Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании сущности местных бюджетов, пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• проанализировать сущность и роль местных бюджетов в экономической системе государства;
• изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;
• анализ бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания.
ВВЕДЕНИЕ
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Принципы построения бюджетной системы
Экономическая сущность, значение и роль местных бюджетов
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов
ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Расходы и доходы местных бюджетов их виды и сущность
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые в местные бюджеты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источник: собственная разработка на основании [2-4].
Местные бюджеты - это не только финансовая основа для осуществления функций местных органов власти, но и основа суверенитета государства в целом.
Выступая как система денежных отношений, местный бюджет выражает экономические отношения в обществе на уровне регионов - отношения между социальными слоями и государством, в связи с чем имеет определенные, присущие лишь ему, особенности:
во-первых,
это сосредоточение части ВВП в руках
органа местного самоуправления с его
дальнейшим использованием на местные
нужды и его перераспределение между областями
производства и административно-
во-вторых, перераспределение ВВП с помощью бюджетных отношений охватывает не только процесс формирования фонда финансовых ресурсов в масштабах государства, но и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов, которое достигается в первую очередь за счет разного уровня сосредоточения финансовых ресурсов в соответствующих бюджетах;
в-третьих, использование этих фондов между отраслями народного хозяйства в соответствии с общегосударственными целями социальной политики, предоставляя местным органам власти право самостоятельно определять направления использования местных бюджетов в пределах имеющихся средств;
в-четвертых, осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти [2].
Таким образом, в современном мире местные бюджеты не только не утратили своей роли, но и широко используются в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций [2].
Большинство авторов выделяют две функции государственного бюджета, свойственные всем финансовым категориям:
распределительную (перераспределительную);
контрольную.
По нашему мнению, их необходимо дополнить функциями:
государственного регулирования и стимулирования экономики;
информационной функцией;
функцией
обеспечения местного самоуправления,
финансового обеспечения
Источник: самостоятельная разработка на основе [2 - 4].
Таким образом, можно утверждать, что роль местных бюджетов в управлении экономикой довольно весомая, поскольку они являются значительными рычагами, которые влияют на темпы и пропорции общественного развития.
Местные бюджеты дают реальную возможность стимулировать развитие приоритетных секторов экономики. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.
Однако необходимо помнить, что развивающееся производство - еще не конечный критерий развитости, прогрессивности экономической системы.
Поскольку центральным элементом этих систем является человек, то степень обеспечения экономической системой условий для совершенства человека и есть главный конечный критерий прогрессивности экономических систем [1].
Местные бюджеты дают реальную возможность обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения, перераспределять финансовые ресурсы для обеспечения социальных гарантий населения, осуществлять финансирование социально-культурной сферы.
Сегодняшнее состояние местных бюджетов в Республике Беларусь характеризуется недостаточностью собственных доходных источников, высокой зависимостью от государственного бюджета, отсутствием стимулов у местных органов власти в дополнительном получении доходов и экономном расходовании бюджетных средств [5]. Это противоречит роли местных бюджетов в экономической системе государства, делает невозможным эффективное выполнение возложенных на местные органы власти задач.
Стратегической
целью государства является содействие
динамичному, сбалансированному социально-
Государство через местные бюджеты может регулировать экономику посредством следующих финансовых категорий:
налоги. Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития [3];
прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ. К ним относятся: крупные инвестиционные природоохранные программы, программы приватизации, развития топливно - энергетического комплекса, создания новых рабочих мест посредством предоставления условий для малого бизнеса, развитие НИОКР;
предоставление местным бюджетам дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящего с целью выравнивания социально-экономических условий развития территорий;
выдача беспроцентных и льготных кредитов фермерским хозяйствам, другим малым фирмам, предприятиям и отраслям для поддержки конкурентных условий их хозяйствования;
создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов) с целью предупреждения диспропорций в развитии экономики [3];
бюджетный дефицит. Привлечение дополнительных источников для финансирования расходов местных бюджетов.
Таким
образом, местный бюджет, объединяя
в себе основные финансовые категории
(налоги, займы, государственные расходы,
дефицит), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и играет как
важную экономическую, так и политическую
роль в любом современном обществе.
Каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет, базируясь на:
закрепленных источниках доходов;
нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;
дополнительных источниках, установленных местными Советами депутатов;
суммах дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;
потребности в расходах на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию.
Порядок
и сроки составления местных
бюджетов устанавливаются местными
исполнительными и
Составленные проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов (областного, районного, городского бюджета, бюджета поселка городского типа и сельсовета) и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:
проект местного бюджета с выделением доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и о размере оборотной кассовой наличности по бюджету;
проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
прогноз
консолидированного
В утвержденном местным Советом депутатов бюджете устанавливаются:
доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), источники финансирования дефицита бюджета;
размеры резервных и целевых бюджетных фондов, а также размер оборотной кассовой наличности;
размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;
нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.
Исполнительные и распорядительные органы городов с районным делением могут предоставлять право исполнения городского бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.
В случае временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы процентные и беспроцентные ссуды из и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам. Возврат полученных заемных средств (ссуд) производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года.
Контроль
за исполнением местных
бюджетов осуществляется органами
Комитета государственного контроля
Республики Беларусь и соответствующими
местными исполнительными
и распорядительными органами вышестоящего
уровня. Оперативный контроль за своевременным
поступлением доходов и расходованием
средств по целевому назначению производится
местными финансовыми и налоговыми органами.
Информация о работе Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов