашениями Фонд может получить при необходимости около 47 млрд. долл. Кроме того, он часто получал кредиты от центральных банков ведущих стран.
В настоящее время МВФ предоставляет кредиты странам-членам, во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков. Во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, т.е. для финансирования бюджетных расходов правительства. Таким образом, Фонд кредитует только официальные органы - казначейства, министерства финансов, стабилизационные фонды, центральные банки.
Фактически вся его современная кредитная деятельность осуществляется по трем направлениям: обычное, специальное и льготное финансирование.
Специальные механизмы создавались как дополнение к обычным в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций. К ним относятся[2]:
- Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility, CCFF), предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия, падение мировых цен, введение протекционистских ограничений в странах-импортерах и т.д.
- Механизм финансирования дополнительных резервов (Supplemental Reserve Facility, SRF) действует с 1997 г. и предназначен для оказания финансовой помощи тем странам, которые испытывают исключительные трудности с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что выражается в стремительной утечке капиталов и давлении на валютные резервы страны. Появление этого механизма - непосредственная реакция на финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Он должен применяться в тех случаях, когда капиталы покидают страну в таких масштабах, что могут создать потенциальную угрозу для всей международной валютной системы. Выдается такой кредит в рамках соглашения стэнд-бай или EFF странам, уже находящимся в состоянии кризиса.
- Чрезвычайные кредитные линии (Contingent Credit Lines. CCL), или превентивное финансирование, действуют с 1999 г. Они предназначены для защиты стран, которые проводят «здоровую» экономическую политику, но могут оказаться уязвимыми от внешнего кризиса (эффект инфекции). Новый механизм носит упреждающий характер: валютные средства страна может получить не после, а до того, как наступит кризис, при появлении первых его признаков.
В последнее время доля страновых выплат по ссудам МВФ неуклонно растет и уже превышает сумму кредитов предоставляемых самим Фондом.
Группа Всемирного банка включает в себя 4 основных института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP), а также Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Рассмотрим основные функции важнейших структур, входящих в группу Всемирного банка.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
МБРР представляет собой важнейших источник финансовых ресурсов для развивающихся стран и в этой связи существенно влияет на формирование их экономической политики. Изначально Банку было вменено в обязанность содействовать долгосрочному развитию стран и стимулировать поток частных иностранных инвестиций благодаря кредитованию конкретных проектов, прежде всего в области инфраструктуры и промышленности. Однако по мере адаптации МБРР к изменениям в мировой экономической системе менялись и направления его финансовой деятельности. Функции Всемирного банка не подвергались такой резкой трансформации, как МВФ, но они во многом обновились за годы его работы.
Появились и новые кредитные инструменты в виде займов на цели структурной перестройки и «реабилитационных» бюджетозаметающих займов, направляемых на финансирование бюджетных расходов страны-заемщика, а не конкретного объекта. Расширен список возможных реципиентов: получателями кредитов стали не только государства-члены Банка или их политико-административные единицы, но и любые государственные предприятия. Однако по-прежнему займы Всемирного банка представляют собой «суверенные обязательства», то есть погашение основной суммы, выплата процентов и прочие платежи обязательны для страны-члена, ее центрального банка или аналогичного агентства.
Безусловно, основной функцией МБРР является кредитование. Займы классифицируются по двум основным критериям - целевому назначению и финансовым условиям.
В части целевого назначения, выделяются два принципиально различных направления кредитной политики МБРР. Прежде всего, это инвестиционное кредитование — традиционное практически для всех крупных банков. В первое время после создания Банка оно было единственным кредитным инструментом в его арсенале. Доля инвестиционных проектов в ежегодно распределяемых им ресурсах постоянно превышает 50% (исключением стал 1999 финансовый год, когда Банк активно предоставлял адаптационные займы странам, пострадавшим от финансового кризиса, их доля в общем объеме кредитования составила 63%).
Выделяются семь основных видов инвестиционных займов МБРР, предназначенных для финансирования различных проектов: адаптационные программы заимствования; экстренные займы на покрытие затрат; займы финансовым посредникам; займы на развитие инноваций и обучение; секторальные инвестиционные займы; займы на техническую поддержку; специальные инвестиционные займы. Доля последнего вида займов в общем объеме инвестиционного кредитования стабильно не опускается ниже 80%16.
Региональные международные финансовые организации
Функции региональных финансовых организаций
В отличие от общемировых организаций региональные институты учреждаются для облегчения экономической интеграции государств по региональному признаку. Соответствующие соглашения определяют их поведение в международном общении, регулируют определенные отношения между государствами регионов, между ними и третьими странами. Другими словами, они являются международно-правовыми актами, регламентирующими различные сферы деятельности государств соответствующего региона. Преимущественно это региональные банки развития, которые осуществляют свою деятельность в кредитно-финансовой сфере.
Рассмотрим более подробно деятельность важнейших региональных МФО.