Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и исследовании сущности местных бюджетов, пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• проанализировать сущность и роль местных бюджетов в экономической системе государства;
• изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;
• анализ бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Принципы построения бюджетной системы
Экономическая сущность, значение и роль местных бюджетов
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов
ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Расходы и доходы местных бюджетов их виды и сущность
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые в местные бюджеты
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

    Источник: собственная разработка на основании [2-4].

    Местные бюджеты - это не только финансовая основа для осуществления функций  местных органов власти, но и основа суверенитета государства в целом.

    Выступая  как система денежных отношений, местный бюджет выражает экономические  отношения в обществе на уровне регионов - отношения между социальными  слоями и государством, в связи с чем имеет определенные, присущие лишь ему, особенности:

    во-первых, это сосредоточение части ВВП в руках органа местного самоуправления с его дальнейшим использованием на местные нужды и его перераспределение между областями производства и административно-территориальными образованиями;

    во-вторых, перераспределение ВВП с помощью бюджетных отношений охватывает не только процесс формирования фонда финансовых ресурсов в масштабах государства, но и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов, которое достигается в первую очередь за счет разного уровня сосредоточения финансовых ресурсов в соответствующих бюджетах;

    в-третьих, использование этих фондов между отраслями народного хозяйства в соответствии с общегосударственными целями социальной политики, предоставляя местным органам власти право самостоятельно определять направления использования местных бюджетов в пределах имеющихся средств;

    в-четвертых, осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти [2].

    Таким образом, в современном мире местные  бюджеты не только не утратили своей  роли, но и широко используются в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций [2].

    Большинство авторов выделяют две функции  государственного бюджета, свойственные всем финансовым категориям:

    распределительную (перераспределительную);

    контрольную.

    По  нашему мнению, их необходимо дополнить  функциями:

    государственного  регулирования и стимулирования экономики;

    информационной  функцией;

    функцией  обеспечения местного самоуправления, финансового обеспечения социальной политики, прогнозной (рисунок).

    

    

      
 
 

      
 
 
 
 
 

      
 
 

      
 

    Источник: самостоятельная разработка на основе [2 - 4].

    Таким образом, можно утверждать, что роль местных бюджетов в управлении экономикой довольно весомая, поскольку они являются значительными рычагами, которые влияют на темпы и пропорции общественного развития.

    Местные бюджеты дают реальную возможность  стимулировать развитие приоритетных секторов экономики. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.

    Однако  необходимо помнить, что развивающееся  производство - еще не конечный критерий развитости, прогрессивности экономической системы.

    Поскольку центральным элементом этих систем является человек, то степень обеспечения  экономической системой условий для совершенства человека и есть главный конечный критерий прогрессивности экономических систем [1].

    Местные бюджеты дают реальную возможность  обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения, перераспределять финансовые ресурсы  для обеспечения социальных гарантий населения, осуществлять финансирование социально-культурной сферы.

    Сегодняшнее состояние местных бюджетов в  Республике Беларусь характеризуется  недостаточностью собственных доходных источников, высокой зависимостью от государственного бюджета, отсутствием стимулов у местных органов власти в дополнительном получении доходов и экономном расходовании бюджетных средств [5]. Это противоречит роли местных бюджетов в экономической системе государства, делает невозможным эффективное выполнение возложенных на местные органы власти задач.

    Стратегической  целью государства является содействие динамичному, сбалансированному социально-экономическому развитию всей страны и отдельных  территорий, а эта цель может осуществляться только посредством рационального управления государственными и местными бюджетными ресурсами.

    Государство через местные бюджеты может  регулировать экономику посредством  следующих финансовых категорий:

    налоги. Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития [3];

    прямое  бюджетное финансирование общегосударственных  программ. К ним относятся: крупные инвестиционные природоохранные программы, программы приватизации, развития топливно - энергетического комплекса, создания новых рабочих мест посредством предоставления условий для малого бизнеса, развитие НИОКР;

    предоставление  местным бюджетам дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящего с целью выравнивания социально-экономических условий развития территорий;

    выдача  беспроцентных и льготных кредитов фермерским хозяйствам, другим малым фирмам, предприятиям и отраслям для поддержки конкурентных условий их хозяйствования;

    создание  за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки  предпринимательства (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов) с целью предупреждения диспропорций в развитии экономики [3];

    бюджетный дефицит. Привлечение дополнительных источников для финансирования расходов местных бюджетов.

