Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании сущности местных бюджетов, пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• проанализировать сущность и роль местных бюджетов в экономической системе государства;
• изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;
• анализ бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Принципы построения бюджетной системы
Экономическая сущность, значение и роль местных бюджетов
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов
ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Расходы и доходы местных бюджетов их виды и сущность
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые в местные бюджеты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ДОХОДНАЯ  И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ  МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
 
      1. Расходы и  доходы местных бюджетов их виды и сущность
 

    В соответствии с действующим порядком доходы местных бюджетов формируются из трех каналов поступлений: собственных доходов, налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов, а также отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Окончательное сбалансирование доходов и расходов осуществляется путем передачи местным бюджетам сумм дотаций, субсидий, субвенций.

    В группу собственных включаются налоги, доходы и сборы, полностью зачисляемые в доходы местных бюджетов. Местные органы власти имеют право изменять ставки, порядок и сроки уплаты их в бюджет.

    Однако  особое место в системе доходов  местных бюджетов занимают местные налоги и сборы. Они вводятся местными Советами в пределах их компетенции на территории региона и выступают дополнительными финансовыми ресурсами.

    Между тем, уровень дотационное местных бюджетов по-прежнему остается достаточно высоким.

    Однако  в условиях отсутствия ограничения полномочий местных органов власти по введению местных налогов и сборов и желания в максимальной степени пополнить доходы своих бюджетов наметилась тенденция усиления налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Одновременно действие несовместимых налоговых режимов на территории республики негативно сказалось на деятельности субъектов хозяйствования.

    Поэтому с целью устранения отмеченных недостатков  и унификации налогообложения в  рамках совершенствования концепции составления бюджетов областей и г. Минска были внесены изменений в Порядок введения местных налогов и сборов. В частности, предусматривалось сокращение налогов на производителей и увеличение налоговой нагрузки на потребителей.

    Балансирование  местных бюджетов посредством регулирующих доходов осуществляется через механизм дифференциации нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и сборов.

    В большинстве случаев собственные  и закрепленные доходы не обеспечивают даже половины объема доходов местных бюджетов. Поэтому значительная часть доходов направлялась регионам, в виде отчислений от общегосударственных доходов и налогов, сумм дотаций, субсидий, субвенций для сбалансирования их бюджетов:

  • трансферты   -   оказание   финансовой   помощи   из средств фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета;
  • субвенции — безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих;
  • субсидии. Предоставляются вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

    Подводя итоги сказанному, нужно отметить, что местные бюджеты, являясь  основным элементом финансовых ресурсов региона, представляют собой совокупность форм организации бюджетных отношений, которые:

  • используются для формирования их доходной части исходя из целей и задал местного самоуправления,
  • определяют доходные поступления путем закрепления последних за соответствующими бюджетами. Удельный вес закрепленных доходов в доходах местных бюджетов является достаточно высоким;
  • регулируют доходные поступления исходя из расходных функций путём установления нормативов отчислений от республиканских налогов, которые в последние годы являлись относительно стабильными;
  • способствуют   выравниванию   уровней    социально-экономического   развития   административно-территориальных единиц путем предоставления трансфертов, субсидий, субвенций.

    Местные бюджеты также играют большую  роль в финансировании государственных расходов, поэтому важное значение имеет распределение бюджетных ресурсов между республиканским и местными бюджетами.

    Необходимость сохранения или увеличения отдельных  расходов в условиях трансформационной  экономики усилило нагрузку на местные  бюджеты. В настоящее время они  финансируют значительную долю государственных расходов, имеющих не только местное, но и общенациональное значение, в том числе расходы на нужды образования, здравоохранения, социального обеспечения. Причем объем бюджетных ассигнований, направляемых на отрасли непроизводственной сферы, определяется исходя из норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя и количества жителей региона.

    Таким образом, средства местных бюджетов в настоящее время расходуются  на:

  • капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;
  • региональные мероприятия по социальной защите населения;
  • учреждения   социально-культурной   сферы   местного подчинения;
  • содержание местных органов государственной власти и государственного управления;
  • содержание правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов депутатов; возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;
  • другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения[14, 301 c.].

    Между тем, как свидетельствует опыт стран  с рыночной экономикой, некоторая  децентрализация бюджетных ресурсов могла бы быть полезной. В Польше, например, повысилось качество предоставляемых государством и оказываемых на местах услуг. Поскольку их получатели играют активную роль в принятии решений, а представители местной власти подотчетны им, это содействовало улучшению работы различных служб. Местные органы власти сумели избежать дефицита, что способствовало экономической стабилизации.

    В теории и практике формирования местных  бюджетов существует ряд проблем, решение  которых требует реформирования бюджетного процесса на всех его этапах с учетом особенностей рыночных преобразований. Прежде всего, современная практика формирования бюджетов не обеспечивает создания его интегрированной структуры. Это относится как к доходной, так и к расходной частям бюджета.

    Таким образом, в доходах бюджетов сегодня  выделяются две основные составляющие: налоги и неналоговые платежи  в целевые фонды.

    В настоящее время происходит замещение  налоговых доходов целевыми платежами. Это обстоятельство затрудняет маневрирование бюджетными ресурсами, специфика которых как раз и состоит в том, что, поступая в бюджет, они обезличиваются и тем самым обеспечивают непрерывное финансирование расходов.

    И наоборот, закрепление доходов за конкретными расходами увеличивает возможность возникновения временных кассовых разрывов (ситуация, характеризующаяся разрывом во времени между поступлением доходов и осуществлением расходов) при исполнении бюджета. Вероятность этого тем выше, чем больше удельный вес доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета. Таким образом, уже на стадии планирования закладываются нежелательные ситуации, которые могут иметь место при исполнении бюджета. Поэтому необходимо постепенное сокращение: (вплоть до полной ликвидации) числа целевых фондов и их доли в доходах бюджета. Это требование имеет отношение к расходной части бюджета, куда включаются расходы целевых бюджетных фондов, большая часть которых направляется на финансирование отраслей экономики. В настоящее время прямое финансирование из государственного бюджета получает ряд отраслей: сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, транспорт, связь, энергетика. Дополнительно отрасли экономики финансируются из целевых бюджетных фондов[15, 511 c.].

    В целях обеспечения отраслям экономики  равного доступа к бюджетным  ресурсам и создания интегрированной  расходной части бюджета предлагается отказаться о резервирования средств в целевых отраслевых фондах.

    Упразднение целевых фондов (кроме социальных) позволит сформировать интегрированную структуру бюджета, предотвратить распыление средств и усилить приоритетность при определении направлений использования бюджетных ресурсов.

    Таким образом, реформа межбюджетных отношений  должна осуществляться не только в  направлении балансирования доходов и расходов региональных бюджетов, но и выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности.

    С целью увеличения доли собственных доходов бюджетов базового уровня предлагается закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные местные налоги и сборы (полностью или частично), которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты.

    В условиях дестабилизации экономики, несвоевременного поступления доходов целесообразно  также сохранить дотационность местных бюджетов для обеспечения стабильного финансирования защищенных статей расходов.

    Таким образом, при решении вопросов распределения  доходов и расходов между бюджетами различных уровней необходимо исходить из следующих положений:

  • степень обеспеченности собственными доходами местных бюджетов должна быть необходимой и достаточной;
  • максимальная децентрализация доходов не согласуется с экономическими интересами других участников межбюджетных отношений. Предоставление исчерпывающих налоговых полномочий местным властям может привести к неравенству налоговых режимов, миграции экономических агентов, дифференциации условий инвестирования и т.п.;
  • закрепление расходных функций за бюджетами различных уровней должно обеспечить высокое качество и эффективность государственных услуг;
  • существует целый ряд услуг, которые экономически целесообразно закрепить за вышестоящим уровнем управления, что позволит избежать дублирования услуг местными администрациями (например, при проведении природоохранных мероприятий);
  • степень децентрализации расходов ограничена наличием доходных источников местных бюджетов, достаточных для обеспечения расходных функций. Имеется в виду необходимость обеспечения равенства доходов и расходов региональных бюджетов.

    Подводя итоги, важно отметить, что для  решения проблем региональных бюджетов требуется реформирование бюджетного процесса в целом, упорядочение и сбалансирование финансовых отношений между центром и регионами. 
 
 
 

      1. Налоги  и неналоговые платежи, уплачиваемые в местные бюджеты
 

     Зачисление  налогов и  сборов  в  местные  бюджеты  регулируется Законом Республики Беларусь  "О  местном  самоуправлении  и  налогов  устанавливаются  ежегодно Законом Республики Беларусь при  утверждении бюджета. Налоги и сборы уплачиваются в денежных единицах, находящихся  в обращении  на  территории  республики,  или  в  иностранной  валюте, покупаемой банками Республики Беларусь.

     В   Республике   Беларусь   устанавливаются   следующие    виды       общегосударственных налогов и  сборов:

     налог на добавленную стоимость;

     акцизы;

     налог на прибыль и доходы;

     налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

     налог за  пользование  природными  ресурсами  (экологический налог);

     налог на недвижимость;

     налог на экспорт и импорт;

     земельный налог (плата за землю);

     налог  на  топливо;

     транзитный  налог;

     государственная пошлина и сборы;

     подоходный  налог с физических лиц.

     Объекты обложения, порядок уплаты, ставки,  льготы  по  каждому конкретному  виду  налога  и  сбора  предусматриваются  специальными актами налогового законодательства  Республики  Беларусь.  Включение  положений,  регулирующих  вопросы  налогообложения,  в  другие  акты законодательства не допускается.

     Льготы  по  налогам  и   сборам   устанавливаются   Президентом  Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

     Индивидуальные  льготы  по  налогам  и  сборам  юридическим   и физическим лицам Республики  Беларусь  предоставляются Президентом Республики Беларусь.

     Местные  Советы  депутатов  или   по   их   поручению   местные  исполнительные  и  распорядительные   органы   вправе   в   порядке, установленном  актами  Президента  Республики  Беларусь  и  законами Республики Беларусь, предоставлять  юридическим  и  физическим  лицам  Республики  Беларусь  льготы  по   налогам   и   сборам,   полностью      уплачиваемым в местные бюджета, за исключением  налогов на  доходы  и прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов.

Информация о работе Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов