Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании сущности местных бюджетов, пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• проанализировать сущность и роль местных бюджетов в экономической системе государства;
• изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;
• анализ бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Принципы построения бюджетной системы
Экономическая сущность, значение и роль местных бюджетов
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов
ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Расходы и доходы местных бюджетов их виды и сущность
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые в местные бюджеты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

     Один  и тот же объект может облагаться  налогом  одного  вида только один раз за соответствующий период уплаты.

     Сумма  прибыли  или   дохода,   полученная   за   пределами республики, включается в общую сумму прибыли или  дохода,  подлежащую налогообложению  в Республике Беларусь, и учитывается  при определении размера налога, если иное не установлено международными  договорами,  действующими для Республики Беларусь.

     Суммы налогов на прибыль или доходы, полученные за пределами территории   Республики    Беларусь,    уплаченные    предприятиями, объединениями  и организациями  за  пределами  территории  Республики Беларусь  в  соответствии  с  законодательством  других  государств,  засчитываются  при  уплате  ими  налогов  с  прибыли  или  доходов  в     Республике Беларусь. При этом размер  засчитываемых  сумм  не  может  превышать сумму налога  на  прибыль  (доход),  подлежащую  уплате  в Республике Беларусь в  отношении  прибыли  (дохода),  полученной  за пределами республики.

     Прибыль,  получаемая  от  мероприятий,  доходы  от  которых облагаются налогом на доход, в составе налогооблагаемой  прибыли  не учитывается и налогом  на прибыль не облагается.

     Сроки   уплаты   налога   в   бюджет,   порядок   представления      плательщиками отчетов, расчетов (деклараций)  о  суммах  исчисленных платежей определяются Правительством Республики Беларусь, если  иное не предусмотрено  законодательством Республики Беларусь. Предприятия-плательщики обязаны  до  наступления  срока  платежа       сдать платежное  поручение  соответствующим  учреждениям  банка   на перечисление платежей в бюджет.

     Банки  принимают  к  исполнению  поручения  и  распоряжения  на перечисление платежей в бюджет.

     Плательщики налогов  несут  установленную  законодательством    Республики  Беларусь  ответственность  за  правильность  исчисления,   своевременность  уплаты налогов в бюджет  и  соблюдение  действующего  законодательства о налогообложении.

     Плательщики налогов, не имеющие к сроку, установленному для  уплаты  налогов,  бухгалтерских  отчетов  и  балансов,  расчетов   и   деклараций   по   налогам   по установленной форме за соответствующий  отчетный  период,  уплачивают 110 процентов суммы  налога,  исчисленного  за  предыдущий  отчетный период.  После  представления  названных   документов   производится   перерасчет налога исходя из фактически  полученной  прибыли,  дохода облагаемого  оборота и иных объектов налогообложения.

     Плательщикам, своевременно  не  представившим  декларации  о доходах,    подлежащих    налогообложению    налоговыми    органами,   предъявляется  налоговым  органом  извещение  об  уплате  налогов  в   размере  150  процентов  суммы  налога,  уплаченной  за   предыдущий   отчетный период, или  в  размере,  условно  рассчитанном  на  основе   информации о доходах, которой  располагает  налоговый  орган.  После      представления  названного  документа  и  его  проверки  производится  перерасчет  налога  исходя  из  фактически  полученного   дохода   с  удержанием 10 процентов от причитающейся  суммы налога.

     В   случаях   нарушений   законодательства    о    налогах    и  предпринимательстве, повлекших увеличение одних налогов  (сборов)  и одновременно уменьшение других налогов (сборов) за  один  и  тот  же  период, штрафы взыскиваются с суммы превышения  исчисленных  налогов  (сборов).

     Доходы,  полученные  плательщиком  от  занятия  запрещенными видами деятельности, а также от  деятельности,  на  занятие  которой  требуется    получение    специального    разрешения     (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и  штраф  в  размере полученного  дохода от этой деятельности подлежат внесению в бюджет.

     Штраф  и  суммы  других  финансовых  санкций  перечисляются  предприятиями  местного   хозяйства,   потребительской   кооперации, общественных     объединений,     кооперативами,     производителями сельскохозяйственной    продукции    (занимающиеся     производством  сельскохозяйственной   продукции   хозяйственные   товарищества    и     общества,  производственные  кооперативы,   унитарные   предприятия, структурные  подразделения  юридических  лиц,  имеющие  обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий)  или  иной  счет)  в  доход  местного бюджета, остальными - в доход республиканского бюджета.

     Суммы финансовых санкций с физических лиц зачисляются  в  доход местных  бюджетов.

     Умышленное  сокрытие, занижение прибыли,  доходов  или  иных  объектов налогообложения, а также уклонение от подачи  декларации  о  доходах  и  расходах  от  занятия  предпринимательством  и  об  иных доходах, которые облагаются подоходным  налогом,  совершенные  после   применения мер административного  взыскания за  такое  же  нарушение,  влекут уголовную ответственность  в соответствии с  законодательством      Республики Беларусь.

     Контроль  за правильностью применения законодательства о налогах    осуществляется  государственными  налоговыми   органами   Республики  Беларусь.

     За  разглашение  коммерческой  тайны  и  другие  неправомерные действия должностные лица государственной налоговой инспекции несут ответственность в соответствии  с   законодательством   Республики  Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
 

    Действующая система аккумулирования доходов  бюджетов Республики Беларусь характеризуется  низким уровнем доли собственных  доходов местных бюджетов, что  в свою очередь делает финансовые возможности местных органов  власти ограниченными. В связи с  этим возникает необходимость выделения факторов, влияющих на формирование доходов местных бюджетов, и обоснования системы практических рекомендаций относительно их становления.

    Финансово-экономические  отношения, складывающиеся в местном  самоуправлении, являются по своей  сути отражением финансово-экономических  отношений в стране в целом. Важная роль в управлении экономикой страны принадлежит местным бюджетам, которые выступают инструментом влияния на темпы и пропорции общественного развития и повышение благосостояния граждан. Ввиду того, что на местные бюджеты возложена главная задача - осуществление социальной политики государства [6], местные бюджеты требуют сосредоточения большого объема материальных и финансовых ресурсов. Поэтому создание эффективного механизма их формирования является одной из актуальных проблем, от решения которой зависит стабильность развития экономики страны и регионов.

    Повышение эффективности формирования доходов  местных бюджетов имеет своей  целью увеличение объемов местных бюджетов, и будет оказывать содействие:

    на  ход социально-экономического развития территориальных единиц в Беларуси;

    росту национального дохода;

    повышению уровня занятости;

    улучшению качества услуг, которые предоставляются  гражданам местной властью;

    решению неотложных социальных проблем;

    преодолению диспропорций в уровнях социально-экономического развития отдельных регионов [7].

    К .определяющим принципам эффективного формирования доходной части бюджета на местном

    уровне следует отнести:

    принцип единства;

    полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

    сбалансированности  бюджетов;

    гласности;

    самостоятельности бюджетов;

    эффективности использования бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    достоверности бюджетов;

    адресности и целевого назначения бюджетных средств;

    ответственности участников бюджетного процесса [8, ст. 8].

    Необходимо  отметить, что только систематизация принципов мобилизации доходов  местных бюджетов как комплекса  взаимосогласованных и практических мероприятий может оказывать  содействие эффективному наполнению фондов денежных средств органов местного самоуправления [8].

    Местные бюджеты - категория динамическая, поэтому  исследования эффективного формирования их доходной базы необходимо осуществлять с учетом многих факторов. Например, на величину доходов местных бюджетов в первую очередь оказывают влияние  такие факторы, как:

    содействие  развитию демократических основ  в управлении государством;

    изменения в структуре экономики; уровень  социальных гарантий населения;

    уровень экономического развития отдельных  регионов;

    соответствие  доходов объемам полномочий органов  местного самоуправления, их материальная заинтересованность в поиске резервов увеличения доходов;

    самостоятельность формирования доходной части бюджета;

    государственная финансовая поддержка;

    уровень налоговых и неналоговых поступлений;

    численность контингента бюджетных учреждений;

    период  функционирования этих учреждений;

    уровень цен и инфляции и др.

    Первоочередные  меры по эффективному наполнению фондов денежных средств органов местной  власти, а также экономический  и социальный эффект от реализации приведенных нами мер представлены в таблице.

    Перечень  мероприятий, содействующих эффективному наполнению фондов денежных средств

    органов местного самоуправления

        Мероприятия
        Экономический и социальный эффект
        1. Усовершенствование государством  действующего бюджетного и налогового  законодательства
        Расширение  и законодательное закрепление  фискальных прав местных органов  власти в части местного налогообложения и бюджетирования активизирует их деятельность в увеличении поступлений финансовых ресурсов в бюджет, усилит их ответственность за выполнение закрепленных функций и эффективность использования бюджетных средств
        2. Обеспечение самостоятельности  местных бюджетов в установлении доходов и расходов, в том числе правом определять направления их использования и расходования
        Реализация  этого мероприятия позволит снизить  зависимость местных бюджетов от вышестоящих структур, повысить ответственность органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения, создать стимулы к поиску внутренних источников доходов
        3. Уменьшение зависимости местных  бюджетов от привлеченных средств  из республиканского бюджета и снижение уровня дотационности
        Достаточность собственных средств — непременное  условие осуществления местного самоуправления. Долгосрочное закрепление источников доходов местного бюджета в полном размере или в определенной, единой для всех бюджетов части призвано стимулировать деятельность органов местного управления и самоуправления по укреплению и развитию его доходной базы
        4. Снижение уровня налогообложения  путем уменьшения количества налогов и платежей; совершенствование их структуры при одновременном увеличении собираемости налогов; установление стабильных ставок налоговых поступлений, а также закрепление их за местными бюджетами
        Уменьшение  налогов и платежей в сочетании  с совершенствованием их структуры позволит снизить налоговую нагрузку на производственную сферу, создать новые рабочие места. Установление стабильных ставок налоговых поступлений упростит механизм администрирования и уплаты налогов, снизит уровень теневой экономики, не снижая при этом уровня бюджетных поступлений. Эти меры влекут необходимость существования такой системы налогообложения, которая, в конечном счете, удовлетворяла бы интересы не государства как такового, а интересы общества
        5. Поступление в бюджет таких  неналоговых доходных источников, как: доходы от арендной платы, часть прибыли унитарных предприятий, дивиденды на государственный пакет акций, доходы от приватизации коммунальной собственности, доходы от продажи земли в частную собственность
        За  счет дополнительного привлечения  в бюджет неналоговых платежей его доходная часть может существенно пополниться. Разумное распоряжение уже поступившими в бюджет* доходами также может стать источником пополнения бюджета
        6. Приватизация объектов государственной  собственности, продажа объектов, передача в аренду
        В распоряжении местных органов власти останутся только те предприятия, которые  обеспечивают постоянные поступления в бюджет. Наименее рентабельные и бесприбыльные организации финансироваться из бюджета не должны
        7. Максимальное использование имеющихся  информационных и коммуникационных технологий
        Ускорение документооборота позволяет снизить  трудоемкость, сократить расходы на сбор и обработку информации, обеспечивает прозрачность финансовой системы
        8. Внедрение долгосрочных и перспективных  бюджетных программ поддержки малого бизнеса, создание благоприятных условий для широкого развития предпринимательства
        Следствием  проведения в действие этой стратегии  будет создание развитого рынка  труда, повышение уровня занятости и рост доходов населения и как результат - увеличение бюджетных поступлений

Информация о работе Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов