Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освоение механизма формирования издержек товарного обращения на предприятии. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность издержек товарного обращения;
рассмотреть формирование издержек обращения на предприятии ЗАО «Анис»;
предложить пути минимизации издержек обращения.
Объектом исследования является предприятие Закрытого Акционерного Общества «Анис».
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1 Экономическая сущность издержек обращения торгового предприятия…………………………………………………………………………….......6
1.1 Понятие, содержание и классификация издержек обращения…………….6
1.2 Состав издержек обращения по видам затрат…………………………..…13
1.3 Показатели издержек обращения………………………………………......16
1.4 Факторы, влияющие на формирование издержек обращения……………18
Глава 2 Формирование издержек обращения на предприятии ЗАО «Анис» .22
2.1 Характеристика предприятия по основным технико-экономическим
показателям……………………………………………………………………...22
2.2 Фактор цен, влияющий на формирование издержек обращения………...27
2.3 Фактор объема товарооборота, влияющего на формирование
издержек обращения…………………………………………………………….32
Глава 3 Пути минимизации издержек обращения…………………………….35
3.1 Разработка мероприятий по снижению издержек обращения……………35
3.2 Экономический расчет мероприятия по установлению компьютерной
сети……………………………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы…………………
РИ=Уф – Уб ,
где РИ – размер изменения уровня издержек обращения (%);
Уф – фактический уровень издержек обращения (%);
Уб - уровень издержек обращения базового периода (%).
По размеру изменения уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии (или перерасхода) и дают оценку соблюдения сметы издержек обращения в целом по торговому предприятию [15,с.230-232].
В настоящее время средний уровень издержек обращения в розничной торговле страны составляет 18 – 20 % при рентабельности в пределах 4– 6%.
Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций (путей сообщения), условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой товарооборота.
Различается уровень издержек обращения в зависимости от группы и видов реализуемых товаров. В торговле продовольственными товарами он выше (в среднем 15 – 18 %), чем в торговле непродовольственными товарами (7-8 %) из-за больших расходов по транспортировке, хранению, расфасовке, естественной убыли товаров, потерь и расходов по таре. Установлено, что расходы на реализацию продовольственных товаров примерно в 1,5 – 2 раза больше расходов на реализацию непродовольственных товаров на ту же сумму. Большинство непродовольственных товаров в торговую сеть поставляется крупными партиями, по более высоким ценам, что обуславливает более низкий уровень расходов по транспортировке, хранению и реализации. В определенной степени этим объясняются различия уровней издержек обращения торговых предприятий в зависимости от их товарной специализации и ассортиментной структуры товарооборота.
Средний уровень издержек обращения складывается под влиянием величины каждого вида затрат, учитываемого в действующей номенклатуре издержек обращения. Анализу подлежат все статьи издержек, но в первую очередь расходы по таким статьям, как затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды; расходы по транспортировке грузов; амортизация основных фондов; проценты по кредитам банков; оплата нематериальных услуг [19, с.158-162].
1.4. Факторы, влияющие на формирование издержек обращения
Процесс управления издержками обращения на предприятии торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. На уровень издержек обращения оказывают влияние как управляемые (зависящие от деятельности предприятия), так и неуправляемые (независящие) факторы.
Основные факторы, влияющие на издержки обращения:
1) Фактор цен (кроме цен на собственные товары).
2) Объем товарооборота, его структуры и скорости.
К неуправляемым факторам относится фактор цен (кроме цен на собственные товары), так как цены на материалы, тарифы на транспортные услуги, арендные ставки зависят от внешних условий и оказывают прямое воздействие на сумму издержек. К управляемым можно отнести факторы организации и управления хозяйственными процессами.
Повышение производительности труда ведет к высвобождению численности работников и сокращению расходов на оплату труда.
Продолжительность торгово-операционного цикла, чем короче период обращения оборотных активов предприятия, тем ниже уровень его текущих затрат по хранению товаров, потерь товаров от естественной убыли.
Состав и состояние используемых основных средств предприятия. Чем выше степень их износа, тем больше расходов на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения. Кроме того, от объема и состава основных средств, других внеоборотных материальных активов и нематериальных активов предприятия зависит сумма амортизации, начисляемая в каждом отчетном периоде.
Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуется предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
Уровень обслуживания покупателей. Чем выше этот показатель, тем в большем объеме торговое предприятие несет текущие затраты по организации дополнительных торговых услуг, внутримагазинной рекламе и информации и др. [3,с.223-226].
Следует иметь в виду, что не всегда абсолютное увеличение затрат ухудшает финансовый результат. Например, улучшение качества торгового обслуживания повышает уровень издержек. Но, если повышение качества осуществляется эффективно, абсолютный рост затрат будет сопровождаться снижением их удельного веса в объеме товарооборота или по отношению к прибыли.
При определении воздействия факторов на издержки исчисляют влияние объема товарооборота, его структуры и скорости.
Объем товарооборота оказывает наибольшее влияние на формирование издержек обращения. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения , однако их уровень при этом снижается(т.к. сумма постоянных издержек остается неизменной).
Динамическое изменение величины издержек в условиях инфляции приводит к искажению аналитических расчетов, возникающему из-за инфляционных процессов. Поэтому сопоставление издержек и товарооборота различных периодов временного ряда возможно лишь при условии выражения этих показателей в единых, т. е. в сопоставимых ценах.
Для приведения цен в сопоставимый вид можно использовать индекс цен на товар или индекс инфляции. При делении отчетной суммы издержек на индекс цены соответствующих видов затрат или коэффициент инфляции получают сумму затрат в сопоставимых ценах (или приведенную к сопоставимому виду). Полученная сумма затрат в сопоставимых ценах представляет отчетное значение издержек, приведенной к сопоставимым ценам (ценам базисного периода).
Аналогично получают приведенное значение товарооборота делением отчетного товарооборота на средний индекс цен соответствующих товаров или коэффициент инфляции.
В дальнейших аналитических расчетах приведенные показатели используют вместо отчетных для выявления изменения работы предприятия в чистом виде, т. е. без влияния ценовых факторов.[8,с.275-280].
Существенное влияние на издержки обращения оказывает изменение структуры товарооборота. Расчет влияния данного показателя очень важен, он позволяет выявить резервы и определить возможности улучшения финансовых результатов за счет рационального подбора товарного ассортимента для реализации. Более того, если рассматривать изменение издержек без учета фактора структуры товаров, данные отчетного и предыдущих периодов могут быть несопоставимыми. В этом случае можно оценивать влияние того или иного фактора на издержки и не знать, что экономия или перерасход возможно в значительной степени произошли за счет изменения товарного состава.
Величину влияния структурных сдвигов товарооборота на приращение уровня издержек обращения можно определить способом разниц:
, (3)
где di1 и di0 – удельные веса i-й товарной группы в отчетном и базисном объемах товарооборота соответственно;
Ii0 – базисный (нормативный) уровень издержек обращения i-й товарной группы;
n – число товарных групп.
Существенное влияние на величину издержек обращения также оказывает и фактор товарооборачиваемости. Замедление оборачиваемости вызывает увеличение издержек по их отношению к товарообороту, а ускорение обеспечивает снижение уровня затрат.
Изучение покупательского спроса и завоз товаров, соответствующих спросу по ассортименту, качеству, количеству и цене способствуют повышению скорости товарооборота, а следовательно, снижению уровня затрат. Применение соответствующих мер по ликвидации запасов неходовых товаров с помощью уценки, переадресовки, переработки также уменьшает уровень издержек [21,с.310-317].
Глава 2 Формирование издержек обращения
на предприятии ЗАО «Анис»
2.1 Характеристика предприятия по основным технико-экономическим
показателям
ЗАО «Анис» именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено участником, утвердившим Устав на основании Части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. «Общество» является юридическим лицом, зарегистрированным 25 мая 1999г. городской регистрационной палатой и департаментом недвижимости администрации г. Омска, согласно действующего на территории РФ законодательства. Правовое положение «Общества» определяется указанным законодательством и его Уставом.
Местонахождение ЗАО «Анис»: г. Омск, ул. Ленина, 10. Основной целью создания «Общества» является осуществление производственно - хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Основной вид деятельности, осуществляемый «Обществом» в 2005-2006 гг. это производство и торговля кондитерскими и продовольственными товарами.