    Таким образом, местный бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, займы, государственные расходы, дефицит), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 

      1. Составление,  рассмотрение  и  утверждение   местных бюджетов
 

    Каждый  местный  Совет  депутатов  самостоятельно формирует свой бюджет, базируясь  на:

    закрепленных  источниках доходов;

    нормативах  отчислений  от   республиканских   налогов,   других обязательных  платежей,  установленных  законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год  и решениями местных Советов  депутатов для соответствующих  бюджетов;

    дополнительных  источниках,  установленных   местными   Советами депутатов;

    суммах дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;

    потребности в  расходах  на   финансирование   мероприятий   по  экономическому и социальному развитию.

    Порядок и сроки составления  местных  бюджетов  устанавливаются местными  исполнительными и распорядительными  органами.  Составление местных  бюджетов   производится   местными   финансовыми   органами (бюджетов  городов районного подчинения,  поселков городского типа и сельсоветов  -  исполнительными  и  распорядительными  органами)  на основании  прогнозных  показателей  по  доходам  и  расходам местных бюджетов и получаемых соответственно от  Министерства  финансов  или вышестоящих  исполнительных  и  распорядительных  органов  прогнозных расчетных   показателей,   принятых   для   определения   нормативов отчислений от республиканских  налогов и других обязательных платежей в эти бюджеты, сумм дотаций.

    Составленные  проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные  органы. Одновременно  представляются  предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

    Исполнительные  и распорядительные органы рассматривают  проекты местных бюджетов (областного, районного, городского бюджета, бюджета поселка городского типа и  сельсовета)  и  нормативы  отчислений  от республиканских налогов,  других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:

    проект  местного  бюджета  с  выделением  доходов  и  расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

    предложения о нормативах отчислений от республиканских  налогов, других обязательных платежей  в  нижестоящие  бюджеты  и  о  размере оборотной кассовой наличности по бюджету;

    проект  решения местного Совета депутатов  о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;

    прогноз                консолидированного               бюджета административно-территориальной единицы.

    В утвержденном    местным     Советом     депутатов     бюджете устанавливаются:

    доходы  местного бюджета в общей сумме  и  по  видам  налогов  и других    обязательных   платежей   в   соответствии   с   бюджетной классификацией Республики Беларусь;

    расходы местного   бюджета   в   общей  сумме,  по  разделам  и подразделам  функциональной   бюджетной   классификации   Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;

    превышение  доходов  над  расходами  бюджета  или  расходов  над доходами   бюджета   (дефицит   бюджета),  источники  финансирования дефицита бюджета;

    размеры резервных  и  целевых бюджетных  фондов,  а также размер оборотной кассовой наличности;

    размер  дефицита   нижестоящего   бюджета   в  пределах  уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;

    нормативы отчислений   от   республиканских   налогов,   других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

    Местные исполнительные  и  распорядительные   органы,   местные финансовые   и   налоговые   органы  организуют  исполнение  местных бюджетов,  обеспечивают поступление всех предусмотренных  доходов  и расходование   бюджетных   средств   в  соответствии  с  их  целевым назначением.

    Местные бюджеты   исполняются   в   соответствии   с  бюджетной росписью,  которая составляется местными  финансовыми  органами  или соответствующими   местными   исполнительными   и  распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.

    Исполнительные  и  распорядительные  органы  городов  с районным делением могут предоставлять право исполнения городского  бюджета  в части    финансирования    бюджетных   учреждений   и   организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов   в   соответствии  со  сметами  расходов,  утвержденными  в установленном порядке.

    В случае  временных  кассовых  разрывов  при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных  и  распорядительных органов  могут  быть  выданы  процентные  и  беспроцентные  ссуды из и  районных  бюджетов  соответствующим  исполнительным  и распорядительным органам.  Возврат полученных заемных средств (ссуд) производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

    Контроль  за   исполнением   местных   бюджетов   осуществляется органами Комитета государственного контроля  Республики  Беларусь  и соответствующими   местными   исполнительными   и  распорядительными органами вышестоящего уровня.  Оперативный контроль за своевременным поступлением  доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами. 

Информация о работе Пути повышения эффективности формирования доходов местных бюджетов