Пути повышения эффективности использования оборотных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:18, дипломная работа

Описание работы

Цель работы. На основании комплексного экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по повышению эффективности управления оборотными средствами предприятия.
Для достижения главной цели дипломного исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия по оборотным средствам;
- оценить состояние и эффективность использования оборотных средств предприятия;
- предложить пути совершенствования в использовании оборотных средств ООО «Щётовка».
Объект исследования: формирование оборотных средств.
Предмет исследования. Управление оборотными средствами ООО «Щетовка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Оборотные средства как важнейший элемент активов предприятия 6
1.1. Сущность, состав и источники формирования оборотных средств 6
1.2. Учет, планирование и контроль использования оборотных средств на предприятии 13
1.3. Оценка и проблемы повышения эффективности использования оборотных средств 18
2. Использование оборотных средств в ООО «Щётовка» 25
2.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности 25
2.2. Оборотные средства ООО «Щётовка» и анализ их использования за 2007-2008 гг. 31
2.3. Резервы повышения эффективности использования оборотных средств в ООО «Щетовка» 39
3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств 42
3.1. Совершенствование материально-технического снабжения 42
3.2. Предложения в сфере производства и реализации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

диплом марина.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

    Тo  — длительность одного оборота.

     Коэффициент  оборачиваемости  дополняет  показатель  оборачиваемости в днях. Чем короче период оборачиваемости в  днях,  тем  больше  кругооборотов проходят оборотные средства и тем меньше потребности в них.

      Для характеристики  скорости  оборота  оборотных  средств  используется показатель, который выражает величину средней  продолжительности  оборота  в днях,  и  рассчитывается   делением   суммы   вложений   оборотных   средств (нормируемых или всех)  на  величину  среднедневного  оборота.  В расчете оборачиваемости используются данные о сумме оборотных средств по  активу бухгалтерского баланса.

      При расчете показателя оборачиваемости  всех  оборотных  средств  из  их суммы исключаются денежные  остатки  на  расчетном  счету.  Это  обусловлено прежде  всего  тем,  что  ускорение  оборачиваемости  может   сопровождаться высвобождением средств, хранящихся на  расчетном  счету.  Если  рассчитывать оборачиваемость с включением в сумму оборотных средств остатка на  расчетном счету,  то  действительное  ускорение  оборачиваемости  может  оказаться  не выявленным. Кроме того, как отмечалось, на  расчетном  счете  немалую  часть остатка составляют суммы, не относящиеся к оборотным средствам.

      По  прочим товарно-материальным ценностям (материалам,  сырью,  топливу, горючему,    таре,    малоценным    и    быстроизнашивающимся     предметам) оборачиваемость,  исчисленная  к  объему  товарооборота,  не  совсем   точно характеризует время  их  обращения.  В  связи  с  этим  по  прочим  товарно-материальным ценностям необходимо также  определять  оборачиваемость  исходя из среднедневного их  расхода.  Этот  показатель  принято  называть  частной оборачиваемостью  оборотных  активов.  Частные  показатели   оборачиваемости оборотных  средств  исчисляют  делением  средних  остатков  отдельных  видов прочих  товарно-материальных  ценностей на  среднедневной их  расход.   По дебиторской  задолженности  частный  показатель  оборачиваемости  определяют отношением средних ее остатков  к  среднедневной  сумме  погашения.  Частные показатели оборачиваемости оборотных активов показывают, за сколько  дней  в среднем  расходуются  (обновляются)  остатки   прочих   товарно-материальных ценностей,  а  по  дебиторской  задолженности,  -  за   какой   период   она погашается.

      Для обобщающей оценки  эффективности  использования  оборотных  активов рассчитывают  интегральный   показатель,   определяемый   путем   извлечения квадратного корня из произведения темпов роста или снижения  оборачиваемости оборотных средств (в количестве оборотов) и их рентабельности.  Интегральный показатель эффективности использования оборотных активов изучают  по  темпам его  изменения  за   ряд   лет.   Рост   темпов   интегрального   показателя эффективности   оборотных   средств   свидетельствует   об   улучшении    их использования.

      На эффективность использования оборотных средств  торговых  предприятий действуют множество факторов, нередко в противоположных  направлениях.  По  широте  влияния  и  степени  управляемости  факторы  условно  можно объединить в три группы: общеэкономические, организационные  и  связанные  с техническим прогрессом.

      К   общеэкономическим   факторам    относятся:    изменение    величины товарооборота и его структуры;  размещение  производительных  сил;  динамика производительности  общественного  труда,  занятого    в   сфере   товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих; развитие хозяйственного расчета.

      В группу экономико-организационных  факторов входят: изменение  размеров торговых предприятий и их специализации: внедрение новых  способов  торговли и др.

      Факторы,  связанные  с  техническим  прогрессом,   —   это:   изменение технологии  и  применяемой  техники  в  отраслях,   обслуживающих   торговлю (транспорт,   связь,   коммунальное   хозяйство);   автоматизация   торговых процессов.

      На  эффективность  использования  оборотных  средств  и  ускорение   их оборачиваемости  влияют  факторы,  как  повышающие  их   величину,   так   и снижающие.

      К факторам, повышающим величину оборотных  средств, относятся: повышение качества  торгового  обслуживания,  расширение  сети  магазинов  в   районах новостроек,  изменение  структуры   товарооборота   в   сторону   увеличения удельного веса товаров, имеющих замедленную оборачиваемость, и др.

      Снижению  оборотных  средств  способствуют:  экономия  материальных   и финансовых ресурсов; широкое внедрение принципов  хозяйственного  расчета  в деятельность торговых предприятий (объединений).

      Факторы,  определяющие   величину   оборотных   средств,   могут   быть объективными, т. е. не зависящими от  деятельности  данного  предприятия,  и субъективными. К числу субъективных можно отнести, например,  рациональность использования   оборотных   средств,   выполнение    плана    товарооборота, применяемые  формы   обслуживания,   соблюдение   кредитной   и   финансовой дисциплины.

      В  торговых  предприятиях  резервы  и  пути  ускорения  оборачиваемости оборотных средств  в  обобщенном  виде  зависят  от  двух  факторов:  объема товарооборота и размера оборотных средств. Чтобы  ускорить  оборачиваемость, необходимо:

  • совершенствовать товародвижение и  нормализовать  размещение  оборотных средств;
  • полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;
  • совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные  формы  и методы продажи;
  • упорядочить сбор  и  хранение порожней  тары,  ускорять  возврат тары поставщикам и сдачу тарособираюшим организациям;
  • совершенствовать расчеты с поставщиками и  покупателями;
  • улучшать претензионную работу;
  • ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации  торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах  торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;
  • свести  к  минимуму  запасы  хозяйственных  материалов,  малоценных   и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спец одежды на складе,  сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов;
  • не допускать дебиторской задолженности [14, c. 58].

      Эффективность использования  оборотных  средств  торговых  предприятий, следовательно, зависит  прежде  всего  от  умения  управлять  ими,  улучшать организацию торговли, повышать уровень коммерческой и финансовой работы.

      Особое  внимание уделяется  изучению  причин  выявленных  отклонений  по отдельным видам оборотных активов и разработке мер по их  оптимизации.  Рост товарных запасов может быть результатом недостатков в организации  торговли, рекламе, изучении спроса  покупателей,  другой  маркетинговой  деятельности, наличия залежалых и неходовых товаров.

      Большие остатки денежных средств в кассе  и в пути возникают в  связи  с неритмичным  развитием  розничного  товарооборота,  несвоевременной   сдачей выручки в  банк,  неиспользуемых  денежных  средств  и  другими  нарушениями кассовой дисциплины. Сверхнормативные  остатки  прочих  товарно-материальных ценностей являются результатом наличия или приобретения излишних и  ненужных материалов, сырья, топлива,  малоценных  и  быстроизнашивающихся  предметов, других материальных ценностей. Снизить запасы  товаров,  материалов,  сырья, топлива до оптимальных  размеров  можно  путем  их  оптовой  реализации  или бартерных сделок,  равномерного  и  частого  завоза.  Нормализации  остатков товаров и денежных средств в кассе и в пути способствует ритмичное  развитие розничного товарооборота. Остатки  порожней  тары  можно  минимизировать  за счет своевременного ее возврата поставщикам, ускорения сдачи  тарособирающим предприятиям, организации централизованного вывоза тары.

      На  счетах  в  банке  должны  храниться  минимально  необходимые  суммы денежных  средств,  а  все  свободные  их  остатки  следует  перечислять   в досрочное  погашение  полученных  кредитов, вкладывать  в ценные   бумаги, предоставлять  кредит  юридическим  и  физическим  лицам.  При   перерасходе средств  фондов  специального  назначения  и  резервов   основное   внимание уделяется разработке мер по его погашению и предупреждению. 

2. Использование оборотных  средств в ООО  «Щётовка»

2.1. Характеристика производственно-хозяйственной  деятельности

 

     ООО «Универсам Щётовка» образовано 25.04.97 г. на базе АП Универсам «Щётовка», выделенного  из состава Заводского райпищеторга в апреле 1994 года. Уставной фонд в размере 22.867.2.00 руб. Торговая площадь составляет 433 кв. м.

     Юридический адрес предприятия: г. Минск, ул. Крупской, 6/1. Главной задачей Общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников Общества и членов трудового коллектива.

     Удовлетворение  общественных потребностей в его  продукции, работах и услугах  регулируется государством экономическими методами.

     Общество  осуществляет следующие виды деятельности:

     • Коммерческая деятельность — оптовая  и розничная торговля, в том  числе комиссионная, продовольственными и промышленными товарами, продукцией производственно-технического назначения, сырьём и товарами народного потребления.

     • Организация и эксплуатация пунктов  общественного питания, производство и реализация товаров народного  потребления.

     • Организация и проведение выставок-продаж, ярмарок, презентаций.

     • Осуществление в установленном  порядке внешнеэкономической деятельности, экспорт и шорт товаров и услуг в Республике Беларусь и на международном рынке (в том числе бартерных сделок) в соответствии с действующим законодательством РБ.

     Общество  вправе самостоятельно определять конкретные направления своей деятельности в зависимости от конъектуры рынка. Виды деятельности, подлежащие специальному порядку открытки или лицензированию, осуществляются после получения необходимого разрешения или соответствующей лицензии.

     Режим работы с 9.00 до 23.00, без обеденного перерыва. Санитарный день - 2-й Вторник каждого месяца.

     Режим работы согласован с районной администрацией. Напротив входа в магазин содержится информация на стендах о магазине, схема магазина, копия лицензии (лицензия Х 5 0000/0267470 «Разрешено на занятие отдельным видом деятельности» выдана Мингорисполкомом 14.04.2004 г. ООО «Универсам Щетовка» и действительна по 14.04.2009 г.), санитарные правила, особенности обслуживания, минимальный перечень товаров, норма отпуска, другая информация.

     В магазине имеются контрольные и санитарные журналы, книга жалоб и предложений.

     В магазине имеются следующие отделы: колбасный, рыбный, молочный, мясной, хлебный, вино-водочный, кондитерский, бакалея. Для дополнительного обслуживания покупателей и удовлетворения их потребностей в магазине работает отдел хозяйки и кафетерий.  
В магазине есть мясной цех, где производится продукция из мяса: колбасные изделия, фарш, разделка цыплят на продажу. Так же есть цех по производству булочных изделий.

     Все помещения магазина подразделяются на

     * торговые — помещения, которые  связаны с обслуживанием покупателей  (отдел заказов, кафетерий);

     * для приемки, хранения и подготовки  товаров к продаже — приемочные, кладовые, охладительные камеры, фасовочные;

     * служебные и бытовые — кабинет директора, конторские помещения, комната отдыха, гардеробные, уборные;

     * подсобные — для хранения тары, инвентаря, упаковочных материалов.

     Торговые  помещения играют основную роль в  доведении товаров до потребителей и  обслуживание покупателей. В них покупатель выбирает товар и оплачивает его, то есть завершает торгово-технический процесс. Планировка торгового зала должна обеспечивать покупателям  
наилучшие условия для приобретения товаров при минимальных затратах Времени, контроль со стороны обслуживающего персонала за ходом продажи и сохранностью товаров, способствовать рациональной организации торгово-технического процесса. Торговый зал обеспечивает  
рациональную организацию движения покупательского потока с права на лево. Планировка линейная — это способствует эффективному использованию торговой площади, увеличению фронта выкладки товаров, организации контроля за сохранностью товароматериальных ценностей. Торговый зал совмещен с помещением для хранения товаров. В  
административные, бытовые, подсобные, технические помещения есть проход через торговый зал и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже. Входы и выходы отдельные, как для покупателей, так и для обслуживающего персонала.

Информация о работе Пути повышения эффективности использования оборотных средств