На 1 января 2007 г. численность работников «Общества» составила 103 человека, из них: Генеральный директор, Главный бухгалтер, Главный инженер, два начальника цеха являются руководящим звеном предприятия. Также в штате имеются: заведующий складом, бухгалтерия, рабочие производственного цеха и цеха полуфабрикатов, сотрудники отдела реализации и склада, кассиры, сотрудники отдела доставки.
Ниже на рисунке 4 можно рассмотреть организационную структуру ЗАО «Анис», в которой видно, что «Общество» имеет два цеха, один из которых производит полуфабрикаты, а второй изготовляет кондитерские изделия. Также на предприятии есть отдел доставки и отдел реализации, без которых организация производственного процесса была бы невозможна.
Рис. 4. Организационная структура ЗАО «Анис»
ЗАО «Анис» - занимается производством и торговлей кондитерскими изделиями и продуктами питания. Динамика ассортимента реализуемой продукции за 2005-2006 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика ассортимента реализуемой продукции за 2005-2006 гг.
Товарные группы | 2005 год | 2006 год | Отклонения | Темп роста, % | |||
абсол. вел, тыс. руб. | уд. вес, % | абсол. вел, тыс. руб. | уд. вес, % | абсол. вел, тыс. руб. | уд. вес, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
шоколадные конфеты и карамель | 2697,86 | 20 | 4006,128 | 24 | 1308,268 | 4 | 148,5 |
печенье (весовое и фасованное) | 2023,395 | 15 | 2169,986 | 13 | 146,591 | -2 | 107,2 |
вафли (весовые и фасованные) | 1483,823 | 11 | 2670,752 | 16 | 1186,929 | 5 | 180,0 |
шоколад плиточный | 2428,074 | 18 | 2503,83 | 15 | 75,756 | -3 | 103,1 |
сухие завтраки | 404,679 | 9 | 2169,986 | 13 | 1765,307 | 4 | 536,2 |
мучные и хлебобулочные изделия | 3642,111 | 27 | 3171,518 | 19 | -470,593 | -8 | 87,1 |
Всего | 13489,3 | 100 | 16692,2 | 100 | +3202,9 | - | - |
Данные таблицы 1 показывают, что в 2005 году наибольший удельный вес в структуре реализуемой продукции занимает реализация хлебобулочных изделий – 27 %, наименьший удельный вес принадлежит реализации сухих завтраков – 9 % в общей структуре реализации. В 2006 году снизилось реализация хлебобулочных изделий на 470,593 тыс. руб. По остальным показателям за исследуемый период наблюдается рост, а именно: реализация шоколадных конфет и карамели увеличилось на 1308,268 тыс. руб., печенья (весового и фасованного) – на 146,591 тыс. руб., вафлей – на 1186,929 тыс. руб., шоколада плиточного – на 75,756 тыс. руб., сухих завтраков – на 1765,307 тыс. руб.
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО «Анис» показана в таблице 3.
Таблица 3
Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Анис» в динамике
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | Отклоне ние 2006-2005 гг. | Темп роста,% | Темп прироста,% | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Объем товарооборота: в действующих ценах, тыс. руб. | 13489,3 | 16478,4 | 16692,2 | 3202,9 | 123,7 | 23,7 |
в сопоставимых ценах, тыс. руб. | 12490 | 15257,7 | 15455,7 | 2965,7 | 123,7 | 23,7 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 381,8 | 525,3 | 525,3 | 143,5 | 137,6 | 37,6 |
Валовый доход, тыс.руб. | 11241,1 | 12789 | 13910,2 | 2669,1 | 123,7 | 23,7 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 83 | 103 | 103 | 20 | 124 | 24 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, тыс. руб. | 4,6 | 5,1 | 5,1 | 0,5 | 110,9 | 10,9 |
Производительность труда на 1 работника, руб. | 162,5 | 160 | 162,1 | – 0,4 | 99,7 | -0,3 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 2578 | 2301 | 2301 | – 277 | 89,3 | -10,7 |
Фондоотдача, руб. | 5,2 | 7,2 | 7,3 | 2,1 | 140,4 | 40,4 |
Фондоемкость, руб. | 0,2 | 0,1 | 0,1 | -0,1 | 50 | -50 |